Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 05:30, научная работа
Важнейшей составляющей формирования и развития рыночной экономики является малое предпринимательство. Теоретическое обоснование необходимой экономической политики и разработка практических мер поддержки является серьезной задачей, реализация которой позволит России встать на путь устойчивого социально-эко¬номического развития и интегрироваться в мировую экономику со сбалансированной структурой национального бизнес - сообщества.
Научная статья № 2
Совершенствование механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
Важнейшей составляющей формирования и развития рыночной экономики является малое предпринимательство. Теоретическое обоснование необходимой экономической политики и разработка практических мер поддержки является серьезной задачей, реализация которой позволит России встать на путь устойчивого социально-экономического развития и интегрироваться в мировую экономику со сбалансированной структурой национального бизнес - сообщества.
Современное предпринимательство
характеризуется как особый, новаторский,
антибюрократический стиль
Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках, непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. Небольшие размеры предприятий, их технологическая и управленческая гибкость позволяют малому бизнесу чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
В России создан и функционирует как на федеральном, так и на региональном уровнях, институт поддержки малого предпринимательства, который, пока только частично решает проблемы регулирования и поддержки этого сектора экономики.
Вклад ученых в развитие теоретических вопросов, связанных с регулированием деятельности малого предпринимательства значителен. Однако следует отметить, что пока общий уровень исследований, направленных на решение проблем поддержки и развития малого предпринимательства как одного из потенциально важнейших генераторов инновационных импульсов в российской экономике не дает универсального управленческого инструментария для действий в условиях посткризисного развития, которые требуют использования новых – адаптированных - методов и механизмов управления этими процессами с учетом перспектив вступления России в ВТО.
Таким образом, необходимо специальное теоретико-методическое исследование путей обеспечения успешности процессов решения социально-экономических проблем малого бизнеса на основе развития институтов поддержки малого предпринимательства в экономике России.
Рассмотрим экономические характеристики института поддержки малого бизнеса в хозяйственном механизме современной России. Центральной проблемой изучения становится выделение организационной совокупности институциональных экономических объектов малого бизнеса. Как следствие, институт поддержки малых предприятий представляет собой систему координации экономических агентов малых организационных форм предпринимательства в процессе распределения ресурсов на основе регулирующей деятельности органов государственного управления федерального, регионального и муниципального уровней. С этой точки зрения возникает необходимость введения нового понятия «организационно инфраструктурного инновационного пространства малого предпринимательства», которое по сути дела, является специфическим, требующим специфического управления в форме консолидированного оперирования инновационным потенциалом малого бизнеса.
Данный подход соответствует основным течениям институционализма: теории прав собственности и теории общественного выбора, но с определенной спецификой. Развитие института поддержки малых предприятий требует анализа миниэкономических систем «извне» для повышения эффективности мобилизующих рычагов инновационной активности.
Я считаю, что малое предпринимательство представляет собой форму свободного экономического хозяйствования в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое организационно структурированными в малых формах субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимой для расширения собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими контрагентами.
По моему мнению в основе системы государственной поддержки малого предпринимательства лежат следующие принципы: Комплексность - обеспечение полного спектра услуг для малых предприятий; Системность - обеспечение функциональной взаимосвязанности всех элементов инфраструктуры малого предпринимательства; Конкурсность - обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий при получении поддержки и государственных заказов; Распределенность - перенесение значительной части функций по поддержке малого предпринимательства с федерального на региональный и муниципальный уровни; Гласность - наличие полной и доступной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки; Интерактивность - рассмотрение процессов развития малого предпринимательства как комплексной системы «сигналов рынка»; Гибкость - возможность приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды системы поддержки и развития малого предпринимательства; Конкретность и измеримость предоставляемых услуг - предполагает профессионализм работников инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и способность оказывать конкретные услуги предпринимателям в рамках правового поля.
В России малое предпринимательство не получило должного развития, значительная часть функций (особенно в инновационной сфере) остается нереализованной в силу несовершенства институциональной среды, хотя число органов регулирования его функционирования достаточно велико.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, слабое развитие производственного, инновационного предпринимательства, практически неизменное число малых предприятий и численность работающих на них за последние десять лет не соответствуют реальным потребностям российской экономики. Отсутствие действенного механизма поддержки малого предпринимательства, учет сиюминутных и среднесрочных перспектив, возросшее административное давление приводит к тому, что экономическая деятельность малых предприятий все в большей мере начинает носить неформальный характер.
В связи с этим разработка теоретического понятия и формирование на этой основе усовершенствованной управленческой модели: «организационно инфраструктурного инновационного пространства малого предпринимательства», как специализированного объекта последовательного формирования экономических отношений, свойственных постиндустриальной экономике просто необходима.
Основная цель государственного регулирования малого предпринимательства на региональном и муниципальных уровнях состоит в мобилизации предпринимательского ресурса на основе создания благоприятного бизнес-климата и организационно-правовых условий для повышения устойчивого и динамичного развития экономических систем разного уровня с использованием возможностей институтов поддержки и развития малого предпринимательства.
При этом институциональные основы развития системы поддержки малого предпринимательства должны быть направлены на:
1) реализацию мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства;
2) устранение
административных и организацио
3) содействие
созданию новых рабочих мест
субъектами малого
4) поддержку деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на региональном рынке товаров и услуг;
5) содействие
созданию инфраструктуры
6) активизацию финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых форм финансирования предпринимательской деятельности;
7) содействие согласованию экономических интересов всех субъектов рынка (органов власти, общественных организаций, предпринимателей, профсоюзов и граждан) путем заключения соглашений о социальном партнерстве и правовом устранении противоречий;
8) создание благоприятной
предпринимательской среды,
Требуется трансформация государственной политики включающая следующие приоритетные направления:
Предлагаемая совокупность мер позволит значительно повысить роль малого предпринимательства, но, в конечном счете, уровень эффективности системы поддержки малого предпринимательства, реализации федеральной и региональных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства зависит от совершенства отдельных ее элементов (подсистем) и их взаимодействия.
Список литературы, используемой для написания научной статьи.
1. Венихина С.И. Кредитование малого бизнеса // Экономика образования. 2010. №1.
2. Колесникова JI.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М., 2009. 342 с.
3. Корчагина Е.А. Анализ влияния факторов внешней и внутренней среды малого предприятия на его развитие // Вестник Пермского университета. Серия: экономика. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2008. № 2. С. 46-52.
4. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат.сб./ Росстат. М., 2010.
5. Механизмы развития малого предпринимательства в России / Аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 2002. 328 с.
6. Оценка антикризисных мер по поддержке реального сектора российской экономики /Ю.В.Симачев, А.А.Яковлев и др. / М.: ГУ ВШЭ, 2009
7. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ www.economy.gov.ru
Информация о работе Совершенствование механизма государственной поддержки малого предпринимательства