Фирма и рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является исследование фирмы как экономической категории и выявления особенностей ее поведения на рынке совершенной конкуренции.
Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
1) Определить роль фирмы в экономике;
2) Изучить сущность рынка как экономического явления и выделить его элементы;
3) Рассмотреть механизм ценообразования как основы взаимодействия фирмы и рынка;
4) Выяснить взаимосвязь между фирмой и рынком.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМЫ И РЫНКА…………………........................5
1.1. Понятие и роль фирмы в экономике……………………………......5
1.2. Сущность рынка и его элементы……………………………….…...9
1.3. Механизм ценообразования как основа взаимодействия фирмы и рынка……………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. РОЛЬ ФИРМЫ И РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ………………………………………………………...17
2.1. Внешняя среда деятельности российской фирмы ……………....17
2.2. Перспективы взаимодействия фирмы и рынка в России………..21
2.3. Рыночные факторы конкуренции между фирмами на примере
рынка цифровых технологий…………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях:

1) Информационная,  т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.

2) Посредническая.  В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могу обмениваться  результатами своего труда.

3) Стимулирование эффективного  хозяйствования,  рационального использования органических ресурсов человеком и обществом.

4) Распределения и обмена.  Обеспечивается распределение и обмен между группами общества.

5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.

6) Функция санирования.  Через  механизм  конкурентной  борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления.

Таблица 1. Достоинства и инфраструктура рынка6

Достоинства рынка

Недостатки рынка

Обеспечивает свободу выбора деятельности и ответственность за результаты.

Эффективно распределяет ресурсы на основе рационального ведения хозяйства.

Гарантирует гибкость и приспособляемость к изменениям условий хозяйствования.

Обладает высокой чувствительностью к новым технологиям и товарам, позволяющей реализовать достижения НТП.

Действует на основе принципа саморегулирования.

Создает систему побудительных мотивов и материальных стимулов к хозяйственной деятельности.

Представляет собой нестабильную систему, подверженную спадам и подъемам.

Не гарантирует людям права на труд и доход, порождает экономическое и социальное неравенство.

Не обеспечивает защиты окружающей среды.

Не охватывает фундаментальных исследований в науке.

Ориентируется только на денежный доход, не способствует решению социальных задач.


В экономической теории существует особая классификация рынка – по степени влияния продавцов и покупателей на формирование рыночной цены. По этому критерию можно выделить рынки:

- совершенной конкуренции (идеальный рынок);

- несовершенной конкуренции (реальный рынок с различной  степенью влияния на цену).

Современный рынок предполагает также существование разветвленной инфраструктуры, т. е. совокупности учреждений государственного и предпринимательского сектора, обеспечивающих:

- реализацию интересов  участников рыночных отношений;

-благоприятные условия  для выполнения задач субъектов  рынка;

-юридический и экономический контроль хозяйственной деятельности;

-регулирование деловой  активности на рынке.

Инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи.

Классификация рынков:

1) По объектам приложения различают:  рынок товаров, рынок услуг,  строительный рынок,  рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.

2) В  пространственном  отношении различают:  локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.

3) По  механизму функционирования различают:  свободный, монополизированный,  государственно-регулируемый и планово-регулируемый рынки.

4) По уровню насыщенности различают:  равновесный  (по объему и структуре), дефицитный и избыточный.

Таким образом, роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство, заставляет производителя постоянно думать об обновлении продукции, ее видоизменении.

 

1.3. Механизм ценообразования как основа взаимодействия фирмы и рынка

В рыночной экономике успех предприятий в основе своей зависит правильности установления цены на выпускаемые товары и на услуги. Основным критерием выбора покупателя всегда была цена. Это замечание до сих пор справедливо среди малоимущих слоёв населения, применительно к товарам широкого потребления. Однако в последнее время покупательский выбор стал основываться на таких целевых факторах, как организация распределения товаров и услуг для клиентов, стимулирование сбыта.

Цена – экономический термин, который без объяснения понятен каждому. Вся совокупность цен – это не только индивидуальная, но и общественно социальная категория. Цены регулируют не только продажу товаров потребителям, но и экономические процессы, включая производство, распределение, обмен или потребление благ и услуг. Вместе взятые они составляют единый ценовой механизм. Цены, без сомнений, представляют собой довольно таки мощный рычаг воздействия на экономику.

Ценовой механизм – есть совокупность цен и ценообразования.

Цена является частью исторического процесса. Она, наравне с деньгами, возникла в процессе зарождения обмена. Возможность выражать цену в единых единицах товарного эквивалента стало возможно с появлением товарных, а затем и других современных видов денег. На данный момент и потребитель и производитель понимают цену товара как определенное количество денежных единиц, которое нужно заплатить или получить за единицу товара.

Когда на рынке большое количество производителей и господствует острая конкуренция, либо потребности клиентов быстро меняются, обеспечение выживаемости автоматически становится основной целью фирмы. В ожидании благожелательной ответной реакции потребителей и для того, чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров, фирмы понижают цены. Выживание становится более важным аспектом, нежели прибыль. Фирмы, попавшие в трудное положение, ради выживания прибегают к обширным программам скидок. Пока пониженные цены способны покрывать издержки, фирмы ещё некоторое время продолжают свою коммерческую деятельность. Все фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они оценивают спрос и издержки применительно к разным уровням цен и выбирают цену, которая обеспечивает максимум поступления текущей прибыли и возмещения затрат.

Некоторые фирмы желают стать лидерами по основным показателям рынка. Они считают, что самые малые издержки и самые большие долговременные доходы будет иметь та компания, которой будет принадлежать большая часть рынка. Поэтому, чтобы добиться лидерства на рынке, они стремятся как можно максимально снизить цены. Смыслом этой цели служит стремление этих фирм добиться ожидаемого приращения доли рынка. Предположим, фирма в течение года рассчитывает повысить долю рынка с 15% до 20%. Учитывая эту цель, она будет образовывать и цену, и свою маркетинговую политику.

Несмотря на то, что минимальная цена может определяться издержками, а максимальная – спросом, на образование среднего диапазона цен фирмы влияют рыночная реакция конкурентов и их цены. Каждой фирме жизненнои необходимо знать качество товаров и их цены у своих конкурентов. Есть несколько способов решения этой проблемы. Можно произвести сравнительные закупки товаров, с целью и сопоставления цен и сравнения товаров. Фирма может получить в свои руки прейскуранты, либо закупить оборудование конкурентов и разобрать его. Также она может проводить социологические опросы по поводу того, как люди относятся к качеству товаров конкурентов и как они воспринимают их цены. Иногда  фирма вынуждена назначать цену, близкую к цене конкурента, если их товары аналогичны. Если же товар является ниже по качеству, то фирма не сможет просить за него такую же цену, предложенную конкурентом. Запросить цену выше, чем у конкурентов фирма может в том случае, если её товар лучшего качества. По сути, фирма использует цену для формирования собственного предположения относительно конкурентного. Фирма может выбрать цену собственного товара, зная цены конкурентов, график спроса и расчётную сумму издержек. При определении цены руководствуются тремя основными соображениями, которыми представлены перед нами в обобщённом виде в таблице 1. Минимальная цена определяет себестоимостью полученной продукции, а максимальная – наличием в товаре каких-либо особенностей или достоинств фирмы. При определении цены фирма должна придерживаться среднего уровня, который дают цены товаров у конкурирующих фирм и товаров-заменителей.

Таблица 2. Основные соображения при назначении цены7

Слишком низкая цена

Возможная цена

Слишком высокая цена

Получение прибыли при и этой и цене невозможно

Себестоимость  и продукции. Ы Цены а

Конкурентов а и цены товаропроизводителей. Уникальные достоинства товара.

Формирование спроса при а этой цене невозможно.


