Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть понятие бюджетного дефицита, изучить причины его возникновения и пути преодоления.
Конкретными задачами этой курсовой работы являются:
- определение сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, его видов и способов покрытия.
- анализ состояния дефицита государственного бюджета на настоящее время и источников его финансирования.
Введение…………………………………………………………..…….......2
Глава 1. Бюджетный дефицит: сущность, причины, виды, способы его
покрытия…………………………………………………………………….4
1.1Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения…..4
1.2.Виды бюджетного дефицита…….……………………...……………..8
1.3.Способы покрытия бюджетного дефицита…………...……………..11
Глава 2. Бюджетный дефицит в России……………….…………...........14
2.1. Причины возникновения бюджетного дефицита………………..…14
2.2. Бюджетный дефицит в современной России…………………….....17
Глава 3.Источники финансирования, направления регулирования
бюджетного дефицита…..………………………………………………...22
3.1. Источники финансирования бюджетного дефицита…………....…22
3.2. Перспективные направления регулирования бюджетного
дефицита…………………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………..31
Список используемой литературы……………………………………....32
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………
Глава 1. Бюджетный дефицит: сущность, причины, виды, способы его
покрытия……………………………………………
1.1Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения…..4
1.2.Виды
бюджетного дефицита…….……………………
1.3.Способы покрытия бюджетного дефицита…………...……………..11
Глава
2. Бюджетный дефицит в России…………
2.1. Причины возникновения бюджетного дефицита………………..…14
2.2. Бюджетный дефицит в современной России…………………….....17
Глава 3.Источники финансирования, направления регулирования
бюджетного
дефицита…..……………………………………………….
3.1. Источники финансирования бюджетного дефицита…………....…22
3.2. Перспективные направления регулирования бюджетного
дефицита……………………………………………
Заключение………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………....32
Введение
Бюджетный
дефицит - превышение расходов бюджета
над его доходами - это финансовое
явление, с которым в те или
иные периоды своей истории
Практически
невозможно представить себе государство,
в котором безупречно работают все
финансово-экономические
Бюджетный
дефицит тесно взаимосвязан с
государственным долгом. Ежегодный
дефицит может покрываться либо
за счет роста государственного долга,
либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный
бюджет не может свидетельствовать
о здоровье экономики, если у государства
большой долг. Поэтому к анализу
дефицита государственного бюджета
следует подходить очень
Ежегодно сбалансированный бюджет является целью и нашей финансовой политики. Но, теоретически, ежегодное балансирование снижает или вовсе исключает эффективность фискальной политики государства. Так, в периоды спада и длительной безработицы доходы населения падают, следовательно, уменьшаются и налоговые поступления в бюджет. Государство в этом случае для балансирования бюджета должно либо увеличить налоги, либо снизить госрасходы, что приведет к снижению совокупного спроса.
Расходы бюджета России должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления различным субъектам и на реализацию государственных программ.
Таким образом, тщательное изучение бюджетного дефицита является актуальной темой, несмотря на то, что в нашей стране в последние годы наблюдается значительное снижение дефицита бюджета.
Объектом изучения в данной курсовой работе является бюджетный дефицит. Предметом изучения являются пути преодоления и методы покрытия бюджетного дефицита.
Цель курсовой работы – раскрыть понятие бюджетного дефицита, изучить причины его возникновения и пути преодоления.
Конкретными задачами этой курсовой работы являются:
-
определение сущности дефицита
федерального бюджета
-
анализ состояния дефицита
-анализ
дефицита бюджета на плановый
период и определение
Глава
1. Бюджетный дефицит:
сущность, причины, виды,СПОСОБЫ
ПОКРЫТИЯ
Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды страхования, валютные резервы государства, денежные фонд предприятий и фирм, и прочие денежные фонды.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит.
Бюджетный
дефицит – превышение расходов бюджета
над его доходами; как правило,
дефицит государственного бюджета
отражает неустойчивое положение в
хозяйственной, финансовой деятельности,
покрывается за счет изыскания внутренних
источников финансирования, государственных
займов, иногда – за счет эмиссии
бумажных денег, не подкрепленных товарной
массой. Как правило, бюджетный дефицит
связан с инфляцией. Внешним источником
финансирования бюджетного дефицита служат
кредиты международных
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны и имеют бюджетный дефицит от 10 до 30%. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные экономические показатели. Известный английский экономист Кейнс в целях ''взбадривания'' экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом, безусловно, есть рациональное звено[4].
Каждое
правительство в своей
В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени» [8] .
Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных стихийных бедствий и т.п., когда обычно резервов становится недостаточно и приходиться прибегать к источникам особого рода. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово–кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное эффективными международными связями, бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма, полученных государством в долг финансовых ресурсов, не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины выпуска валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2 – 3 %.
Таким
образом, сам по себе дефицит бюджета
не может быть чем-то чрезвычайно
негативным для развития экономики
и динамики жизненного уровня населения.
Все зависит от причин его возникновения
и направлений расходов государственных
денежных средств. Если правительство
не имеет четкой программы экономического
развития, а превышение расходов над
доходами допускает с целью латания
«финансовых дыр», субсидирования нерентабельного
производства, то бюджетный дефицит
неизбежно приведет к росту отрицательных
моментов в развитии экономики, главным
из которых является усиление инфляционных
процессов[11].
1.2. Виды бюджетного дефицита
Существуют следующие виды бюджетного дефицита[7]:
Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить уровни занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях.
При дискреционной фискальной политике из-за увеличений госрасходов или снижения налогов правительство целенаправленно создает дефицит госбюджета.
При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты и излишки возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.
Величины циклических
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
В переходных экономиках
Это может, например, осуществляться с помощью следующих инструментов[7]: