Конкурентоспособность фирмы на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

главная цель курсовой работы – дать оценку конкурентоспособности торговой организации.
Исходя из поставленных целей, были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрено в теоретическом аспекте конкурентоспособность торговой организации и ее роль в обеспечении эффективной работы на рынке;
- исследование теоретических основ оценки конкурентоспособности торговой организации;
- дана организационно-экономическую характеристику ОАО «Веста»;
- проведена оценка конкурентоспособности ОАО «Веста»;
- выявить пути повышения конкурентоспособности ОАО «Веста»;
- представлено формирование программ лояльности как необходимого условия успешной деятельности торговой сети в условиях конкуренции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Конкурентоспособность торговой организации и ее роль в обеспечении эффективной работы на рынке……………………………………………...……5
1.1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности торговой организации. Методы оценки конкурентоспособности торговой организации5
1.2 Маркетинговые ориентации деятельности (как основной приоритет конкурентных преимуществ торговых организаций) потребительской кооперации …………………………………………………………………..…..18
2. Анализ ситуационного положения торговой организации на рынке…..….22
2.1 Организационно – экономическая характеристика, оценка сильных и слабых позиций ОАО «Веста» на рынке………………………………………22
2.2 Оценка конкурентоспособности ОАО «Веста» ………………………...…27
3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Веста» на рынке….……35
3.1 Стратегия развития ОАО «Веста» как стратегический ресурс повышения конкурентоспособности на рынке ……………………………………………..35
Заключение ………………………………………………………………..……..45
Список использованных источников………………………………….………..47

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

    Торговая  организация ОАО «Веста» является одной из наиболее крупных организаций города Витебска, которая одновременно выступает импортёром (подсолнечное масло, крупа, соки), производителем (хлебобулочные изделия) и продавцом. В ОАО «Веста» основными каналами сбыта товаров является сеть собственных магазинов. Крупные магазины ОАО «Веста» имеют цеха по выпечке хлебобулочных изделий, оснащённые самым современным оборудованием, отвечающему высокому уровню мировых стандартов.

    Каждый  магазин торговой организации ОАО «Веста» спроектирован таким образом, чтобы создать максимально возможное удобство для покупателя при совершении покупки, а также создать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов. В магазинах постоянно идёт совершенствование технологии продажи товаров, поддерживается высокий уровень культуры обслуживания покупателей.

    Продажа товаров в магазинах ОАО «Веста»  осуществляется в основном методом  самообслуживания. Помимо метода самообслуживания в магазинах ОАО «Веста» применяются  такие методы продажи товаров, как продажа товаров через прилавок, продажа товаров по образцам, продажа товаров с открытой выкладкой. Через прилавок отпускается продукция, требующая взвешивания, например, колбасные и мясные изделия. Также данный метод используется в кафетериях и барах магазинов.  По образцам в магазинах ОАО «Веста» реализуются телевизоры, пылесосы, холодильники.

    Из  дополнительных услуг оказываемых  магазинами ОАО «Веста» покупателям можно выделить предварительный заказ товаров, упаковка, доставка товаров на дом, по заказу покупателя предприятие может осуществить доставку декоративных цветов из Минска, магазин принимает заявки на торты.

       В таблице 2.1 приведены основные  экономические показатели деятельности  ОАО «Веста» за период 2007-2009 гг.  Как видно из таблицы 2.1, за период с 2005 по  2007 год произошел рост многих показателей, характеризующих эффективность деятельности ОАО «Веста».       

      Так на протяжении рассматриваемого периода наблюдается постоянный рост валового товарооборота в сопоставимых ценах. В 2008 году его величина составила 324755,360 млн. руб., что превышает аналогичный показатель за 2007 год на 93505,243 млн. руб. (темп роста составил 140,4%). В 2009 году валовой товарооборот в сопоставимых  ценах составил 358847,227 млн. руб. Рост данного показателя по сравнению с 2008 годом составил 34091,867 млн. руб. (темп роста – 110,5%). 

Таблица   2.1 – Основные      экономические      показатели       деятельности

ОАО «Веста» в 2007 – 2009 гг

 
 
Показатели
 
 
2007 год
 
 
2008 год
 
 
2009 год
Отклонение
2008г  от 2007г 2009г от 2008г
1. Валовой  товарооборот в сопоставимых  ценах, млн. руб. 231250,117 324755,360 358847,227 93505,243 34091,867
2. Розничный  товарооборот в сопоставимых  ценах, млн. руб. 223844,434 314777,841 348872,935 90933,407 34095,094
3. Валовые доходы по розничной торговле, млн. руб. 35625,461 50145,966 56619,531 14520,505 6473,565
4.Издержки обращения, млн. руб. 23776,501 29810,669 37719,979 6034,168 7909,31
5. Прибыль от реализации, млн. руб. 13076,903 19284,177 18310,287 6207,274 -973,89
6. Прибыль отчётного периода, млн. руб. 14404,868 21174 20167 6769,132 -1007
7. Рентабельность продаж, % 5,9 6,7 5,8 0,8 -0,9
8. Уровень издержек обращения, % 10,78 10,42 12,08 -0,36 1,66
9. Среднесписочная численность, чел 1940,68 1949,59 2032,85 8,91 83,26
10. Товарные запасы 13200,036 17343,756 20171,274 4143,72 2827,518
11. Стоимость основных средств, млн. руб. 45643 54642 60499 8999 5857
12. Фондоотдача 5,87        
13. Оборачиваемость товарных запасов, дни 18,93 19,2 20,2 0,27 1

Источник: составлено автором на основании данных организации

    На  протяжении 2007-2009 годов наблюдается  рост розничного товарооборота  в  сопоставимых ценах. Величина розничного товарооборота в сопоставимых ценах  в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 34095,094 млн. руб. и составила 348872,935 млн. руб. (темп роста – 110,8%).

