Конкурентоспособность фирмы на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

главная цель курсовой работы – дать оценку конкурентоспособности торговой организации.
Исходя из поставленных целей, были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрено в теоретическом аспекте конкурентоспособность торговой организации и ее роль в обеспечении эффективной работы на рынке;
- исследование теоретических основ оценки конкурентоспособности торговой организации;
- дана организационно-экономическую характеристику ОАО «Веста»;
- проведена оценка конкурентоспособности ОАО «Веста»;
- выявить пути повышения конкурентоспособности ОАО «Веста»;
- представлено формирование программ лояльности как необходимого условия успешной деятельности торговой сети в условиях конкуренции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Конкурентоспособность торговой организации и ее роль в обеспечении эффективной работы на рынке……………………………………………...……5
1.1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности торговой организации. Методы оценки конкурентоспособности торговой организации5
1.2 Маркетинговые ориентации деятельности (как основной приоритет конкурентных преимуществ торговых организаций) потребительской кооперации …………………………………………………………………..…..18
2. Анализ ситуационного положения торговой организации на рынке…..….22
2.1 Организационно – экономическая характеристика, оценка сильных и слабых позиций ОАО «Веста» на рынке………………………………………22
2.2 Оценка конкурентоспособности ОАО «Веста» ………………………...…27
3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Веста» на рынке….……35
3.1 Стратегия развития ОАО «Веста» как стратегический ресурс повышения конкурентоспособности на рынке ……………………………………………..35
Заключение ………………………………………………………………..……..45
Список использованных источников………………………………….………..47

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

     Примечание - Источник: собственная разработка по данным [15,22]. 

     Из  чего следует, что увеличивается  и уровень жизни населения, за счет увеличения доходов населения, так же увеличивается и их покупательская способность.

     Для зоны деятельности в ОАО «Веста» характерны следующие тенденции развития демографических факторов, влияющих на формирование ассортимента: увеличение численности населения; увеличение рождаемости; семьи имеют больше детей. Следовательно, с увеличением уровня населения моложе трудоспособного возраста, увеличивается спрос на кондитерские из

     Проведем  балльный (по 9-ти бальной шкале) сравнительный  анализ показателей ведущих конкурентов с деятельностью таблица 2.7. 

     Таблица 2.7 - Анализ конкурентоспособности по баллам

Факторы конкурентоспособности организаций Балльная  оценка фирм
ОАО «Веста» «Мегапол» «Бакалея»
1 2 3 4
Продукт
Качество 7 9 8
Престиж торговой марки 5 8 6
Срок  реализации 9 9 9
Многовариантность в использовании 9 9 8
Уникальность 5 6 6
Защищенность сертфикатами 5 6 5
Надежность 8 7 6
Сумма баллов 48 54 47
Средний балл 6,9 7,7 6,7
2. Цена
Прейскурантная 4 4 5
Процент скидки с цены 4 3 4
Срок  платежа 6 5 5
Условия кредита 4 4 4
Сумма баллов 18 16 18
Средний балл 4,5 4,0 4,5
  3. Каналы сбыта
Степень охвата рынка 6 2 7
Размещение  складских помещений 8 4 5
Система контрольных запасов 8 4 5
Система транспортировки 7 7 5
Формы сбыта:      
торговые  представители 7 8 6
оптовые посредники 5 7 5
Сумма баллов 41 32 33
Средний балл 6,8 5,3 5,5
  3. Продвижение товаров на рынке
Реклама 5 8 7
Индивидуальная  продажа 5 7 6
Продвижение продуктов по каналам торговли 7 7 6
Упоминание  об изделиях в СМИ 4 8 6
Сумма баллов 21 30 25
Средний балл 5,3 7,5 6,3
ИТОГО СУММА БАЛЛОВ 134 132 123

     Примечание - Источник: собственная разработка 

    Проведем  анализ розничного товарооборота и  товарных запасов по продовольственным  товарам на примере магазина №141 ОАО «Веста» за март 2010 года (таблица 2.8). Данный магазин является одним из наиболее крупных в сети магазинов ОАО «Веста». 

Таблица 2.8 – Розничный товарооборот и товарные запасы по магазину №141 за март 2010 года