 

Установление цены на товар – это процесс, состоящий из шести этапов:

  1. Фирма тщательным образом выявляет цель или цели своей маркетинговой политики, например: лидерство по показателям доли рынка или качества товара, обеспечение стабильности, увеличение текущего дохода.
  2. Фирма выводит для себя кривую спроса, которая будет говорить о возможных количествах товара, которые она сможет продать на рынке в течение определенного периода по ценам различных уровней.
  3. Фирма вычисляет для себя, как изменяются её издержки при разных уровнях производства.
  4. Фирма изучает конкурентов и их сравнительной цены для использования их в качестве основы при формировании цены собственного товара.
  5. Фирма старается выбрать для себя наилучший из методов ценообразования: «средние издержки плюс прибыль»; анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли; и т. д.
  6. Фирма находит и устанавливает окончательную цену на товар, при этом учитывает её наиболее полное психологическое восприятие и с обязательно проверяет, что данная цена полностью соответствует  выбранной фирмой политики цен.

Продавец, который представляет интересы производителя и собственные интересы, все время желает повысить цену, при этом он руководствуется своими затратами и желанием получить больший доход. Покупатель желает как

 

можно больше уменьшить свои расходы на полезную единицу эффективности, стремится к «своей» цене, которая является желаемой ценой покупки. Потребителю на помощь приходит конкуренция между производителями. Производителю же и продавцу в свою очередь помогают непрерывное повышение потребностей потребителей и конкуренция между ними.

На конкурентном рынке в условиях, когда спрос на данный товар и предложение его зависят только от цены, находится равновесная рыночная цена, которая соответствует выравниванию спроса и предложения, то есть точке пересечения кривых спроса и предложения.

Таким образом, процесс ценообразования происходит под действием конкуренции. И экономическая и политическая обстановка влияют на потребление тех или иных товаров, а, следовательно, и на равновесную рыночную цену товара.

 

 

Глава 2. Состояние фирмы и рынка в Российской экономике

2.1. Внешняя среда деятельности фирмы в российской экономике

Российская Федерация переживает этап становления новых методов хозяйствования, ведения экономики. Изменения, реформы касаются практически всех сфер жизнедеятельности: производства, науки, образования, экономики. В связи с этим гораздо более значимой и актуальной, приковывающей к себе внимание со стороны отраслевых ведомств, отдельных предприятий и объединений, становится сфера внешнеэкономической деятельности.

На сегодняшний день в структуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий России. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, конкурентоспособности выпускаемой продукции и самого предприятия необходим для того, чтобы оценить возможности в конкурентной борьбе на том или ином рынке и разработать меры и средства, при помощи которых можно повысить конкурентоспособность и обеспечить собственный успех.

Для российских предприятий это такие задачи, как:

-свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;

-свобода выбора направлений  и форм реализации произведенной  продукции с максимальной прибыльностью;

-свобода выбора производственного  партнера по кооперации, в наибольшей  степени отвечающего экономическим  интересам предприятия;

-свобода выбора путей  и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;

Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях. Кроме того, у российских менеджеров нет опыта в управлении фирмами в рыночных условиях. В сбытовой деятельности предприятий России существует множество проблем. Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию, чувствуют ограничения со стороны платежеспособного спроса населения и предприятий-потребителей. Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного контроля руководства предприятий. Сейчас почти все предприятий осознали важность сбытовой программы. Большинству из них приходится решать тактические вопросы, так как многие уже столкнулись с проблемой затоваривания складов своей продукцией и резкого падения спроса на нее. Осталась неясна стратегия сбыта продукции на рынке. Пытаясь менять ассортимент, многие предприятия, производившие продукты производственного назначения, начинают переходить на потребительские товары. Если же выпускается продукция производственного назначения, то в некоторых случаях предприятия развивают и подразделения, потребляющие эту продукцию. Перестраивая ассортимент, предприятия стали заранее прогнозировать сбыт и находить потребителей своей продукции.

Информация о работе Фирма и рынок