При этом в 2009 году по сравнению с 2008 годом  произошёл рост валовых доходов  по розничной торговле на 6473,565 млн. руб. 

    В 2009 году темп роста издержек обращения по сравнению с 2008 годом составил 126,5 %. В 2009 году величина издержек обращения составила 37719,979 млн. руб.

    Следует отметить, что в 2009 году произошло  снижение прибыли от реализации. По сравнению с 2008 годом значение данного  показателя снизилось на 973,89 млн. руб.  и на конец 2009 года составило 18310,287 млн. руб.

    Прибыль отчётного периода за 2009 год снизилась  по сравнению  с 2008 годом на 1007 млн. руб.  и составила 20167 млн. руб. Снижение прибыли отчётного периода торговой организации ОАО «Веста» в 2009 году свидетельствует об ухудшении финансового состояния организации, а также говорит о снижении эффективности коммерческой деятельности.

    Уровень издержек обращения на протяжении рассматриваемого периода постоянно изменялся. Уровень  издержек обращения в 2007 году составил 10,78%, в 2008 году – 10,42%, в 2009 году – 12,08%.

    Необходимо  отметить тот факт, что в 2009 году товарные запасы составили 20171,274 млн. руб., что превышает аналогичный показатель за 2008 год на 2827,518 млн. руб. Наличие товарных запасов на складах свидетельствует о замедлении оборачиваемости оборотных средств.

            Рост таких технико-экономических  показателей деятельности ОАО  «Веста», как розничный товарооборот, валовые доходы и т.д. свидетельствует  о возросшем уровне конкурентоспособности данной организации, её экономической устойчивости.

       При анализе финансового состояния организации особое внимание следует обращать на показатели финансовой устойчивости, с помощью которых можно предвидеть и предупредить грозящие организации неплатежеспособность и банкротство.

   Для анализа финансовой устойчивости и платежеспособности организации используем методику Минфина РБ. Основной целью проведения анализа финансового состояния организации на основе Инструкции является обоснование решения о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организации – неплатежеспособной. Расчет показателей, предусмотренных Инструкцией, представлен в таблице 2.2.

   Данные  таблицы свидетельствуют об увеличении значений коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами в 2008 году по сравнению с 2007 годом. В 2009 году так же наблюдается рост значений данных коэффициентов. Следует отметить, что значения коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными активами на протяжении рассматриваемого периода были выше норматива. Это свидетельствует об удовлетворительной структуре бухгалтерского баланса, а также о том, что  
ОАО «Веста» является платежеспособной.
 

Таблица 2.2 – Коэффициенты, характеризующие финансовое состояние организации

Наименование  показателя На конец  2007 года На конец  2008 года На конец  2009 года Норматив
Коэффициент текущей ликвидности (К1)  
1,186
 
1,197
 
1,321
 
К1>=1
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2)  
0,157
 
0,164
 
0,243
 
К2>=0,1
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3)  
 
0,324
 
 
0,325
 
 
0,276
 
 
К3<=0,85

Источник: составлено автором на основании данных организации

    Значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами на протяжении 2007 - 2008 гг. оставалось неизменным и составляло 0,32. В 2009 году произошло снижение значения данного коэффициента. Значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами в 2009 году составило 0,276. Значение данного коэффициента на протяжении рассматриваемого периода не превысило норматива. Можно говорить, что ОАО «Веста» является платежеспособной.

    Рассмотрим коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость организации (таблица 2.3).

    Коэффициент автономии характеризует долю собственного капитала организации в общей сумме средств, авансированных в ее деятельность. Коэффициент отражает степень независимости организации от заемных средств. Увеличение коэффициента должно осуществляться преимущественно за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

       Значение коэффициента автономии  у нормально работающего предприятия  должен составлять не менее 0,6 (60%). Так в 2007 году значение данного коэффициента составляло в ОАО «Веста» 0,676, в 2008 году – 0,672, в 2009 году – 0,721. Несмотря Исходя из значения данного коэффициента можно утверждать, что организация финансово устойчива, стабильна и независима от внешних кредиторов. 

Таблица 2.3 – Показатели финансовой устойчивости организации

Наименование  показателей На конец 2007 года На конец  2008 года На конец  2009 года
1. Коэффициент  автономии (коэффициент финансовой  независимости)  
0,676
 
0,672
 
0,721
2. Доля  заёмного капитала в общем  капитале (коэффициент банкротства)  
0,328
 
0,327
 
0,276
3. Коэффициент финансовой устойчивости  
0,676
 
0,675
 
0,724
4. Коэффициент  покрытия оборотными активами  собственного капитала  
0,572
 
0,578
 
0,505
5. Коэффициент привлечения инвестиций 0 0 0
6. Заёмный  капитал к собственному капиталу (коэффициент финансовой неустойчивости, финансовый рычаг) 0  
0
0
7. Коэффициент текущей задолженности 0,328 0,327 0,276
8. Коэффициент  соотношения собственных и привлеченных средств  
2,09
 
2,31
 
2,09
9. Коэффициент  маневренности собственных оборотных  средств  
0,089
 
0,067
 
0,089
10. Доля  дебиторской задолженности в  активе баланса  
0,017
 
0,012
 
0,007
11. Коэффициент  финансового риска 0,479 0,481 0,38

Информация о работе Конкурентоспособность фирмы на рынке