Товарные  группы Остаток на начало, тыс. руб. Поступление, тыс. руб. Продано в розницу за месяц, тыс. руб. Остаток на конец, тыс. руб.
всего отеч. всего отеч. всего отеч. всего отеч.
Мясо  и птица 4349 4349 96650 95001 88438 88270 12561 11080
Колбасные изделия и копчености 10691 10691 202755 202755 168506 168506 44940 44940
Рыба  и морепродукты 20376 13985 49384 30683 50556 33637 19204 11031
Сельди 772 519 6136 6136 6378 6378 530 277
Масло животное 9374 9374 20496 20496 20539 20539 9331 9331
Масло растительное 7233 1699 10878 5430 8733 4250 9378 2879
Жиры  пищевые 45 45 64 64 67 67 42 42
Маргариновая  продукция 396 379 2045 2045 1957 1940 484 484
Майонезная продукция 7739 6893 20479 18315 17947 16696 10271 8512
Молоко  и молочная продукция 19419 11168 161059 148411 145562 135196 23320 12787
Сыр 28068 26033 33096 32257 30492 29873 30672 28417
Консервы  мясные 14491 14169 12622 12622 6045 6041 15480 15162
Консервы  рыбные 7923 3407 12839 12061 14935 12529 5320 2432
Консервы  овощные 25186 9588 38964 24420 29085 16611 27756 10410
Консервы  фруктово-ягодные 19082 11589 34965 21648 26737 14757 21125 12295
Яйца 703 703 31139 31139 24245 24245 7597 7597
Сахар 7243 3708 17068 16411 17143 17096 7168 3023
Кондитерские  изделия 34068 2680 100765 75311 99846 76684 34894 1214
Варенье, джемы, повидло, мед 1295 839 417 390 663 536 1049 693
Чай 19187 1232 14431 983 14239 1331 19379 884
Кофе 33785 4257 22672 3965 19207 3435 37250 4787
Соль 723 623 744 744 1127 1127 340 240
Мука 4372 4372 6410 6410 6570 6570 4212 4212
Хлеб  и хлебобулочные изделия 7001 6596 85277 83284 84547 82471 7731 7409
Крупа и бобовые 10051 4070 18441 10881 16670 10475 11822 4476
Макаронные  изделия 4594 2244 9204 5972 9603 5909 4195 2307
Картофель 6362 748 17920 14494 17079 13582 7203 1660
Овощи 20506 16868 64490 42984 53903 36290 31093 23562
Плоды, ягоды, виноград, арбузы, дыни 40703 8687 61345 12008 49745 9582 52303 11113
Водка, ликеро-водочные изделия 123249 116106 75513 74881 78006 77125 120756 113862
Вино  и напитки виноградные 34765 15203 31125 18714 26161 16161 39729 17756
Вино  и напитки плодово-ягодные 13751 13751 24450 24450 23557 23557 14644 14644
                 
Коньяк 32088 29297 7888 5009 5442 4743 34534 29563
Вина  шампанские и игристые 33220 31315 5543 5543 10653 10295 28110 26563
Пиво 13998 4385 51663 28773 44168 24019 21493 9139
Напитки слабоалкогольные 1430 1117 2216 1984 1485 1432 2161 1669
Безалкогольные напитки 6088 5347 30218 23389 27300 22015 9006 6721
Мороженое 4191 4191 11513 11513 9902 9902 5802 5802
Другие продтовары 8088 1131 24845 6427 21377 6286 11556 1272
Итого продтоваров 636605 403358 1417729 1138003 1278615 1040158 744441 470247

Источник: составлено автором на основе данных организации

    Объем розничного товарооборота по продовольственным товарам по магазину №145 за апрель составил 951930 тыс. руб., из них отечественного производства 799880 тыс. руб. 

    Наибольший  объем реализации наблюдается по следующим товарным группам: колбасные изделия и копчености – 113957 тыс. руб.; молоко и молочная продукция – 107439 тыс. руб.; мясо и птица – 70490 тыс. руб.; хлеб и хлебобулочные изделия – 62904 тыс. руб.; кондитерские изделия – 59064 тыс. руб.; водка, ликеро-водочные изделия - 48720 тыс. руб.

    Наименьший  объем реализации наблюдается по следующим товарным группам: соль – 912 тыс. руб.; варенье, джем, мед – 285 тыс. руб.; жиры пищевые – 108 тыс. руб., маргариновая продукция – 913 тыс. руб.

    Следует отметить, что общая величина товарных запасов по продовольственным товарам в апреле составила 436913 тыс. руб., из них отечественного производства – 316781 тыс. руб. По сравнению с мартом произошло увеличение товарных запасов на 49754 тыс. руб., по товарам отечественного производства на 40163 тыс. руб. Образование товарных запасов обусловлено превышением объема поступления товаров над объемом их реализации за месяц.

    На  конец месяца наибольшая величина товарных запасов приходится на следующие  товарные группы: кондитерские изделия – 51584 тыс. руб.; чай натуральный, кофе – 34233 тыс. руб.; водка, ликеро-водочные изделия – 48766 тыс. руб.; плоды, ягоды, виноград, арбузы – 22479 тыс. руб.; колбасные изделия и копчености – 22538 тыс. руб.

    Наименьшая  величина товарных запасов приходится на следующие товарные группы: жиры пищевые – 168 тыс. руб., маргариновая продукция – 672 тыс. руб.; соль – 946 тыс. руб.; варенье, джем, мед – 678 тыс. руб.

    Для более подробного анализа рассчитаем показатели эффективности использования товарных запасов: коэффициент оборачиваемости товарных запасов и время товарного обращения (таблица 2.27). 

Таблица 2.9 – Показатели эффективности использования товарных запасов

Товарная  группа Коэффициент оборачиваемости  товарных запасов Время товарного обращения, дни
Мясо  и птица 4,9 6,08
Колбасные изделия и копчености 6,9 4,35
Рыба  и морепродукты 3,17 9,46
Сельди 3,76 7,98
Масло животное 2,82 10,63
Масло растительное 1,22 24,59
Жиры  пищевые 0,81 36,94
Маргариновая  продукция 1,64 18,27
Майонез 2,82 10,64
Молоко  и молочная продукция 6,62 4,53
Сыр 2,79 1076
Консервы  мясные 1,23 24,46
Консервы  рыбные 2,68 11,18
Консервы  овощные 1,28 23,29
Консервы  фруктово-ягодные 2,22 13,54
Яйца 11,37 2,64
Сахар 1,12 26,67
Кондитерские  изделия 1,15 24,8
Варенье, джем, мед 0,66 45,37
Чай натуральный, кофе 1 29,85
Соль 1,02 29,54
Мука 1,93 15,53
Хлеб  и хлебобулочные изделия 19,4 1,55
Крупа и бобовые 1,12 26,85
Макаронные  изделия 1,36 22,1
Картофель 1,94 15,5
Овощи 8,35 3,59
Плоды, ягоды, виноград, арбузы 2,92 10,27
Водка, ликеро-водочные изделия 1,07 28,08
Вино  и напитки виноградные 1,26 23,87
Вино  и напитки плодово-ягодные 2,9 10,33
Коньяк 1,25 23,97
Вина  шампанские и игристые 1,05 28,54
Пиво 2,02 14,84
Безалкогольные  напитки 1,66 18,08
Мороженое 3,37 8,9
Среднее значение 2,3 12,98

Источник: составлено автором на основе данных организации

    Из  таблицы 2.9 следует, что наиболее низкую оборачиваемость имеют товарные запасы по следующим товарным группам: масло растительное (1,22 или 24,59 дней); жиры пищевые (0,81 или 36,94 дней); кондитерские изделия (1,15 или 24,8 дней); чай натуральный и кофе (1 или 29,85 дней); варенье, джем, мед (0,66 или 45,37 дней); соль (1,02 или 29,54 дней); водка и ликеро-водочные изделия (1,07 или 28,08 дней). 
 
 

     3 Пути повышения  конкурентоспособности ОАО «Веста» на рынке 

     3.1 Стратегия развития  ОАО «Веста» как стратегический ресурс повышения конкурентоспособности на рынке 

     Прежде, чем начинать действовать на рынке, организации  необходимо иметь по возможности  полное представление о том, что на нем происходит. Полная и достоверная информация о рынках, на которых действует организация (внешние факторы), и самой организации (внутренние факторы) является основой эффективного планирования и управления. Анализ рынка является важнейшим компонентом маркетингового подхода в организации. В задачи исследования входит сбор, анализ и обработка информации о товарах, клиентах, конкурентах и рынках.

     Сбором  необходимой информации в ОАО «Веста»частично занимается торговый отдел, так как специалистов по маркетингу и отдела маркетинга в организации нет, следовательно, работа по организации и исследованию конкурентоспособности не проводиться в полной мере и полном объеме. То есть не руководству в первую очередь необходимо рассмотреть возможность организации отдела маркетинга или ввести в штат специалиста по маркетингу.

     В условиях развитого рынка разработка и применение стратегии маркетинговой  деятельности - одна из важнейших функций  руководителей организаций высшего звена. Разработанные стратегии должны в максимальной степени обеспечить достижение целей при существующих условиях и тенденциях развития маркетинговой среды.

     Инструментом  для выявления внешних по отношению  к организации факторов, а также  внешних, но имеющих непосредственное отношение к организации сил, представляющих собой потенциальные возможности или угрозы, является анализ внешней среды организации. Для определения внутреннего потенциала и диагностики внутренних проблем организации используется метод управленческого обследования (анализ слабых и сильных сторон). На основании проведенного для ОАО «Веста» анализа внешней среды представим в таблицах 3.1 и 3.2 наиболее значимые для организации возможности и угрозы внешней среды.

     Из  матрицы видно, что самого пристального внимания заслуживают все перечисленные возможности такие как: развитие рыночных отношений, увеличение доходов населения, относительно не высокие цены по сравнению с конкурентами. Эти возможности нужно реализовать пока они не превратились в угрозу:  
 
 
 
 
 

     Таблица 3.1 - Матрица возможностей

  Влияние
Сильное влияние Умеренное влияние Малое влияние
Вероятность реализации возможности Высокая Относительно не высокие цены по сравнению с конкурентами Увеличение  доходов населения  
Средняя Развитие рыночных отношений    
Низкая      

     Примечание - Источник: собственная разработка 

     - поддерживать уровень спроса привлекательной для потребителя ценой и качеством предлагаемой продукции.

     - необходимо увеличивать ассортимент продукции.

     - провести ремонт и реконструкцию  магазинов.

     - установка более современного  оборудования;

     - внедрение прогрессивных методов  обслуживания  

     Таблица 3.2 - Матрица угроз

 

Возможные последствия

Разрушение

Критическое состояние Тяжелое состояние Легкие ушибы
Вероятность реализации угроз

Высокая

      Низкий уровень  образования

Средняя

    Повышение цен  
Низкая   Высокий уровень  конкуренции Миграция населения.  

Информация о работе Конкурентоспособность фирмы на рынке