Государственная поддержка малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 17:08, реферат

Краткое описание

Мировой опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства.

Оглавление

Введение
1. Задачи поддержки предпринимательской деятельности
2. Проблемы предпринимательства РФ
3. Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ
4. Нормативная база поддержки предпринимательской деятельности
4.1 Правовые основы и льготы налогообложения малых предприятий
4.2 Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне
4.3 Государственные органы и организации ответственные за поддержку предпринимательства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

гос под.docx

— 23.91 Кб (Скачать)

Введение

1. Задачи поддержки предпринимательской  деятельности

2. Проблемы предпринимательства  РФ

3. Комплекс первоочередных  мер по развитию малого предпринимательства  в РФ

4. Нормативная база поддержки  предпринимательской деятельности

4.1 Правовые основы и  льготы налогообложения малых  предприятий

4.2 Государственная поддержка  предпринимательства на региональном  уровне

4.3 Государственные органы  и организации ответственные  за поддержку предпринимательства

Заключение

Список литературы

Введение

 

 

Мировой опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент  рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

 

Высокий уровень развития предпринимательства выступает  необходимым слагаемым современной  модели рыночно - конкурсного хозяйства.

 

Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного  тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному  устройству, организованному на началах  рынка и формирует социальный слой общества.

 

Развитие предпринимательства  началось, по существу, с появления  Закона о кооперации (1987 г.), который  создал правовую основу для легальной  трудовой деятельности в негосударственном  секторе экономики и возникновения  частных малых предприятий.

 

Сегодня предпринимательство  в России, несмотря на провозглашенный  ее политическим руководством и поддерживаемый большинством активного населения  курс на рыночную экономику, развивается  замедленно и противоречиво.

 

На ранних стадиях развития рыночных отношений предпринимательство  нуждалось в серьезной государственной  поддержке. Содействие ему должны оказывать  как государственные органы власти, так и общественный организации  самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства, торгово-промышленные палаты).

 

Государственную поддержку  необходимо направлять не на административно - директивное регулирование, а на создание необходимой рыночной инфрастуктуры, системы государственной и общественной поддержки.

 

Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса, политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста.

 

Поддержка предпринимательства  является в первую очередь задачей  регионов и городов. Получив большую  самостоятельность, регионы вышли  из-под опеки центральных органов, потому задачи социального, экономического и экологического развития территории в условиях формирующегося рынка  полностью легли на администрацию  региона и города.

 

В своей работе я хочу рассказать о видах мер по реализации поддержки  предпринимательской деятельности .

 

Государство должно стимулировать  создание новых малых предприятий  путём повышения заинтересованности предпринимателей и населения в  инвестировании, а также посредством  выделения таких предприятий  из крупных на началах демонополизации, разукрупнения и приватизации.

 

1. Задачи поддержки предпринимательской  деятельности

 

 

По мнению некоторых специалистов, для решения задач для поддержки  предпринимательства представляется настоятельной реализация комплекса  мер, который мог бы включать, в  частности, следующее:

 

Во-первых, - формирование первоначального  капитала для развития малого бизнеса  на основе льготного кредитования под  гарантии государства.

 

Во-вторых, - продажу приватизируемого государственного имущества и производственных ресурсов под осуществление высокоэффективных  проектов, обеспечивающих в краткосрочной  перспективе не только организацию  производства необходимой продукции (услуг), но и создание новых рабочих  мест.

 

В-третьих, - развёртывание  сети разнообразных инвестиционных и специальных фондов и банков для финансирования малых предприятий, способных аккумулировать средства из различных источников.

 

В-четвёртых, - организацию  специальных структур по страхованию  кредитов, выдаваемых малым предприятиям.

 

В-пятых, - всемерное поощрение  государством развития (в том числе  на совместной с частным капиталом  основе) лизинговых фирм, сдающих в  аренду малым предприятиям необходимое  оборудование и технику.

 

В-шестых, - налаживание государственной  и муниципальной информационной службы изучения конъюнктуры, спроса на продукцию малых предприятий, в  том числе и на мировом рынке.

 

Таким образом, создание государством благоприятных условий для функционирования малого бизнеса является еще одним  способом повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционной ситуации в стране.

 

Кроме того, как известно, ослаблению финансовой напряженности  на рынке инвестиций наверняка способствовала бы переориентация ссудных капиталов  на осуществление эффективных инвестиционных проектов

 

В конечном счете, это будет  способствовать созданию реальных предпосылок  для устойчивого экономического роста.

 

Система государственно-коммерческих гарантий.

 

Специальным инструментом поощрения  частных инвестиций (применяемых  чаще всего к иностранным инвестициям) является система государственно-коммерческих гарантий. Сдвиги в государственной  поддержке инвестиционного процесса с непосредственного финансирования на предоставление гарантий отвечают как интересам государства, так  и частного сектора. При этом решаются следующие основные задачи:

 

- значительно возрастает  эффективность использования государственной  собственности при одновременном  росте финансовых ресурсов, привлекаемых  в поддерживаемые правительством  инвестиционные проекты;

 

- ресурсное обеспечение  государственных гарантий без  изменения формы собственности  приносит предпринимательский доход,  обеспечивая бюджетные отчисления  в результате использования инвестиций;

 

- возрастает ответственность  предпринимателей за возврат  вложенных средств.

 

В условиях высокого риска  государство может эффективно повысить заинтересованность инвесторов и уровень  инвестиций путем предоставления подобных гарантий, которые могут оказаться  эффективным методом привлечения  иностранного капитала, который обычно с осторожность относится к политическому  климату в стране. Привлекательной  стороной гарантий является плата, если она взимаемая с инвестора, и  которая может стать существенным источником поступлений в бюджет. Однако при внешней легкости эти  меры, гарантии по существу представляют собой «внебалансовые» обязательства  правительства, которые при неблагоприятном  стечении обстоятельств могут превратиться в реальные притязания на бюджетные  средства. Поэтому важно представлять, что и сколько может гарантировать  государство и насколько реальны  такие гарантии.

 

Для аккумулирования и  постоянного увеличения средств, выделяемых не только из федерального бюджета, но и вносимых отечественными и иностранными инвесторами.

 

Предусматривается создание фонда государственных гарантий высокоэффективных инвестиционных проектов на основе организации залоговой  системы, отвечающей требованиям мирового уровней. За прошедшие годы создана  нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства.

 

Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы  структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги. Можно утверждать, что многие проблемы развития малого бизнеса порождены недостатками государственной экономической  политики, определяющей основные параметры  макроэкономической среды.

 

2. Проблемы предпринимательства

 

 

Государственная поддержка  малого предпринимательства, несмотря на принятые соответствующие законы и правительственную программу, пока не оказывает эффективного влияния  на развитие малых предприятий. Неблагоприятный  предпринимательский климат во многом вызван негативными тенденциями  в экономике.

 

К ним относятся:

 

- ограниченность внутреннего  рынка, в том числе спроса  на продукцию субъектов малого  предпринимательства, в связи  с сокращением поставок для  государственных нужд, недостатком  свободных финансовых ресурсов у предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков (кризис сбыта);

 

- доминирование в экономике  крупных хозяйственных и финансовых  структур, монополизация факторов  производства и каналов движения  товаров; 

 

- чрезмерная жесткость  фискальной и кредитно-денежной  политики, обостряющая проблему  воспроизводства вследствие недостатка  ресурсов для текущей деятельности  и развития и вынуждающая субъектов  малого предпринимательства к  бегству в "теневую" экономику; 

 

- региональная дифференциация  экономики и внутреннего рынка  вследствие роста транспортных  тарифов, недостаточного развития  инфраструктуры и действия субъективных  факторов, создающая неравные условия  для развития малых предприятий  в регионах;

 

- неурегулированность и  "непрозрачность" отношений между  владельцами и наемными работниками,  затрудняющие разрешение специальных  конфликтов на правовой основе;

 

- неполнота и противоречивость  нормативно-правовой базы, неурегулированность  отношений собственности и, как  следствие, невозможность участия  субъектов малого предпринимательства  в институциональных преобразованиях  и невозможность стратегического  планирования;

 

- дискриминация предпринимателей  со стороны отдельных органов  власти.

 

отсутствие инфрастуктуры  малого бизнеса;

 

перемещение мелкого и  среднего капитала из производства в  сферу преимущественно торгово-посреднических операций;

 

недолговечность большинства  малых предприятий, обусловленная  не только нестабильностью макроэкономической ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в  развитие производства;

 

вытеснение большинства  малых предприятий на периферию  технического прогресса;

 

уход мелких предприятий  в теневую экономику в целях  уклонения от неразумного налогообложения  и, в следствие, неспособности государства  обеспечить безопасность от криминальных структур.

 

Поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок  государственного регулирования экономики  задача поддержки малого бизнеса  вступает в противоречие с задачей  достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами  наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. В таких  условиях эффективность мер по государственной  поддержке предпринимательства  сводится к нулю в результате негативного  воздействия на деловой климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономическогоДейственной  системы стимулирования образования  малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма  их поддержки. Не разработана государственная  программа развития малых предприятий.

 

3. Комплекс первоочередных  мер по развитию малого предпринимательства  в РФ

 

 

По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

 

нормативно-правовое;

 

финансово-кредитное;

 

обеспечение безопасности;

 

информационно-техническое;

 

организационное;

 

кадровое и консультационное обеспечение;

 

внешнеэкономическая деятельность.

 

Также в государственной  программе должны быть отражены механизмы  денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных  гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий  в развитии предпринимательской  деятельности.

 

В программе необходимо предусмотреть  формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного  рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного  и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и  аудиторской деятельности, а также  создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение  к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также  определить меры, обеспечивающие поддержку  внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

 

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько  средства государственного бюджета, сколько  возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования  государственных ресурсов должно стать  не выделение прямых инвестиций, а  страхование и предоставление гарантий под кредит.

 

Финансово-кредитная и  инвестиционная поддержка малого предпринимательства  должна сочетать оптимизацию налоговых  льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного  климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной  поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для  вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий  и преодолению негативной тенденции  ухода этих предприятий от налогообложения.

 

Должны быть сохранены  установленные действующим законодательством  налоговые льготы для субъектов  малого предпринимательства. Предстоит  упростить систему учета и  отчетности субъектов малого предпринимательства  в целях получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В ходе реализации программ предусматривается формирование гарантийного и лизингового фондов, способствующих в условиях повышенных рисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты  и предприятия.

Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства