Государственная поддержка малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 17:08, реферат

Краткое описание

Мировой опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства.

Оглавление

Введение
1. Задачи поддержки предпринимательской деятельности
2. Проблемы предпринимательства РФ
3. Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ
4. Нормативная база поддержки предпринимательской деятельности
4.1 Правовые основы и льготы налогообложения малых предприятий
4.2 Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне
4.3 Государственные органы и организации ответственные за поддержку предпринимательства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

гос под.docx

— 23.91 Кб (Скачать)

 

Должен быть разработан порядок, при котором не менее 20 процентов  средств, поступающих от приватизации в Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства, используется для осуществления региональных инвестиционных программ. Будет введен в действие механизм размещения среди  субъектов малого предпринимательства  не менее 15 процентов объемов заказов  на производство и поставку продукции, товаров и услуг для федеральных  государственных нужд.

 

4. Нормативная база поддержки  предпринимательской деятельности

 

 

За последние годы было принято ряд законодательных  и нормативных актов, направленных на проведение в жизнь мер по поддержке  государством малого предпринимательства  в России. В частности, одним из важнейших в этом направлении  является Федеральный закон № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. “0 государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации” определяет общие положения  в области государственной поддержки  и развития малого предпринимательства, которые конкретизируются в специальных  правовых актах. Данный же закон устанавливает  лишь основные формы и методы государственного стимулирования и регулирования  деятельности субъектов малого предпринимательства.

 

Основными направлениями  государственной поддержки являются следующие:

 

- создание льготных условий  в области налогообложения и  введение упрощенной отчетности;

 

- формирование инфраструктуры  поддержки и развития малого  предпринимательства;

 

- создание льготных условий  использования субъектами малого  предпринимательства государственных  финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, разработок  и технологий;

 

- установление упрощенного  порядка регистрации субъектов  малого предпринимательства, лицензирования  их деятельности, сертификации их  продукции, представления государственной  статистической и бухгалтерской  отчетности;

 

- поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства. включая содействие  развитию их торговых, научно-технических,  производственных, информационных  связей с зарубежными государствами;

 

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров для малых предприятий.

 

Система поддержки малых  предприятий базируется на специальных  программах развития и поддержки  малого предпринимательства (Федеральная  программа, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные), которые соответственно разрабатывает  Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.

4.1 Правовые основы и  льготы налогообложения малых  предприятий

В целом надо сказать, что  действующее законодательство в  области налогообложения распространяется на все предприятия, созданные в  любой организационно-правовой форме. Однако для малых предприятий  существует целый ряд льгот в  области налогообложения.

Законы Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  устанавливают льготы по налогообложению  малых предприятий, фондов поддержки  малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных  и страховых организаций, других учреждений и организаций, создаваемых  при выполнении работ для субъектов  малого предпринимательства и оказания им услуг (т. е. тех организаций и  предприятий, деятельность которых  способствует функционированию и развитию малого бизнеса).

Закон о налоге на прибыль  от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 (в редакции от 04.05.99) в ст. 6 регламентирует следующий  порядок налогообложения малых  предприятии (п. 4): в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые  предприятия, работающие в вышеуказанных  приоритетных сферах, при условии, что  выручка от этих видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки  от реализации продукции (работ, услуг). На третий и четвертый год работы данные предприятия уплачивают налог  соответственно 25 и 50% от установленной  ставки налога на прибыль, если выручка  от данной сферы деятельности составляет свыше 90% выручки от реализации продукции (работ, услуг).

 

Но указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.

 

Для малого бизнеса существенное значение имеет положение п. 5 ст. 6 Закона от 27 декабря 1991 г., в соответствии с которым у предприятий, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), освобождается  от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих  пяти лет (если средства резервного и  других фондов предприятия также  полностью использованы на эти цели).

 

В систему налоговых льгот  для малых предприятий входят также: освобождение от налога части  прибыли, направленной на финансирование отдельных мероприятий, освобождение от авансовых взносов налога на прибыль, упрощенный порядок налогообложения  и др.

 

Льготы для субъектов  малого бизнеса области налогообложения  являются наиболее значимым и действенным  способом стимулирования малых предприятий  на данный момент, но комплекс мероприятий  по поддержке и развитию малого предпринимательства  обеспечивает и такие меры, как:

 

- введение ускоренной  амортизации;

 

- размещение (с июня 1995 г.) не менее 15 % государственных заказов  на малых предприятиях;

 

- кредитование субъектов  малого предпринимательства на  льготных условиях.

 

Это осуществляется двумя  путями: с одной стороны за счет компенсации соответствующей разницы  кредитным организациям за счет средств) фондов поддержки малого предпринимательства. С другой стороны, кредитные организации, выдающие кредиты субъектам малого предпринимательства, сами пользуются льготами, устанавливаемыми законодательством  РФ и субъектов;

 

- страхование малых предприятий  на льготных условиях;

 

- упрощенный порядок регистрации,  а также ведения статистической  и бухгалтерской отчетности.

