Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства и практика их реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:46, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей работы – изучение различных подходов к формированию механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для реализации цели курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
•определить место и роль малого и среднего предпринимательства в современной экономике;
•выявить состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства;
•изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса;

Файлы: 1 файл

господдержка малого бизнеса.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

 

 

Кафедра финансов и менеджмента

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственное и муниципальное управление»

на тему:

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил        

Проверил         

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без  которого не может устойчиво развиваться  государство. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том  случае, если в экономике будет  действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности, а местным бюджетам – налоги. В этой связи вопросы, связанные с государственной поддержкой малого и среднего предпринимательства, являются актуальными.

Цель моей работы – изучение различных подходов к формированию механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Для реализации цели курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:

  • определить место и роль малого и среднего предпринимательства в современной экономике;
  • выявить состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства;
  • изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса;

 

 

ГЛАВА 1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В  ВОПРОСАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ  МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Мировой опыт свидетельствует  и о том, что без государственной  поддержки развитие малого предпринимательства  происходит очень медленно. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Во всех экономически развитых странах малому и среднему бизнесу со стороны государства  оказывается различная организационная  и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функционирование экономики и в конечном счете высокий уровень жизни населения.

В мировой практике считается  нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка. Во всех странах мира — в Европе, Японии, США, Азии и латиноамериканского континента — идет мощная волна поддержки и развития малых предприятий. Вся Европа и, в особенности, страны с переходной экономикой (Восточная Европа) сделали акцент на расширении своего участия в государственной поддержке малого бизнеса.

В США малый бизнес поддерживают следующие государственные органы: Администрация малого бизнеса (АМБ); специальные подразделения в министерствах и ведомствах по работе с отдельными группами мелких бизнесменов.

Помимо этого действует  широкая сеть специальных учреждений в органах местной власти.

Так, АМБ, созданная в 1953 г. при Белом доме и насчитывающая ныне около одной тысячи человек, предоставляет малым и средним предприятиям следующие услуги:

  • обеспечивает финансовую поддержку;
  • содействует в получении заказов;
  • оказывает различного рода бесплатные консультации.

АМБ полномочна гарантировать  коммерческим банкам до 90% кредита, выдаваемого ими малым предприятиям. Для поддержки малых и средних предприятий государство ежегодно выделяет около 4 млрд долл.

Другой мерой поощрения  частной инициативы являются налоговые  и амортизационные льготы. При общем снижении в 1987 г. ставок налога на прибыль максимальная ставка для крупных компаний упала с 46 до 34% для неинкорпорированного бизнеса, включая единоличных собственников; вместо применявшихся ранее 15 ставок, максимальная из которых составляла 50%, были введены только две — 15% и 28%.

Особое внимание федеральные  власти США уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.

Большое внимание поощрению  мелкого предпринимательства уделяется на региональном уровне. Одной из первостепенных задач администрация США и Конгресс считают подключение малого бизнеса к национальному экспорту. Глобализация ключевых отраслей промышленности, таких как автомобилестроение, электроника, машиностроение, привела к росту объемов международной торговли, однако большинство американских компаний остались в стороне от этих процессов.

Средние и мелкие фирмы  не приспособились к глобализации рынка, тем более что власти штатов не спешили оказывать содействие мелким экспортерам, направляя все свои усилия на поддержку крупных производителей. В 1994 г. 85% всего американского экспорта приходилось всего на 15 компаний.

Зарубежные специалисты особое внимание уделяют вопросам обеспечения работающих в малом бизнесе всей необходимой информацией, а также консультациями. Институт малого бизнеса подготовил объединенную программу, по которой в учебных заведениях США работают курсы основ управления малыми предприятиями. И если в начале 1970-х гг. подобные курсы функционировали не более чем в 20 учебных заведениях, то спустя 20 лет таких заведений насчитывалось уже около 500. Для предпринимателей издается специальная литература, помогающая им в их деятельности. Так, специалистами АМБ, например, подготовлено практическое пособие «Энциклопедия малого бизнеса, или как начать свое дело», изданное в России.

