Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 18:36, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является исследование фирмы как экономической категории и выявления особенностей ее поведения на рынке совершенной конкуренции.
Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
1) Определить роль фирмы в экономике;
2) Изучить сущность рынка как экономического явления и выделить его элементы;
3) Рассмотреть механизм ценообразования как основы взаимодействия фирмы и рынка;
4) Выяснить взаимосвязь между фирмой и рынком.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМЫ И РЫНКА…………………........................5
1.1. Понятие и роль фирмы в экономике……………………………......5
1.2. Сущность рынка и его элементы……………………………….…...9
1.3. Механизм ценообразования как основа взаимодействия фирмы и рынка……………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. РОЛЬ ФИРМЫ И РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ………………………………………………………...17
2.1. Внешняя среда деятельности российской фирмы ……………....17
2.2. Перспективы взаимодействия фирмы и рынка в России………..21
2.3. Рыночные факторы конкуренции между фирмами на примере
рынка цифровых технологий…………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….32
Заключение
Основные характеристики экономической деятельности фирмы определяются той конкретной ситуацией, которая складывается на рынке. Дело в том, что любой показатель функционирования фирмы связан с ценообразованием, независимо от того, идет ли речь о формировании издержек производства или о реализации продукции и оказании услуг, а ценообразование формируется в определенных ситуациях. Прежде всего оно неодинаково для разных типов рынка: бывает рынок совершенной (чистой) конкуренции и рынок несовершенной конкуренции, имеющий вид монополии, монополистической конкуренции, или олигополии. Причем каждому типу рынка свойственен свой набор характеристик, касающихся набора реализуемых благ, организованности или неорганизованности рынка, соотношения свободных рыночных и государственных начал в регулировании рыночных отношений.
На рынок поступают самые различные блага и в самом разном количестве. Одни из них могут быть уникального свойства, они не подлежат замене другими товарами или услугами. Классическим примером в этом плане может служить земля. Для человечества она является самым ценным благом, ибо, с одной стороны, наделяет людей готовыми к потреблению дарами природы, а с другой, дает возможность путем ее возделывания производить целый комплекс нужных обществу благ. Часть поступающих и реализуемых на рынке благ могут иметь заменители, поэтому полезность их на рынке будет ниже. Без отдельных товаров общество вообще может существовать и развиваться. Но в любом случае определяющее воздействие на характер действия рынка оказывает соотношение спроса и предложения, а также степень организованности и совершенства рыночных отношений.
Таким образом, можно сделать вывод, что:
1) Характер целевых установок
фирмы определяется по
2) Сущность рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения.
3) Процесс ценообразования происходит под действием конкуренции. И экономическая и политическая обстановка влияют на потребление тех или иных товаров, а, следовательно, и на равновесную рыночную цену товара.
4) Взаимосвязь между фирмой и рынком очень велика, так как именно рынок диктуют фирмам, что производить, для кого и сколько. Интенсивность конкуренции и формы соперничества зависят от типа риска, степени его насыщенности, числа и мощности конкурирующих фирм, технологических, торгово-организационных возможностей, как самой фирмы, так и ее конкурентов. Присутствие на рынке конкуренции создает элемент состязательности. Конкуренция оживляет рынок, благотворно действует на цены, вызывает к жизни новые формы сервиса, заставляет производителей осуществлять активную инновационную политику.
Список использованной литературы:
1. Алиев, В.Г. Теория организации: учебник / В.Г. Алиев. - М.: Экономика, 2010. - 429 c.
2. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь [Текст] / А. Б. Борисов.— М.: Книжный мир, 2010. – 895с.
3. Валовой, Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. / Д. В. Валовой. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 400 с.
4. Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций./ Г. Я. Гобльдштейн. - Таганрог: ТРТУ, 2009.- 46 с.
5. Григорьев, Ю.А. Практика внешнеэкономической деятельности / Ю. А. Григорьев. М.: Паимс, 2008. – 54 с.
6. Гольдштейн, Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР / Г. Я. Гольдштейн. – М.: Астрель, 2009. – 53 с.
5. Зайдель, Х. К., Темен, Р. К. Основы учения об экономике [Текст] / Х. К. Зайдель, Р. К. Темен. – М.: ЛТД, 2009. – 19 с.
7. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. – 432с.
8. Котляров, М. А. Россия и будущее мировой финансовой системы / М. А. Котляров. Красноярск: Деловая литература, 2011.- 235 с.
9. Коуз, Р.Г. Природа фирмы. Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. / Р. Г. Коуз.- СПб.: Экономическая школа,2007.-46 с.
10. Лапыгин, Ю.Н. Теория организаций: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 311 c.
11. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов [Текст] / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков.: 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2011. – 608 с.
12. Слагода, В.Г. Экономическая теория.: Учебник / В.Г. Слагода. - М.: Форум, 2012. - 368 c.
13. Светуньков, С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения / С. Г. Светуньков. – Ульяновск.: 2011. – 53 с.
14. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Астрель, 2009. – 56 с.
15. Соколов, Д. И. Стратегия развития финансового рынка на десятилетие: от планирования к реализации / Д. И. Соколов. М.: Инфра-М, 2009.– 18 с.
16. Хамел, Г. П., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня/ Г. П. Хамел.-М.: Инфра-М, 2010. – 16 с.
17. Шуляк, П. Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. / П. Н. Шуляк.– М.: Книжный мир, 2009. – 57 с.
18. Осадник, В. А. Значение интеграции рыночного и ресурсного подходов для стратегического управления предприятием. / В. А. Осадник// Независимая газета.- 2009.- 20 декабря.
19. Международный финансовый центр в России // Банковское дело. – 2010. - №7. – 24 с.
20. Кудрин, А. М. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию / А. М. Кудрин. - М.: Астрель, 2009. – Режим доступа: http://www.vopreco.ru
21. Официальный сайт Canon.- Режим доступа: http://www.canon.ru
22. Официальный сайт Nikon. – Режим доступа: http://www.nikon.ru/product/ru
23. Сайт Olympus. – Режим доступа: http://www.olympus.com.ru/
Приложение 1
Таблица 2. Результаты испытания цифровых фотокамер за 2011 год. 9
Марка |
Цена в России,$ |
Разрешаю-щая спо-собность, Мпк |
Точность фокусировки, балл |
Качество снимка, балл |
Итоговый рейтинг, % |
Olympus C-5050 |
300 |
6 |
5 |
4 |
70 |
Canon Digital Ixus 400 |
260 |
5 |
4 |
4 |
64 |
Nikon Cooplix 3100 |
230 |
4.2 |
4 |
4 |
63 |
Canon PowerShot А590 |
450 |
5 |
4 |
4 |
62 |
Sony Cybershot DSC-P72 |
200 |
4.2 |
3 |
4 |
62 |
Fujifilm FinePix F410 |
380 |
4.1 |
3 |
3 |
58 |
Olympus Camedia C-350 |
300 |
4.2 |
3 |
3 |
58 |
Samsung Digimax V4 |
340 |
5 |
3 |
4 |
57 |
Приложение 2
Таблица 3. Результаты исследования цифровых фотокамер по соотношению цена-качество за 2011 год.10
Модель фотокамеры |
Соотношение % |
Цена | |
1. |
Canon PowerShot A590 IS |
100% |
195$ - 233$ |
2. |
Canon PowerShot SX100 IS |
66% |
270$ - 335$ |
3. |
Nikon D40 |
58% |
550$ - 690$ |
4. |
Canon EOS 450D |
51% |
830$ - 1605$ |
5. |
Canon PowerShot SX110 IS |
46% |
320$ - 345$ |
6. |
Nikon D60 |
42% |
680$ - 1338$ |
7. |
Nikon D90 |
41% |
1490$ - 1800$ |
8. |
Samsung S1060 |
41% |
161$ - 200$ |
9. |
Canon PowerShot SX10 IS |
40% |
550$ - 555$ |
10. |
Canon PowerShot S5 IS |
37% |
460$ - 509$ |
1 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов [Текст] / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков.: 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2011. – 608 с.
2 Коуз, Р.Г. Природа фирмы. Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. / Р. Г. Коуз.- СПб.: Экономическая школа,2007.-46 с.
3 Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций./ Г. Я. Гобльдштейн. - Таганрог: ТРТУ, 2009.-46 с.
4 Зайдель, Х. К., Темен, Р. К. Основы учения об экономике [Текст] / Х. К. Зайдель, Р. К. Темен. – М.: ЛТД, 2009. – 19 с.
5 Зайдель, Х. К., Темен, Р. К. Основы учения об экономике [Текст] / Х. К. Зайдель, Р. К. Темен. – М.: ЛТД, 2008. – 19 с.
6 Салов, А. И. Экономика: конспект лекций / А. И. Салов. – М.: Юрайт-Издаст, 2010. – 28 с.
7 Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Астрель, 2009. – 56 с.
8 Финансовый советник [Электронный ресурс] / Сост. В. А. Быков. – CD-ROM.-М.: Интерактивный мир, 2010.
9 Официальный сайт Canon.- Режим доступа: http://www.canon.ru
10 Официальный сайт Canon.- Режим доступа: http://www.canon.ru