Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 12:57, курсовая работа
главная цель курсовой работы – дать оценку конкурентоспособности торговой организации.
Исходя из поставленных целей, были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрено в теоретическом аспекте конкурентоспособность торговой организации и ее роль в обеспечении эффективной работы на рынке;
- исследование теоретических основ оценки конкурентоспособности торговой организации;
- дана организационно-экономическую характеристику ОАО «Веста»;
- проведена оценка конкурентоспособности ОАО «Веста»;
- выявить пути повышения конкурентоспособности ОАО «Веста»;
- представлено формирование программ лояльности как необходимого условия успешной деятельности торговой сети в условиях конкуренции.
Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Конкурентоспособность торговой организации и ее роль в обеспечении эффективной работы на рынке……………………………………………...……5
1.1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности торговой организации. Методы оценки конкурентоспособности торговой организации5
1.2 Маркетинговые ориентации деятельности (как основной приоритет конкурентных преимуществ торговых организаций) потребительской кооперации …………………………………………………………………..…..18
2. Анализ ситуационного положения торговой организации на рынке…..….22
2.1 Организационно – экономическая характеристика, оценка сильных и слабых позиций ОАО «Веста» на рынке………………………………………22
2.2 Оценка конкурентоспособности ОАО «Веста» ………………………...…27
3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Веста» на рынке….……35
3.1 Стратегия развития ОАО «Веста» как стратегический ресурс повышения конкурентоспособности на рынке ……………………………………………..35
Заключение ………………………………………………………………..……..45
Список использованных источников………………………………….………..47
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Конкурентоспособность торговой организации и ее роль в обеспечении эффективной работы на рынке……………………………………………...……5
1.1 Теоретические
основы оценки
1.2 Маркетинговые
ориентации деятельности (как основной
приоритет конкурентных
2. Анализ ситуационного положения торговой организации на рынке…..….22
2.1 Организационно
– экономическая
2.2 Оценка конкурентоспособности ОАО «Веста» ………………………...…27
3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Веста» на рынке….……35
3.1 Стратегия развития ОАО «Веста» как стратегический ресурс повышения конкурентоспособности на рынке ……………………………………………..35
Заключение …………………………………………………
Список использованных
источников………………………………….………..
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Содержательная
сущность конкурентоспособности не
имеет общепринятого
Теория
конкурентоспособности
В соответствии с концепцией маркетинга, торговые организации достигают конкурентного преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов. Торговые организации предоставляют большую потребительную ценность, предлагая клиентам более низкие, по сравнению с конкурентами, цены на аналогичные товары и услуги или, обеспечивая больше выгод, которые оправдывают более высокие цены.
Актуально то, что маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Первый шаг в этом направлении – анализ конкурентов, т.е. процесс выявления и оценивания основных конкурентных стратегий, которые позволяют торговой организации занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных преимуществ перед конкурентами.
Для того, чтобы объективно оценить конкурентоспособность торговой организации и ее товаров на рынке, руководителю и экономистам необходимо пользоваться методиками, которые бы позволили в короткие сроки и без дополнительных поисков информации рассчитывать показатель конкурентоспособности. Конечно, универсального метода не существует, и каждая и существующих моделей имеет свои ограничения и недостатки. Однако, пользуясь разработанными рекомендациями и методиками расчета показателя конкурентоспособности товара и фирмы, можно выявить первые угрозы со стороны конкурентов и предпринять соответствующие меры.
Исходя из актуальности данной проблемы в рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха торговой организации является конкурентоспособность.
В соответствии с этим, главная цель курсовой работы – дать оценку конкурентоспособности торговой организации.
Исходя из поставленных целей, были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрено в теоретическом аспекте конкурентоспособность торговой организации и ее роль в обеспечении эффективной работы на рынке;
- исследование теоретических основ оценки конкурентоспособности торговой организации;
- дана организационно-экономическую характеристику ОАО «Веста»;
- проведена оценка конкурентоспособности ОАО «Веста»;
- выявить пути повышения конкурентоспособности ОАО «Веста»;
- представлено формирование программ лояльности как необходимого условия успешной деятельности торговой сети в условиях конкуренции.
Объектом исследования является сеть магазинов розничной торговли ОАО «Веста» .
Предмет исследования – конкурентоспособность торговой организации.
При написании курсовой работы применялись следующие методы: абстрактно-логический метод, экономико-статистический, метод сравнения, метод группировок и др.
Теоретической
разделы выполнялись на основе нормативно
– правовой базы РБ, учебной и
методической литературы отечественных
и зарубежных авторов (И.С.Березин, Т.Н.
Байбардина О.В., Михайлов, Е.Л. Голубков,
А.И. Романова, Ф.Котлер), периодические
издания журналы и газеты (Маркетинг, Вопросы
статистики, Маркетинг, реклама и сбыт).
1.
Конкурентоспособность
торговой организации
и ее роль в обеспечении
эффективной работы
на рынке
1.1
Теоретические основы
оценки конкурентоспособности
торговой организации.
Методы оценки конкурентоспособности
торговой организации
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция – это форма существования субъектов экономических отношений на рынках товаров, капитала или труда. Конкуренция проявляется в соперничестве субъектов ради достижения сходных целей и стимулирует развитие субъектов и общества в целом [5,с.12]. Конкуренция – соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли [5,с.20].
Чтобы сделать предприятие успешным, необходимо иметь четкое представление о его положении на рынке, сильных и слабых сторонах деятельности, возможности формирования долговременных устойчивых конкурентных преимуществ [22, с. 5]. С точки зрения масштабов и влияния на уровень жизни населения розничная торговля является важнейшей отраслью экономики [22, с.5].
Розничная торговля товарами народного потребления в основе своей деятельности предназначена для организации потребления населением товаров и услуг. Для реализации своей цели и задач она выполняет ряд функций. Основной функцией розничной торговли является доведение товаров до населения и организация торгового обслуживания покупателей, предоставление им услуг (доставка товаров на дом, стол заказов, кафетерий, упаковка товаров и т. д.). При осуществлении розничной торговли и обслуживании покупателей выполняется вторая важная функция – смена формы стоимости. Товары народного потребления и оказываемые услуги, принадлежащие одному собственнику (государственной, акционерной, частной) при розничной купле-продаже переходят в руки одного собственника – покупателя (частная или личная собственность). Розничная торговля выполняет и социальную функцию, состоящую в сокращении затрат, времени покупателей на приобретение товаров и пребывания в каналах обслуживания. Население тратит в сфере обслуживания миллиарды человеко-часов в год и, по оценкам экспертов, до 40% этого времени расходуется нерационально. Покупатели тратят время в поисках нужного товара, на пребывание в каналах обслуживания (пребывание в очередях в магазинах, оформление покупки, дополнительное обслуживание). Все это время могло быть использовано населением на досуг, образование и прочее [17, с.361].
Торговлю можно рассматривать в различных аспектах: как экономическую категорию, как отрасль экономики, как вид предпринимательской деятельности.
Как экономическая категория торговля выражает отношения обмена путем купли-продажи товаров посредством денег и может рассматриваться как своеобразная форма организации товарно-денежного обмена продуктами труда, характеризующаяся в условиях рынка конкуренцией и преследующая цели наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей. Торговля как форма товарного обращения осуществляет связь между производством и потреблением и представляет собой фазу расширенного воспроизводства.
Торговля как отраслевая экономическая система представляет собой крупное и важное подразделение экономики, включающее совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладающее общностью материально-технической базы, используемых кадров и торгово-технологического процесса. Ей присущи все внутренние и внешние свойства отраслевых систем. К внутренним свойствам относятся однородность и устойчивость, к внешним – обусловленность отраслевой системы и ее способность к адаптации [28, c.10-11].
Розничный
товарооборот занимает значительный удельный
вес в общем объеме ВВП Республики Беларусь
(таблица 1.1.)
Таблица 1.1 - Удельный вес розничного товарооборота в ВВП Республики Беларусь за 2005-2009г. (млрд.р.)
Показатели | Год | Темп роста в % или отклонение (+;-) 2008г. к 2004г. | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | ||
Валовой внутренний продукт, млрд р. | 79267 | 96165 | 128829 | 128829 | 136790 | 172,57 |
Розничный товарооборот, млрд р. | 31062 | 38168 | 50651 | 50651 | 54736 | 176,22 |
Удельный вес розничного товарооборота в валовом внутреннем продукте, % | 39,19 | 39,69 | 39,32 | 39,32 | 40,0 | 0,82 |
Примечание
- Источник: [15]
Согласно
данных таблицы 1.1, удельный вес розничного
товарооборота в валовом
Сущность торговли проявляется в ее функциях в системе общественно-экономических отношений. Торговля выполняет две функции: функцию удовлетворения платежеспособного спроса населения, реализации доли каждого индивида в национальном доходе в определенных предметах потребления, тем самым обеспечивая воспроизводство рабочей силы; функцию обмена товаров путем купли-продажи, смены форм стоимости или возмещения при обмене затрат общественно необходимого труда.
В процессе выполнения первой функции происходит реализация произведенных продуктов как потребительных стоимостей, в процессе выполнения второй - реализация их как стоимостей (обмен денежных доходов населения на предметы потребления). Главной является функция удовлетворения платежеспособного спроса населения. Выполняя свои функции, торговля обеспечивает производству возмещение затрат на изготовление товаров и получение прибыли, способствует непрерывности процесса воспроизводства.
В процессе доведения товаров от производства до потребления торговля изучает спрос населения, составляет заказы промышленности на производство товаров народного потребления, способствует укреплению связей между отдельными отраслями экономики.
Целевые функции торговли и всей экономики совпадают. В то же время
торговля, являясь обособленной отраслевой системой, выполняет специфическую роль в общественном воспроизводстве [28, c.10-11].
В Республике Беларусь правовую основу осуществления торговой деятельности, а также ее государственного регулирования определяет Закон Республики Беларусь «О торговле» № 231 от 28 июня 2003 г. Виды торговли показаны на рисунок 1.1 [7].