Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 12:57, курсовая работа
главная цель курсовой работы – дать оценку конкурентоспособности торговой организации.
Исходя из поставленных целей, были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрено в теоретическом аспекте конкурентоспособность торговой организации и ее роль в обеспечении эффективной работы на рынке;
- исследование теоретических основ оценки конкурентоспособности торговой организации;
- дана организационно-экономическую характеристику ОАО «Веста»;
- проведена оценка конкурентоспособности ОАО «Веста»;
- выявить пути повышения конкурентоспособности ОАО «Веста»;
- представлено формирование программ лояльности как необходимого условия успешной деятельности торговой сети в условиях конкуренции.
Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Конкурентоспособность торговой организации и ее роль в обеспечении эффективной работы на рынке……………………………………………...……5
1.1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности торговой организации. Методы оценки конкурентоспособности торговой организации5
1.2 Маркетинговые ориентации деятельности (как основной приоритет конкурентных преимуществ торговых организаций) потребительской кооперации …………………………………………………………………..…..18
2. Анализ ситуационного положения торговой организации на рынке…..….22
2.1 Организационно – экономическая характеристика, оценка сильных и слабых позиций ОАО «Веста» на рынке………………………………………22
2.2 Оценка конкурентоспособности ОАО «Веста» ………………………...…27
3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Веста» на рынке….……35
3.1 Стратегия развития ОАО «Веста» как стратегический ресурс повышения конкурентоспособности на рынке ……………………………………………..35
Заключение ………………………………………………………………..……..45
Список использованных источников………………………………….………..47
1.2 Маркетинговые
ориентации деятельности (как
основной приоритет
конкурентных преимуществ
торговых организаций)
потребительской
кооперации
В предотвращении кризисных явлений в деятельности торговых организаций потребительской кооперации особое значение имеет использование современных форм и методов работы на рынке, одним из которых является маркетинг. Актуальность маркетинга для торговых организаций потребительской кооперации обусловливается общими требованиями рынка и необходимостью приспосабливаться к ним. Речь идет о глубоком насыщении рынка товарами, превышении предложения над спросом и усилении конкурентной борьбы за внимание покупателя.
На рынке розничной торговли побеждают, прежде всего, те производители, которые постоянно предлагают новые формы обслуживания, новый ассортимент и т.д. При этом особое значение приобретает скорость практического воплощения идей в конкретные технологии продаж. Динамичность и мобильность торговых организаций системы потребительской кооперации на рынке является важным фактором повышения их конкурентоспособности и прибыльности.
Для того чтобы быть устойчивым во времени, конкурентные преимущества торговых организаций в системе потребительской кооперации должны основываться на сильных сторонах данных организаций, которые конкуренты не смогут сымитировать или приобрести. Для этого необходимо:
- обеспечить полное соответствие торговых организаций системы потребительской кооперации их внешней среде;
- создать структуру организации, соответствующую требованиям рынка;
-
сформировать такие
Анализ конкурентных позиций торговых организаций потребительской кооперации на рынке предполагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателей к магазину и его ассортименту, как результат, изменение доли в реализации на конкретном рынке. Для товаров потребительского назначения эти факторы можно систематизировать следующим образом: коммерческие условия - возможности предоставлять покупателям потребительский или коммерческий кредит, скидки с прейскурантной цены, скидки при возврате ранее приобретенного товара, уменьшение «входного барьера», то есть совокупности экономических, технических и организационных условий для повышения конкурентоспособности торговли.
Среди факторов, характеризующих уровень «входного барьера» выделяют преимущественный тип магазина в торговой отрасли степень дифференцированности ассортимента.
Поскольку
конкуренция торговых организаций
системы потребительской
Конкурентоспособность товара и конкурентоспособность торговой организации соотносятся между собой как часть и целое. Возможность организации конкурировать на определенном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности ассортимента и совокупности экономических методов деятельности организации, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Поэтому основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является обеспечение конкурентоспособности товаров или оказываемых услуг, так как финансовое благополучие организации следует за конкурентоспособностью реализуемой продукции.
Высокая
конкурентоспособность торговых организаций
системы потребительской
- потребители довольны и готовы купить повторно товар торговой организации;
- общество, пайщики и партнеры не имеют претензий к торговой организации;
-
работники гордятся своим
Конкурентоспособность
торговых организаций системы
- преимущества во внешней среде (макросреда, инфраструктура региона, микросреда);
- преимущества во внутренней среде (технологии, организация процессов, ресурсы);
- преимущества в качестве и ресурсоемкости реализуемых товаров, технологий продажи;
- преимущества рынков (по объему рынков, по количеству конкурентов, по оперативности и надежности финансовых операций, по безопасности торговли).
Данные показатели отражают определенные аспекты деятельности организации.
Для обеспечения конкурентных
позиций торговых организаций
системы потребительской
- уменьшение спроса на реализуемые товары;
- ухудшение состояния финансовой системы;
- падение объемов продаж
- снижение рентабельности и качества товаров;
- рост изношенности торгового оборудования, основных коммуникационных и других жизнеобеспечивающих систем;
- использование несовершенных технологий продаж;
- снижение инвестиционной активности;
снижение обеспеченности товарных ресурсов, ухудшение экологической обстановки;
- отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов, обладающих рыночным мышлением;
- недостаточное использование рыночных методов хозяйствования;
- низкая эффективность деятельности торговых работников;
- отсутствие системы информационного обеспечения инновационной деятельности.
Внешние потенциальные угрозы характеризуются следующими признаками:
- неблагоприятная рыночная конъюнктура для торговли;
- несложившийся механизм рыночных отношений, ограничивающий полномасштабное применение приемов и элементов маркетинга в торговле;
- снижение кредитной безопасности;
- неспособность мобильно реагировать на внедрение современных инновационных разработок информационных технологий и т.п.;
- низкая платежеспособность потребителей системы потребительской кооперации;
- снижение конкурентоспособности товарного ассортимента;
- наличие в продаже аналогичных товаров иностранных и отечественных производителей с лучшими характеристиками;
- ограниченные возможности использования скидок с цены;
- относительно невысокий уровень культуры использования маркетинга, обусловленный сложившимся стереотипом деловых отношений;
- неадаптированность руководителей и сотрудников к новым экономическим условиям;
-
влияние большого числа неконтролируемых
факторов, что определяет
значимость функций стратегического планирования.
Для
того чтобы стать
1) обеспечить конкурентоспособность предлагаемых потребителям товаров в целевых сегментах рынка;
2) поднять потенциал конкурентоспособности торговой организации в данной отрасли. Этот показатель предопределяет возможность успешной работы организации в будущем. Успех в текущей деятельности не гарантирует стабильности в будущем;
3) определить место в рыночной среде – необходимый шаг в управлении конкурентоспособностью организации, что, в сваю очередь, позволит решить вопрос оценки ранга организации среди конкурентов.
Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности торговой организации системы потребительской кооперации, можно свести к следующим:
- выявление и обеспечение преимуществ товаров по сравнению с конкурентами;
- выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, реализуемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов в организации;
- изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию продажи товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
- использование современных технологий;
- выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности товаров в том числе применяемых конкурентами (скидок с цены, сроков и объемов гарантий);
-
использование программы
- воздействие на на потребителя путем проведения активной рекламной компании;
Таким образом, оценка конкурентоспособности торговых организаций потребительской кооперации на конкретном рынке или сегменте должна основываться на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей. Она является завершающим этапом маркетинговых исследований; на основании оценки конкурентоспособности определяются потенциал возможностей данных организаций и мероприятии, которые должны провести для обеспечения конкурентных позиций на рынке.
По нашему мнению, сегодня особое внимание нужно уделять управлению маркетингом торговых организаций, учитывая их финансовое положение, уменьшение продаж.
При этом перед руководителями торговых организаций встают две основные проблемы:
- как правильно организовать работу отдела маркетинга;
- как получить от него максимальную отдачу.
В
небольших торговых организациях не
нужно идти экстенсивным путем, дублировать
функции. Вполне возможно, что проблему
решит один маркетолог, но при правильной
организации его работы, которая будет
заключаться в большей степени в координации
деятельности других подразделений и
внешних маркетинговых взаимодействий.
„/
2 Анализ ситуационного положения торговой организации на рынке
2.1
Организационно – экономическая
характеристика, оценка
сильных и слабых позиций
ОАО “Веста”, на рынке
Торговая организация ОАО “Веста” была создана 2 октября 1992 года. В 2000 году она стала открытым акционерным обществом, и в настоящее время является крупнейшей торговой организацией, получившей известность не только в Республике Беларусь, но и за ее пределами. ОАО «Веста» по законодательству Республики Беларусь является юридическим лицом и несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам в пределах своего имущества, находящегося на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Вышестоящими органами управления являются отдел торговли Витебского Горисполкома, отдел торговли Витебского Облисполкома и Министерство Торговли. Основным видом деятельности ОАО «Веста» является розничная торговля промышленными и продовольственными товарами.
В своей деятельности ОАО «Веста» ориентируется, прежде всего, на поставку в регионе, области и за ее пределы социально – значимых товаров (сахар, мука, крупа, соль и т.д.). Кроме того, «Веста» является крупнейшим поставщиком на рынок Витебской области продукции ОАО «Спартак» г. Гомель, ОАО «Коммунарка» г. Минск, жиркомбината г. Гомеля. По данному виду поставок конкуренты практически отсутствуют. ОАО «Веста» в настоящее время занимает лидирующую позицию среди торговых организаций города Витебск.