Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:55, курсовая работа

Краткое описание

Состояние общегосударственных финансов является од­ним из важнейших экономических показателей любой стра­ны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджет­ный дефицит - превышение расходов над доходами государ­ственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран.

Файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит в РБ.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения ди­намизма в развитии экономики и повышения ее эффектив­ности невозможно добиться финансовой устойчивости госу­дарства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.

Следует отметить, что в бюджетной политике нашего го­сударства реализуется пассивная форма дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную под­держку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддерж­ку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть этих расходов носит обще­государственный характер, в связи с чем сокращать их сле­дует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает возможность дефицитного финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования долж­ны выделяться под обоснованную программу и по мере полу­чения определенного эффекта.

Необходимо помнить, что дефицит становится управляе­мым лишь при соблюдении предельного его размера, про­изводительном характере решающей части расходов и нали­чии рационального механизма финансового маневра госу­дарственными ресурсами.

В перспективе, как уже отмечалось, целесообразно отка­заться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.

В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали со­кращению государственных расходов.

Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществ­ляться по специально разработанной программе. Она долж­на предусматривать следующие меры:

повышение  эффективности  общественного  воспроиз­водства, которое будет способствовать росту финансовых ре­сурсов - основного источника увеличения доходов бюджета;

дальнейшее развитие и укрепление рыночных отноше­ний, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение  сферы   государственной   экономики   позволит сократить бюджетное финансирование;

расширение  круга  плательщиков  должно  осуществ­ляться одновременно с улучшением налогового законода­тельства. В условиях развития рыночных отношений нало­говые ставки должны гарантировать стабильные перспекти­вы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в повы­шении производительности труда, рациональном использо­вании материальных и финансовых ресурсов, изыскании ре­зервов роста эффективности производства - основы увели­чения доходов бюджета;

развитие   территориально-регионального  хозрасчета. Укрепление  самостоятельности  регионов  позволяет  пере­смотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: рес­публиканского и местных органов власти. Необходимо про­вести тщательные расчеты возможностей развития регионов в максимальной степени за счет собственных средств;

оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направ­ляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложе­ния в отрасли экономики должны решать задачи структур­ной ее перестройки, концентрироваться в перспективных от­раслях,  определяющих научно-технический прогресс.  Это потребует изменения направлений инвестирования бюджет­ных средств, направляемых в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля. Изменение в политике бюджетного фи­нансирования отраслей экономики в целом должны осуще­ствляться по пути постепенного сокращения направления бюджетных ресурсов в сферу материального производства. Этот процесс должен осуществляться одновременно с разви­тием и укреплением хозяйственного расчета и самофинанси­рования предприятий. Высвободившиеся средства могут быть направлены на развитие социальной сферы, решение ряда задач, связанных с повышением жизненного уровня на­селения;

в целях изыскания дополнительных источников фи­нансирования социально-культурных расходов следует рас­смотреть целесообразность и возможность сокращения неко­торых расходов государства, в частности, на военные расхо­ды, управление и т.п. Это позволит профинансировать в на­чальный период развития рыночной экономики статьи за­трат, обеспечивающие систему защищенности населения;

обоснованное принятие новых социальных программ, требующих   значительного   бюджетного   финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;

совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере. Имеется в виду, что в условиях дальнейшего развития рыночных отношений и ограниченных возможностей государства обострится воп­рос об источниках финансирования социально-культурных учреждений и социальных программ, поскольку возможнос­ти перераспределения финансовых ресурсов в пользу соци­альных потребностей за счет сокращения других расходов имеют экономический предел. Поэтому весьма своевремен­ным является переход к планированию расходов учрежде­ний непроизводственной сферы по научно обоснованным фи­нансовым нормативам, скорректированным с учетом воз­можностей бюджета — нормативам бюджетной обеспечен­ности. При этом: определенная часть расходов в непроизвод­ственной сфере должна покрываться за счет внебюджетных источников, прежде всего, доходов от оказания платных ус­луг населению;

корректировка трансфертной политики, предполага­ющая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора.

Таким образом, признавая объективность бюджетного де­фицита, считаем, что в странах с переходной экономикой це­лесообразно отказаться от дефицитного составления бюдже­та. В условиях действия стихийных рыночных сил государ­ство должно усилить свои функции по регулированию эконо­мических и социальных процессов в обществе, выработать программу эффективных действий, противостоящих разви­тию бюджетного дефицита.

Некоторые страны доказали, что в экстремальных усло­виях, связанных с резким возрастанием дефицита бюджета, можно добиться сбалансирования его доходов и расходов, задействуя для этого весь механизм государственного регули­рования.

Поэтому, несмотря на то, что бюджетный дефицит связан с бюджетом, вряд ли правомерно считать его неотъемлемой частью государственного бюджета. Он должен стать случай­ным явлением и финансироваться за счет резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недоста­точности - привлеченных ресурсов. Это положение имеет прямое отношение и к Республике Беларусь как государ­ству, функционирующему в условиях трансформационной экономики.

В целом в мировой практике выделяют следующие меры по покрытию бюджетного дефицита:

1. Монетизация дефицита: эмиссия денежных средств.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает традиционными способами покрытия дефицита бюджета – это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, это собственное производство денег, или «сеньораж» (печатанье денег).

Однако «сеньораж» сегодня не принимает форму простого печатания денег (это слишком явно связано с усилением инфляции). В настоящее время этот процесс реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Следует заметить, что эти операции должны иметь незначительный размер, тогда особо пагубных последствий они не несут. Но, если правительство чрезмерно полагается на механизм «сеньоража» как средства оплаты своих расходов, то количество денег, находящихся в обращении, будет расти слишком быстро (в соответствии с мультипликатором денежного предложения), порождая тем самым рост инфляции.

Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

              Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным Банком или же накапливаются, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.

2. Внешнее долговое финансирование.

Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс.

Внутренние ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика правительства сопровождается ограничением предложения денег Центральным Банком в целях снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала.

Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта.

Если не удается поддержать валютный курс относительно стабильным, то сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на национальную экономику: в экспортных и импортозамещающих отраслях снижаются занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы.

Поэтому первоначальное стимулирующее воздействие бюджетного дефицита может быть ослаблено не только за счет "эффекта вытеснения", но и за счет отрицательного "эффекта чистого экспорта", ухудшающего состояние платежного баланса страны по счету текущих операций. Но одновременно с этим приток капитала увеличивает внутренние ресурсы и способствует относительному снижению внутренних процентных ставок.

В итоге масштабы "эффекта вытеснения" относительно сокращаются, но внешняя задолженность увеличивается. Обслуживание внешнего долга предполагает передачу части реального выпуска продукции в распоряжение других стран, что может вызвать сокращение национального производства в будущем.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта. При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.

Информация о работе Бюджетный дефицит