Конкурентоспособность фирмы на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

главная цель курсовой работы – дать оценку конкурентоспособности торговой организации.
Исходя из поставленных целей, были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрено в теоретическом аспекте конкурентоспособность торговой организации и ее роль в обеспечении эффективной работы на рынке;
- исследование теоретических основ оценки конкурентоспособности торговой организации;
- дана организационно-экономическую характеристику ОАО «Веста»;
- проведена оценка конкурентоспособности ОАО «Веста»;
- выявить пути повышения конкурентоспособности ОАО «Веста»;
- представлено формирование программ лояльности как необходимого условия успешной деятельности торговой сети в условиях конкуренции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Конкурентоспособность торговой организации и ее роль в обеспечении эффективной работы на рынке……………………………………………...……5
1.1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности торговой организации. Методы оценки конкурентоспособности торговой организации5
1.2 Маркетинговые ориентации деятельности (как основной приоритет конкурентных преимуществ торговых организаций) потребительской кооперации …………………………………………………………………..…..18
2. Анализ ситуационного положения торговой организации на рынке…..….22
2.1 Организационно – экономическая характеристика, оценка сильных и слабых позиций ОАО «Веста» на рынке………………………………………22
2.2 Оценка конкурентоспособности ОАО «Веста» ………………………...…27
3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Веста» на рынке….……35
3.1 Стратегия развития ОАО «Веста» как стратегический ресурс повышения конкурентоспособности на рынке ……………………………………………..35
Заключение ………………………………………………………………..……..45
Список использованных источников………………………………….………..47

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

     - анализируются направления развития  аналогичных разработок;

     - рассматриваются сферы возможного  использования продукции; 

     - анализируется круг постоянных  покупателей. 

     Вышеизложенное  подразумевает “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития, связанное с длительностью осуществления разработки и производства многих видов компьютерной техники. [27, с.75]

     Конкурентоспособность товара является главной составляющей конкурентоспособности предприятия. Однако между этими понятиями имеются следующие различия:

     - конкурентоспособность организации,  отражающая его отличия от  соперничающих фирм, применима к  довольно длительному периоду. 

     - конкурентоспособность товара определяется в любой, небольшой с точки зрения экономики, отрезок времени;

     - в отличие от конкурентоспособности  товара, оценку которого дает  потребитель, работу организации  оценивает не столько потребитель,  сколько сам производитель. Именно  производитель определяет, выгодно ли ему при данных условиях выпускать товар [27, с.74].

     Таким образом, конкурентоспособность товара — это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его  выгодные отличия от товара–конкурента  по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение [27, с.78].

     Сопоставление продукции ведется по таблице  сравнения параметров. В результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих значений:

     - продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом классе изделий;

     - продукция обладает низкой конкурентоспособностью  в сравниваем классе изделий  на данном рынке;

     - продукция полностью неконкурентоспособна  в сравниваемом классе изделий  на данном рынке.

     В заключение дополняется выводами о преимуществах и недостатках оцениваемой продукции по сравнению с аналогами, а также предложениями о мерах, которые должны быть приняты для улучшения положения ее на рынке.[27,с.80-92]

     Обеспечение конкурентоспособности на требуемом уровне предполагает необходимость ее количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности все предусматриваемые организацией меры по поддержанию продукции на должном уровне останутся благим пожеланием.

     Отправной момент оценки конкурентоспособности любого товара – формирование цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентировании на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий. [27,с.80-92]

     Схема оценки уровня конкурентоспособности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Цель 

       

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       

     

     

     

     

     

     

     Рисунок 1.3 - Схема оценки уровня конкурентоспособности.

     Примечание  - Источник: собственная разработка [27, с.83] 

     Требования  к конкурентным преимуществам, применяемым  стратегиям и, в конечном итоге, конкурентоспособность  торгового предприятия в первую очередь определяются типом рынка, видами конкурентной борьбы, оказывающими наиболее жесткое воздействие на предприятие, и методами конкуренции. В свою очередь преобладающие методы конкуренции определяются типами рынка таблице 1.2, требованиями потребителей и позиционированием предприятий розничной торговли. 
 
 
 
 

     Таблица 1.2 – Типы рынков и конкурентные ситуации для торговли

Типы  рынка   Характеристика  рыночной ситуации
Чистая  конкуренция Много розничных  торговых предприятий предлагают стандартизированный  товар
Чистая монополия На рынке  существует один продавец товара
Монополистическая конкуренция Много продавцов, предлагающих дифференцированные товары
Олигополистическая  конкуренция Несколько крупных  предприятий контролируют значительную часть рынка.

Их действия взаимозависимы

     Примечание  – Источник: [22, c.32]. 

     Типом рынка принято называть особую рыночную ситуацию, значительно отличающуюся от других по числу продавцов, видам  товара, контролю над ценой и барьерами  входа на рынок.

     В ситуации чистой конкуренции преимуществом становится уровень цен и место расположения торгового предприятия. Например, в сельской местности, где нет крупных торговых сетей, между собой конкурируют небольшие магазины, палатки, павильоны и множество передвижных торговых точек в дни ярмарок. Барьеры для входа на рынок отсутствуют, продукция стандартизирована.

     При монополистической конкуренции  предприятия вынуждены нести  большие маркетинговые затраты, так как необходимо позиционировать  свои товары и магазины на целевой  сегмент. Решающее значение имеет правильное формирование имиджа, связанное с психологическими особенностями покупателей. Такая ситуация характерна для крупных городов. При олигополии каждое предприятие испытывает на себе влияние решений, принимаемых конкурентами. Товар на данном рынке может быть дифференцирован или стандартизирован [22, c. 33].

     Прежде  чем раскрывать различные типы конкуренции, рассмотрим понятие формат магазина. Это совокупность характеристик  магазина, определяющих его рыночную позицию (ассортимент, размер торговой площади, формы и методы обслуживания покупателей).

     Типы  конкуренции, характерные для розничном  торговли, представлены в таблицы 1.3. 

     Таблица 1.3 – Типы конкуренции в розничной торговле

Тип конкуренции Характеристика
Внутриформатная Конкурентные  отношения возникают между одно питыми предприятиями, предлагающими товары совпадающего или близкого ассортимента. Для отличия от конкурент необходимо либо дифференцировать торговое предложение, либо изменить технологию торговли
Межформатная Конкурентные  отношения возникают между различными типами предприятий, предлагающими одинаковый ассортимент товаров и (или) уровень обслуживания, но применяемые технологии различны. Конкурентоспособнее будет тот, чья технология позволит минимизировать совокупные удельные затраты и предложить более низкую цену
Ассортиментная Предложение магазинами различной ассортиментной специализации  продажи части ассортимента магазинов  другой специализации
Перехватывающая Покупатель, лояльный к определенному магазину, покупает необходимый товар в другом, расположенном ближе к нему в момент возникновения определенной потребности

     Примечание  – Источник: [22, c.36]. 

     Примером  внутриформатного типа конкуренции  может быть ситуация, когда внутри торговой зоны конкурируют несколько  супермаркетов или специализированных магазинов одной товарной группы. Конкуренция жесткая, так как инструменты формирования конкурентных преимуществ у предприятий одинаковые.

     Самый простой и надежный способ измерения уровня внутриформатной конкуренции — определение насыщенности рынка региона (отношение между общим товарооборотом магазинов данного формата на рынке и занятыми ими торговыми площадями). Показатель уровня насыщенности следует сравнивать с товарооборотом на кв.м площади, необходимым на покрытие издержек. Если уровень насыщенности региона данным форматом (товарооборот на 1 кв.м торговой площади) меньше уровня других регионов, значит, в данном регионе рынок еще ненасыщен и возможность для роста существует. Как правило, средний товарооборот на 1 кв. м у разных форматов магазинов отличается и зависит от эффективности использования торговых площадей. В гипермаркетах, например, он больше, чем в супермаркетах. Однако общий уровень конкурентоспособности формата зависит также от других показателей – затрат времени на покупку, удобства расположения, наличия дополнительных услуг и т.д.

     Путем естественного отбора на рынке розничной  торговли выработалось несколько конкурентоспособных  форматов, использующих в достижении конкурентоспособности различное  сочетание основных показателей. Поэтому в больших городах межформатная конкуренция становится все более жесткой, особенно в столице и городах-миллионниках [22, c.37].

     Примером  ассортиментного типа конкуренции  могут быть супер- и гипермаркеты, в основном торгующие непродовольственными товарами, а также универмаги, «Хозяйственные товары», «Электротовары» и др.

     Методы  конкурентной борьбы, применяемые в  розничной торговле, подразделяются на две большие группы — ценовой  и неценовой конкуренции.

     Методы  ценовой конкуренции предполагают использование всех возможностей торгового предприятия, направленных на снижение денежных затрат покупателя в процессе приобретения товара. Сюда же можно отнести действия деятеля рынка, позволяющие снизить цену потребления товара (дополнительные сервисное обслуживание или гарантия на товар). Такая конкуренция осуществляется путем перераспределения баланса дохода торгового предприятия и денежных расходов потребителя. Поэтому развязывание жесткой ценовой конкуренции выгодно только предприятию-лидеру, обладающему внутренними конкурентными преимуществами.

     Методы  неценовой конкуренции предполагают повышение уровня обслуживания, рекламную  активность, стимулирование продаж, создание благоприятной атмосферы магазина и т.д. Они способствуют снижению эмоциональных затрат покупателя на приобретение товаров в определенном магазине. Покупатель готов заплатить дополнительную цену за более комфортное обслуживание. Таким образом, неценовые методы конкуренции позволяют повысить внешнюю конкурентоспособность предприятия [22, c.37-39].

     В общем можно отметить, что сущность торговли проявляется в ее функциях в системе общественно-экономических  отношений, что свидетельствует  о макроэкономической ее значимости в экономике государства. Торговля обеспечивает производству возмещение затрат на изготовление товаров и получение прибыли, способствует непрерывности процесса воспроизводства. Так удельный вес розничного товарооборота республики в 2009г. занимал 40% в общем объеме ВВП страны. Следовательно, повышение конкурентоспособности торговых организаций будут способствовать обеспечению оптимального соотношения ее составляющих и элементов. При этом усилия направляются на повышение качества и снижение расходов на реализацию, управление конкурентоспособностью предполагает воздействие на всю систему управления торговой деятельностью с целью получения наибольшей прибыли от реализации товаров. 

Информация о работе Конкурентоспособность фирмы на рынке