В тоже время в Японии малое и среднее предпринимательство находит помощь не только со стороны правительства и нескольких созданных им специализированных организаций, но и сo стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.

Государственная политика содействия малым и средним предприятиям включает следующие направления:

• обеспечение конкурентоспособности путем выделения субсидий и ссуд - прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес, в 1994 г. 60% всех кредитов пришлось на долю малых предприятий);

• поощрение структурной  перестройки, модернизации хозяйственной деятельности, улучшения условий труда, содействие торговле;

• сбор и анализ информации об экономических показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности господдержки.

Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной власти, при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений.

Финансовая поддержка  технического перевооружения производства осуществляется за счет выделения ссуды  из местного бюджета и реализации оборудования в рассрочку или  предоставления его в наем арендодателями префектур.

Широкое распространение  получило выделение субсидий, покрывающих  до 50% затрат, на создание центров повышения  технического уровня малых и средних  фирм, консультирование, повышение  квалификации технических работников и т. п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий.

Неотъемлемый элемент  японской системы финансирования малого бизнеса — это компенсация  затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повышение квалификации работников.

Финансируется также  установка компьютеров, сбор и анализ информации для разработки энергосберегающих  и природоохранных мероприятий, консультирование предпринимателей по поводу эффективных методов ведения розничной торговли и программного обеспечения.

В других развитых странах малый бизнес также находит довольно существенную поддержку со стороны этих государств.

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Точкой отсчета развития государственной поддержки малого бизнеса можно считать 1989 год, когда в СССР был создан Союз малых государственных предприятий СССР. В том же году было принято «Положение об организации деятельности малых предприятий». Такими предприятиями в то время считались фирмы, создаваемые учредителями и работающие на принципе самоокупаемости и самофинансирования. Численность персонала, работающего на малых предприятиях, не должно быть больше 100 человек. Положение предусматривало порядок открытия, реорганизации, ликвидации данных предприятий. Документ определял планирования и отчетность вышеуказанных организаций. Однако определение малых предприятий было сформулировано нечетко, потому у них не было четко выраженного статуса.

Малые предприятия окончательно получили юридический статус 8 августа 1990 года, когда было принято Постановление Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Благодаря этому документу было ясно, какова должна быть численность предприятия и в каких отраслях, как правильно регистрировать малое предприятие, кто может выступать его учредителем. Этот документ был дополнен Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Теперь официально малые предприятия разрешено создавать на основе государственной, муниципальной, частной собственности, а также на основе смешанной формы собственности и осуществлять любую деятельность, не связанную с нарушением законодательства.

Установлено, что в  первые два года работы не платят налог  на прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидности, а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет 90% общей суммы выручки от реализации продукции.

Указом были уменьшены  в 2 раза налоговые ставки для банков и страховых организаций, которые  обслуживают преимущественно малые предприятия, занимающиеся указанными видами деятельности. Освобожденную от налогообложения прибыль предлагалось направлять в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки малых предприятии и развития конкуренции.

В соответствии с указом малые предприятия были освобождены  от внесения авансовых взносов по налогу на прибыль, а физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — от уплаты НДС.

Надо признать, что  поддержка предпринимательства  требует больших затрат, а возможности  государственного бюджета весьма ограничены, поэтому большие надежды возлагаются на отечественных и иностранных инвесторов, Федеральная программа предусматривает привлечение российских и зарубежных банков, а также других кредитно-финансовых организаций к финансированию под гарантии Правительства РФ.

Правовая база регулирования  и поддержки малого бизнеса не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами — были перечислены лишь основные. Особое место занимает в ней налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.

Начиная с 1994 года, Правительство РФ начинает утверждать Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Так Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 утверждается первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 гг.

Данная программа отражала политику государственного патернализма по отношению  к малому бизнесу. Программа предусматривала, что в компетенции Российской Федерации находится определение  общих принципов и приоритетных направлений государственной поддержки, разработка и реализация федеральных программ, установление льгот по федеральным налогам и т.д. За счет федерального бюджета и других фондов федеральные программы финансируются не менее чем на 50%. Субъекты РФ осуществляют поддержку малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.

Информация о работе Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства и практика их реализации