 

Кроме того, Законом РФ от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства” установлены  правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица.

 

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства - организаций  и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее  системой налогообложения, учета и  отчетности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета  и отчетности, включая переход  к упрощенной системе или возврат  к принятой ранее системе, предоставляется  субъектам малого предпринимательства  на добровольной основе.

 

Применение упрощенной системы  налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством  Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов  и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной  деятельности организаций за отчетный период.

 

Для организаций, применяющих  упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется  действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

 

Применение упрощенной системы  налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями  предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации  подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской  деятельности, уплатой стоимости  патента на занятие данной деятельностью.

 

Действие упрощенной системы  налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

 

Предельная численность  работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.

4.2 Государственная поддержка  предпринимательства на региональном  уровне

 

Государственная поддержка  предпринимательства на региональном уровне может включать прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, предоставление льгот по местному налогообложению  передачу малым предприятиям части  государственного имущества, а также  ноу-хау, технических лицензий из подведомственного  региону госсектора; обеспечение  на льготных условиях совместного с  подведомственными организациями  госсектора проведения НИОКР на льготных условиях; участие государства в  соучредительстве по организации новых  предприятий; ограниченное регулирование  ценообразования; частичное обеспечение  дефицитными сырьем и материалами; предоставление выгодных региональных госзаказов; упрощенную регистрацию  и лицензирование деятельности, в  том числе в сфере внешнеэкономических  операций; юридический и экономический  льготный консалтинг; содействие в  подготовке кадров и развертывание  государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики; обеспечение правовых льгот Неналоговые  меры государственной поддержки  малого предпринимательства:

4.3 Государственные органы  и организации ответственные  за поддержку предпринимательства

 

- Министерство по антимонопольной  политике и развитию предпринимательства  и его территориальные органы;

 

- департаменты (комитеты, комиссии  и т.п.) по поддержке малого  предпринимательства, которые входят  в структуру органов исполнительной  власти субъектов РФ и в  структуру органов местного самоуправления;

 

- федеральный, региональные  и местные фонды поддержки  малого предпринимательства. Фонды  осуществляют ряд функций, в  том числе: поддержку инновационной  деятельности малых предприятий,  льготное кредитование, а также  компенсируют кредитным организациям  соответствующую разницу при  предоставлении ими льготных  кредитов субъектам малого предпринимательства; - Российское агентство поддержки  малого и среднего бизнеса  и его региональные отделения.  Оно осуществляет обучение и  консультирование предпринимателей, проводит экспертизы предпринимательских  программ и проектов, осуществляет  информационное обеспечение малого  предпринимательства, оказывает  помощь субъектам малого предпринимательства  в подготовке и регистрации  их учредительных документов, а  также иные функции;

 

Следует назвать также  многочисленные негосударственные  некоммерческие организации, союзы, ассоциации по поддержке малого предпринимательства, могущие оказать помощь в различных  вопросах, с которыми сталкивается предприниматель.

 

Заключение

 

 

Существующая правовая система  России все еще не может обеспечить защиту прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось  оторванным от реальных процессов, происходящих в социально-экономической жизни  России.

 

Для обоснованного определения  направлений первоочередного внимания государства к предпринимательству  следует обратиться к принципам  предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного  приложения усилий:

 

стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и  технологий производства, (включая  интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности  производственного процесса; развитие соответствующих образовательных  и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки; развитие конкурентной среды; развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений  между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих  их взаимно эффективное партнерство  в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и  разрывы на различных уровнях - для  более эффективного разделения труда  «по вертикали»;развитие комплекса  внешних инфраструктурных условий (как физических - коммуникации, связь, производственные мощности, так и  не физических - политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических)

 

Таким образом, данные аспекты  фокусируются, в первую очередь, на непрямых стимулирующих формах поддержки

 

Список литературы

 

1. Конституция РФ

2. Гражданский кодекс РФ 

3. Закон «О предприятиях  и предпринимательской деятельности», 

4. Закон«О налоге на  прибыль предприятий и организаций»,

5. Закон«О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках», 

6. Предпринимательство: Учебник  для студентов экон. вузов/ Лапуста  М.Г., Поршнев А.Г.,М.,2002

7. Старостин Ю.Л., Камай  Л.Г. Гос. ун- т упр. М.: ИНФРА  - М, 2000. 2. Чуб Б.А., Курчаков Р.С.- Корпоративное  управление: Учебное пособие. - Казань: ДАС,2000.

8. Рйзберг Б.А. Основы  бизнеса. Учебное пособие 4-е  изд. М.: Ось- 89, 2004.

9. Дойников И.В. Государственное  предпринимательство: Учебник для  студентов вузов. -- М.2005.

Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства