Фирма и рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является исследование фирмы как экономической категории и выявления особенностей ее поведения на рынке совершенной конкуренции.
Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
1) Определить роль фирмы в экономике;
2) Изучить сущность рынка как экономического явления и выделить его элементы;
3) Рассмотреть механизм ценообразования как основы взаимодействия фирмы и рынка;
4) Выяснить взаимосвязь между фирмой и рынком.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМЫ И РЫНКА…………………........................5
1.1. Понятие и роль фирмы в экономике……………………………......5
1.2. Сущность рынка и его элементы……………………………….…...9
1.3. Механизм ценообразования как основа взаимодействия фирмы и рынка……………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. РОЛЬ ФИРМЫ И РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ………………………………………………………...17
2.1. Внешняя среда деятельности российской фирмы ……………....17
2.2. Перспективы взаимодействия фирмы и рынка в России………..21
2.3. Рыночные факторы конкуренции между фирмами на примере
рынка цифровых технологий…………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Стратегическое управление деятельности предприятия необходимы в любой сфере хозяйственной деятельности. Обязательным условием деятельности предприятия является выполнение целого ряда операций, связанных с обеспечением продвижения товара от продавца к покупателю.

Эффективное осуществление внешнеэкономической деятельности российских предприятий невозможно без государственной поддержки. Для государства целесообразно финансировать конкурентоспособные отрасли и предприятия. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является составной частью экономической политики государства в современных условиях.

В условиях экономического кризиса, сильного спада производства, основными методами регулирования внешнеэкономических связей являются финансовое, кредитное регулирование; обеспечение экспортного контроля; административные средства регулирования. Но в последнее время правительство почти полностью отказалось от административных методов.

Существуют следующие пути развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий и выхода их из кризиса:

-обновление производственных  фондов, внедрение новейших технологий производства;

-повышение научно-технического  потенциала,  разработка программного  обеспечения;

-повышение уровня конкурентоспособности  производимой продукции, доведение  уровня ее качества до мировых  стандартов;

-привлечение иностранных инвестиций в производство;

-применение современных  форм управления и организации  производства, повышение уровня  квалификации персонала;

-государственная поддержка  и стимулирование внешнеэкономической  деятельности российских предприятий.

Государство не создает препятствий на пути развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий, и старается способствовать ей. Предприятие без каких либо ограничений может находить рынки сбыта для производимой продукции за пределами своей страны, кооперировать производство и привлекать иностранные инвестиции, что способствует развитию и повышению эффективности производства.

Но решающую роль в совершенствовании структуры производства и внешней торговли должно сыграть не государство, а сами предприятия. Только на пути развития современного конкурентоспособного производства, в том числе и наукоемкого, повышения эффективности от работы на мировых рынках, российский бизнес может стать равноправным партнером Запада.

Таким образом, в настоящее время ситуацию в области внешнеэкономической деятельности российских предприятий можно охарактеризовать как сложную. Это связано со многими факторами, прежде всего, с экономическим кризисом в стране, падением уровня производства, низким уровнем конкурентоспособности производимой продукции, хронической нехваткой средств у предприятий. Фирмам присущ малый научно- технический потенциал, устаревшая производственная база и формы управления производством.

Но следует сказать, что наши предприятия обладают достаточным потенциалом для выхода из сложившейся ситуации. В стране имеется огромная минерально-сырьевая база, множество научно-конструкторских разработок, достаточно квалифицированные трудовые ресурсы.

Перспективы развития внешнеэкономической деятельности связаны с повышением конкурентоспособности производства, внедрением новейших технологий, проведением маркетинговых исследований, привлечением иностранных инвестиций. Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий должна активно поддерживаться и стимулироваться государством. Только так Россия сможет успешно интегрироваться в мировое хозяйство.

 

 

 

2.2. Перспективы взаимодействия фирмы и рынка в России

Возрастающее значение хозяйственной деятельности и растущее внимание государства к социальным вопросам диктуют необходимость более тесного взаимодействия между фирмой и рынком.

