Фирма и рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является исследование фирмы как экономической категории и выявления особенностей ее поведения на рынке совершенной конкуренции.
Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
1) Определить роль фирмы в экономике;
2) Изучить сущность рынка как экономического явления и выделить его элементы;
3) Рассмотреть механизм ценообразования как основы взаимодействия фирмы и рынка;
4) Выяснить взаимосвязь между фирмой и рынком.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМЫ И РЫНКА…………………........................5
1.1. Понятие и роль фирмы в экономике……………………………......5
1.2. Сущность рынка и его элементы……………………………….…...9
1.3. Механизм ценообразования как основа взаимодействия фирмы и рынка……………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. РОЛЬ ФИРМЫ И РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ………………………………………………………...17
2.1. Внешняя среда деятельности российской фирмы ……………....17
2.2. Перспективы взаимодействия фирмы и рынка в России………..21
2.3. Рыночные факторы конкуренции между фирмами на примере
рынка цифровых технологий…………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

 



                                                                                                                                                                                                

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМЫ  И  РЫНКА…………………........................5

1.1. Понятие и роль фирмы в экономике……………………………......5

1.2. Сущность рынка и его элементы……………………………….…...9

1.3. Механизм ценообразования как основа взаимодействия фирмы и  рынка……………………………………………………………………..13

ГЛАВА 2. РОЛЬ ФИРМЫ И РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ………………………………………………………...17

2.1. Внешняя среда деятельности российской фирмы ……………....17

2.2. Перспективы взаимодействия фирмы и рынка в России………..21

2.3. Рыночные факторы конкуренции между фирмами на примере

рынка цифровых технологий…………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..30

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….32

 

 

 

 

Введение

Нa данный момент формирование рыночных отношений в России идет интенсивно, их наилучшему развитию способствует предпринимательство. Рыночная экономика нeвозможна без свободного человека, руководителя и организатора, хозяина и знатока своего дeла – прeдпринимателя, так как развитие и интенсивное функционирование рыночных отношений происходит только при помощи фирм, фирма - главное звeно рыночной экономики. Фирму  нeобходимо изучать со всех сторон, так как она является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики. Поведение фирмы на рынке имеет значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но также и для других групп субъектов, например, домашних хозяйств, государства и иностранцев. Изучение поведения фирм - необходимое условие выработки адекватных решений как на макро, так и на микроуровне. Фирма организует экономику на микроуровне. Сама совокупность фирм определяет эффективность региональной, национальной и мировой экономики в целом. Фирма всегда в центре рыночной экономики, и её функционирование сказывается на рыночных отношениях.

Главная отличительная черта рыночной экономики - это конкуренция. Именно конкуренция способствует поступательному движению рыночного общества и прогрессу цивилизации. А цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить.

Реальная рыночная экономика невозможна без конкуренции. Поэтому возникает необходимость в изучении явления рыночной конкуренции, уровня её, а также интенсивности, необходимость знать силы и рыночные возможности наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках.

В условиях рыночной экономики хозяйственная деятельность на микроуровне определяется предпринимательской деятельностью, субъектом которой является фирма.

Большой интерес к этой теме с практической стороны характеризуется тем, что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к предприятию, как главному звену экономики. На этом уровне оказываются различные услуги, создается вся общественно полезная продукция. На предприятии рассматриваются вопросы поиска высокопроизводительной техники, технологии, экономного расходования ресурсов и способа их применения. Именно при помощи этого и добиваются снижения издержек производства до минимума и увеличения количества реализованной продукции.

 В ходе исследования  выбранной темы работы используются  исторический, логический, диалектический, метод сравнения и другие общенаучные методы; а также математический, и другие специальные методы исследования.

Главной целью курсовой работы является исследование фирмы как  экономической категории и выявления особенностей ее поведения на рынке совершенной конкуренции.

Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:

  1. Определить роль фирмы в экономике;
  2. Изучить сущность рынка как экономического явления и выделить его элементы;
  3. Рассмотреть механизм ценообразования как основы взаимодействия фирмы и рынка;
  4. Выяснить взаимосвязь между фирмой и рынком.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические вопросы исследования параметров взаимодействия фирмы и рынка

1.1. Понятие и роль фирмы в экономике

Фирма в рыночной экономике

Фирма - это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли. Она контролирует использование таких факторов производства, как земля, трудовые ресурсы и капитал. Фирма сама решает как производить, продавать продукцию и выбирает её дизайн. Одна фирма может содержать в себе, либо контролировать несколько производственных единиц.

Также важно помнить, что в экономической теории наряду с понятием «фирма» очень часто используется понятие «предприятие».

Эти понятия — это различные категории экономической науки, но в литературе они иногда сопоставляются друг другу.

Если хозяйственная единица является юридическим лицом, то она уже представляет собой субъект бизнес-деятельности, будь то фирма или предприятие. Фирма может включать как одно, так и несколько предприятий и производств, поэтому определение «фирма» часто используется как обобщающее понятие. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопродуктное, однопрофильное производство.

Общая характеристика фирмы в условиях рынка:  
цели, задачи, функции, структура

Первоначально понятие «фирма» означало «торговое имя» предпринимателя. Сейчас - это предпринимательская единица, организационная структура бизнеса во всех сферах экономики, обладающая как юридической так и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и другие.1

Лауреат Нобелевской премии Р.Коуз2 полагает, что фирма есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя.

Фирма - это «генератор богатства» общества: генерирует товары и покупательную способность для их приобретения; поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал; создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе; обеспечивает собственный рост.3

Фирма – сложное экономическое явление. В экономической теории сложилось несколько концепций фирмы:

- Неоклассическая теория  фирмы. Она рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу -  поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, определяющей нацеленность фирмы на максимизацию прибыли.

- Институциональная теория  фирмы. Эта теория базируется на том, что фирма – это сложная иерархическая структура, действующая в условиях рыночной неопределенности.

- Бихевиористская теория  фирмы. Базируется на невозможности максимизации какой-либо цели и обращает внимание на исследование функционирования внутренних структур фирмы и проблем выработки решений.4

А. Маршалл заложил основы теории совершенной конкуренции: «Строгое значение понятия «конкуренция», заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». 5

Под определением совершенной конкуренции понимается уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из наличных ресурсов и технологий. Ресурсы эргономично распределяются в сфере потребления и производства. Издержки производства становятся минимальными, когда фирмы выпускают наиболее предпочтительную и полезную для потребителя продукцию.

Современная фирма - это комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий международного и национального уровня со множеством отраслей. Основное в современной фирме - это кадры: предприниматели, инженеры, ученые, менеджеры, рабочие с их профессионализмом, конкурентной энергией, компетентностью, мастерством, инновационным потенциалом, управленческими новациями. Развитие фирмы, а также и ее известность на рынке напрямую зависят от таланта и способностей ее рабочих кадров.

Уровень развития национальной экономики, а также ее конкурентоспособность зависит от уровня развития фирм.

Цель - это желаемый результат либо конечное состояние, любая организация стремится её добиться. Поставленные фирмой цели необходимы для того, чтобы установить стандарты, реально оценить эффективность организации, и найти общее направление для её дальнейшей деятельности. Постановка целей основывается на длительности рассматриваемого периода.

Различаются цели общие и глобальные. Они разрабатываются для фирмы в целом, а также специфические цели, которые разрабатываются в соответствии с основными видами и направлениями деятельности производственно-хозяйственных подразделений, на основе общих целей или ориентиров.

Получение максимальной выгоды - это основная цель, к которой стремится любая фирма. Она эффективно достигается посредством определения и реализации набора действий фирмы как тактического, так и стратегического порядка: максимизации объема продаж, повышение их темпов роста, доли рынка, прибыли по отношению к вложенным средствам, увеличение дивидендов акций (если эта компания акционерная), стоимости акций на рынке (если это ОАО).

Характер целевых установок фирмы определяется по состоянию экономики в общем, тенденциями развития её определенной отрасли. К этой отрасли относится деятельность фирмы. Также характер целевых установок определяется стадией цикла жизни самого предприятия.

Конечная цель фирмы состоит в получении прибыли, или дохода, а деятельность фирмы в рациональной организации производства, управлении производственным процессом, развитии и внедрении технико-технологических баз, а также одновременном использовании кадрового потенциала с повышением творческой активности, квалификации и лояльности каждого работника.

Задачи фирмы подразделяются на три типа. Это работа с кадрами (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе) и информацией (например, задача казначея).

Важнейшей задачей является решение проблемы как организовать производство товаров и услуг, при этом учитывая потребителя, на основании имеющихся ресурсов, а также обеспечить рентабельность деятельности предприятия и его устойчивого положения на рынке.

Типы фирм в зависимости от их рыночного поведения:

  • Предпринимательская фирма. Характеризуется объединением функций управления и собственности, при этом полностью нацеленная на максимальную прибыль.
  • Капиталистическая фирма – это образование, принадлежащее многим владельцам капитала, со сложной организационной структурой.
  • Самоуправляющаяся фирма - образование, управление которой принадлежит некоему коллективу работников.
  • Государственная фирма, является полностью государственной собственностью.
  • Директорская фирма. Такие фирмы характеризуются неопределенностью прав собственности и направлены на максимизацию дохода, получаемого менеджерами данной компании.

По сферам предпринимательской деятельности фирмы делятся на промышленные, юридические, сельскохозяйственные, транспортные, телекоммуникационные, строительные, торгово-посреднические, венчурные, рекламные, инжиниринговые, а также агропромышленные и др.

Это деление условно, и обобщается лишь в организационных структурах. В нашем случае эти сферы взаимосвязаны базовыми информационными потоками в осуществлении управления предприятия.

Фирма - явление организационное. Организовать - значит структуризировать. Организация - это процесс создания алгоритма предприятия, который предоставляет возможность сотрудникам плодотворно работать вместе в одной команде

 

1.2. Сущность рынка и его элементы

Рынок — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Существуют три необходимые основные условия существования рынка:

  1. Общественное разделение труда и специализация, посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда;
  2. Экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию);
  3. Разрешение проблемы трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров;
  4. Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

Информация о работе Фирма и рынок