Сегодня Россия представляет собой страну с достаточно универсальным, но устаревшим производственным потенциалом, большими природными богатствами, широким внутренним рынком и достаточно квалифицированной рабочей силой. Однако,  к сожалению, в той  или иной мере все  положительные черты России  как  перспективной  хозяйственной системе так или иначе связаны с ее индустриальными успехами, а все негативные с отсутствием  постиндустриального  опыта. Россия должна  в  ближайшей  перспективе стремиться  только  к  тому, чтобы стать  развитой  индустриальной  страной. Нам предстоит  наладить  производство  продукции,  способной   конкурировать   с зарубежными  образцами,  активнейшим  образом наращивать и  раскрывать  свой интеллектуальный  потенциал. В  XXI  веке Россия  должна  осуществить  мощный индустриальный прорыв. Именно   ориентация   на  производство конкурентоспособных  потребительских  товаров,   а  не  наращивание  военных отраслей  или  обеспечение  предприятий   государственным  заказом  способна запустить в действие  естественный механизм  воспроизводства,  основанный на платежеспособном    спросе   граждан.

В России за последние 7-10 лет сформировались определенные социально-экономические, научно-технические предпосылки информационного общества. Изменяется отраслевой характер экономики, занятости - увеличивается значение сферы услуг. В условиях жесткой конкуренции российские предприятия поставлены перед необходимостью формирования новых конкурентных преимуществ. В числе последних особая роль отводится интеллектуальным ресурсам, которые рассматриваются как средства инновационного обеспечения конкурентоспособности российских предприятий.

Информационное (постиндустриальное) общество — общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни, в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной. Основным признаком постиндустриального общества является снижение роли материальных факторов производства и повышение значимости информации и знаний как основных производственных ресурсов. Постиндустриальная экономика характеризуется следующими особенностями: интеллектуализация используемых технологий, обеспечивающая резкое повышение производительности труда; рост наукоемкости товаров; существенное повышение значения деятельности, связанной с производством, хранением, передачей и производством знаний; глобализация мировой экономики и жесткая конкуренция приводит к сокращению жизненного цикла продукции и к необходимости постоянного внедрения инноваций.

Ученые и исследователи отмечают, что в постиндустриальной экономике меняется сущность предприятия. Фирма постиндустриального общества рассматривается «не как предприятие, создающее определенный, конечный продукт, а как общность, пронизанная элементами творчества».

Важной чертой фирмы будет являться информационный взрыв, интенсивная конкуренция, ускорение связи и транспортировки в глобальном масштабе потребуют более быстрых реакций на изменения спроса, действия конкурентов, вопросы, связанные с продукцией и технологией, задачи по развитию новых видов продукции, новой технологии и маркетинга приведут к изменениям, которые все меньше будут связаны с прошлым. Рынок будет ставить все больше задач и устанавливать приоритеты в распределении ресурсов, что поставит фирму в условия конкуренции. Творцы современной теории конкурентных преимуществ утверждают, что конкурентоспособность фирм XXI в. будет определяться их интеллектуальным лидерством, которое заключается в первенстве не на сегодняшних, а на будущих рынках. Такие рынки еще не существуют сегодня, но их нужно формировать и к ним стремиться. Рынок и конкуренция побуждают капиталистов к техническому прогрессу и расширению производства. Для формирования новых конкурентных преимуществ и обеспечения конкурентоспособности огромное и все более возрастающее значение приобретают интеллектуальные ресурсы предприятия, которые фирма может использовать в своей деятельности наряду с природными, информационными, материальными, энергетическими, временными, трудовыми ресурсами. В конечном счете они формируют устойчивые конкурентные преимущества фирмы и обеспечивают ее конкурентоспособность на рынке. Те ресурсы, которые способствуют увеличению доли рынка, занимаемой фирмой, формируют конкурентное преимущество компании, которое является основой конкурентоспособности фирмы.

Таким образом, структура фирмы будет меняться, будет уходить от строгой иерархии. Главным лицом в фирме будет профессионал, владеющий знаниями. Практическое применение знаний информационной экономики, таким образом, всесторонне связано с перспективами развития современного технологического потенциала общества, с авангардными отраслями, обеспечивающими экономический рост и благосостояние населения развитой страны.

 

 

2.3. Рыночные факторы конкуренции между фирмами на примере рынка цифровых технологий

  В последнее время наблюдается тенденция усиления конкуренции во всех сферах рынка. Рост количества новых предприятий и организаций, образование рынка капитала, а также внедрение на российский рынок иностранных компаний - значительно осложняют ситуацию на рынке. Повышение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и понижение платежеспособного спроса — с другой, создают условия, при которых конкуренция стала обыденным делом.

Мы находимся сейчас в начале новой эпохи, когда обычными стали преобразования привычной информации в цифровую форму и передача ее в самые отдаленные уголки планеты в одно мгновение. Цифровая печать стала эффективным дополнением к традиционным способам печати, она все смелее внедряется в производство тиражной продукции и многокрасочной многотиражной печати.

На Международной выставке цифровых технологий “DigiPrintMedia” президент МАП Б.А. Кузьмин особо подчеркнул значимость интенсивного внедрения цифровых технологий, использования этих технологий в условиях ситуации в издательском деле, в дальнейшем развитии научно-технического прогресса, в демонстрации издательско-полиграфических процессов, в новом подходе к организации бизнеса в различных отраслях промышленности. Он пожелал выставке успешного развития, а всем участникам – коммерческой отдачи.

Выставка “DigiPrintMedia” - явление уникальное, предоставляющее реальную возможность специалистам, менеджерам и потенциальным инвесторам не только увидеть многообразие цифровых технологий, но и найти реальных партнеров для развития бизнеса.

Развитие рынка цифровых технологий я рассмотрела на примере цифровых фотокамер. На данный момент спрос на них возрос, также увеличивается и конкуренция среди производителей.

В 2003 году в наших магазинах впервые появились цифровые фотокамеры, способные конкурировать с пленочными  не только качеством снимка, но и ценой. Количество продаж цифровой фототехники возросло по сравнению с прошлым годом в 8 раз, а число фирм, представленных на прилавках, - втрое.

Цифровые фотокамеры - самый популярный товар на рынке бытовой электроники. Первый массовый цифровой аппарат Kodak DC40 был предложен покупателям в 1995 году. Снимки он делал из рук вон плохие, а стоил больше $1000. Еще в 2004 году камера, способная конкурировать с пленочными в формате снимка 10X15 см, стоила $1000. Можно сказать, что свершилась цифровая революция в фотографии. Естественно, цифровая фотография полностью не вытеснила традиционную галоидосеребряную, и у последней осталась масса приверженцев. Но в результате компьютерного бума современная фотография превратилась в симбиоз аналогового и цифрового.

Высокая разрешающая способность пленки в совокупности с возможностью цифровой обработки изображения дают прекрасный результат – из нее буквально выжимается то максимальное качество, которое она способна дать. С другой стороны, пленка, имея запас в качестве, позволяет фотографу или дизайнеру свободно маневрировать при работе с изображением. Обратимся к конкретной практике, к работе профессиональных фотографов. Рекламные агентства маленького американского города Колумбия (Южная Каролина) ценят его гибкость. Будь то репродукция художественной миниатюры размером 8х10 дюймов, первая обложка журнала или каталог – для Пэта значения не имеет: он делает все. Цифровые технологии в рекламном мире и допечтном процессе привлекли внимание Пэта еще в 1992 году. А сейчас он полностью погружен в Photoshop. Он делает оригинальные фотографии традиционным способом, а затем подвергает их цифровой обработке в соответствии с поставленной задачей: создает цифровые коллажи, производит ретуширование.

Цифровая камера работает так же, как обычный аппарат, но изображение в ней попадает не на фотопленку, а на специальную матрицу, состоящую из электронных датчиков, которая воспринимает свет и преобразует его в цифровой сигнал. Количество этих датчиков измеряется в миллионах - мегапикселях (Мп), и именно оно определяет класс камеры и качество изображения. Данные с этих датчиков обрабатываются процессором аппарата и сохраняются в памяти в виде компьютерных файлов. 8

Одним из самых главных достоинств цифровой съемки считается отсутствие самой пленки и необходимости покупать ее. Можно на каждый кадр устанавливать индивидуальную чувствительность, учитывая окружающие условия. Но цветовую температуру приходится корректировать в традиционном процессе, то есть фильтрами или типом пленки. Но дело, конечно, не только в цене и количестве сенсоров. Испытания, проведенные британскими экспертами, ясно показали, что по качеству картинки многие недорогие камеры ($300) с матрицей 3 Мп ничуть не уступают образцам с 5 Мп по $600(см. Таблицу 2. Приложение №1). В тестах учитывалось, насколько аккуратно аппарат определил экспозицию и точность фокусировки, насколько удобен он в эксплуатации, как быстро "съедает" заряд батарей и многие другие параметры. Все камеры оценивались по 100-балльной шкале. Победителем теста по соотношению цена-качество стала камера Nikon Cooplix 3100, хорошо известная на российском рынке. Отличные результаты показала и техника Canon. По данным исследования в России на данный момент по соотношению цена-качество и по популярности лидируют следующие марки Canon и Nikon (см. Таблицу 3. Приложение 2). А камера Canon PowerShot A590 является наиболее оптимальной для потребителя, её средняя цена около 200$, а качество исключительное.

Информация о работе Фирма и рынок