Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть понятие бюджетного дефицита, изучить причины его возникновения и пути преодоления.
Конкретными задачами этой курсовой работы являются:
- определение сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, его видов и способов покрытия.
- анализ состояния дефицита государственного бюджета на настоящее время и источников его финансирования.
Введение…………………………………………………………..…….......2
Глава 1. Бюджетный дефицит: сущность, причины, виды, способы его
покрытия…………………………………………………………………….4
1.1Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения…..4
1.2.Виды бюджетного дефицита…….……………………...……………..8
1.3.Способы покрытия бюджетного дефицита…………...……………..11
Глава 2. Бюджетный дефицит в России……………….…………...........14
2.1. Причины возникновения бюджетного дефицита………………..…14
2.2. Бюджетный дефицит в современной России…………………….....17
Глава 3.Источники финансирования, направления регулирования
бюджетного дефицита…..………………………………………………...22
3.1. Источники финансирования бюджетного дефицита…………....…22
3.2. Перспективные направления регулирования бюджетного
дефицита…………………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………..31
Список используемой литературы……………………………………....32
· кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:
· государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
· бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
· кредиты, полученные от кредитных организаций;
· поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
· изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
· муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
· кредиты, полученные от кредитных организаций;
· бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
· поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
· изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит. Под государственным кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика.
Для покрытия дефицита государственного бюджета направляются прибыль Центрального банка РФ и кредиты ЦБ РФ.
Внешним неэффективным источником финансирования бюджетного дефицита явились кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).
В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов,
Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например, на 5, 10, 15%. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года.
Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.
Источником финансирования дефицита служат кредиты Центрального банка России, Это наиболее дешевый источник финансирования, так как между Центральным банком России и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам носят, как правило, символический характер.
Дальнейшая
стратегия в области управления
дефицитом и профицитом вызывает
необходимость разработки новой концепции,
основанной на уменьшении привлечения
заемных средств, сокращении долговых
обязательств, использования, прежде всего,
внутренних резервов роста доходов на
базе развития промышленного и сельскохозяйственного
производства[3].
3.2. Перспективные направления регулирования бюджетного дефицита
Рассмотрим перспективные направления на примере планового периода 2011-2013 г.
Дефицит федерального бюджета на 2011 год предусмотрен в размере 1 814 млрд. рублей, или 3,6 % ВВП, в 2013 году прогнозируется его сокращение до 1 795,7 млрд. рублей (2,9 % ВВП), или лишь на 18,3 млрд. рублей, по сравнению с 2011 годом. Доля дефицита федерального бюджета в объеме ВВП в 2013 году (2,9 % ВВП) по сравнению с 2009 годом (5,9 %) сократится в 2 раза. Согласно приложениям № 42 и 43 к законопроекту: источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 год сформированы в размере 1 814,0 млрд. рублей (3,6% ВВП), в 2012 и 2013 годах в связи с сокращением объема дефицита федерального бюджета предусматривается сокращение размеров источников финансирования дефицита федерального бюджета до 1 734,4 млрд. рублей, или 3,1 % ВВП, и 1 795,7 млрд. рублей, или 2,9 % ВВП соответственно, что соответствует объему дефицита [12].
Основными
источниками финансирования дефицита
федерального бюджета в 2011-2013 годах
будут государственные
Объем поступления средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, в 2011 году предусматривается увеличить на 291 млрд. рублей, или почти в 42,5 раза по сравнению с планируемым показателем на 2010 год, в 2013 году поступления составят 309,4 млрд. рублей, что в 44,2 раза превысит планируемый показатель на 2010 год и в 158 раз фактический показатель 2009 года.
Объем внешних заимствований за счет размещения в 2011 - 2013 годах государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, прогнозируется в размере 213,5 млрд. рублей, 214,9 млрд. рублей, 217,0 млрд. рублей соответственно, что эквивалентно 7 млрд. долларов США ежегодно.[13]
Динамика по операциям с государственными ценными бумагами Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, приведена в таблице 4.
Таблица 4. Динамика по операциям с государственными ценными бумагами Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (млрд. рублей)
2009 г. Отчет | 2010 г. Закон № 308-ФЗ (с изм.) | 2011г. проект | 2012 г. проект | 2013 г. проект | 2013 г. к 2010 г., % | 2013 г. к 2009 г., % | |
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, в том числе: | 415,9 | 934,3 | 1340,8 | 1504,4 | 1485,3 | 159 | 357,1 |
привлечение средств | 515,9 | 1210,0 | 1709,9 | 2023,3 | 2101,9 | 173,7 | 407,5 |
погашение | -100,0 | -275,7 | -369,1 | -518,9 | -616,6 | 223,6 | 616,6 |
Анализ динамики показывает, что объемы привлечений средств от размещения указанных государственных ценных бумаг увеличатся в 2013 году в 1,7 раза по сравнению с 2010 годом, в 4 раза по сравнению с 2009 годом.
Проектами программ государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (приложения 34 и 35 к законопроекту) предусмотрены внутренние заимствования за счет размещения государственных ценных бумаг в размере (сальдо) 1 340,8 млрд. рублей, 1 504,4 млрд. рублей и 1 485,3 млрд. рублей соответственно. Такие же показатели содержатся и в приложениях № 42 и 43 к законопроекту, утверждающих источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов [12].]
В соответствии со статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой перечень всех внутренних заимствований Российской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.[1]
Возможность
разместить на рынке значительные объемы
государственных ценных бумаг, запланированные
на 2011-2013 годы, во многом будет зависеть
от успешного решения задачи повышения
ликвидности государственных
Планируемая доходность в 2011 - 2013 годах по краткосрочным инструментам составит до 4,5 — 5,5 %, по среднесрочным до 6,0 — 8,0 %, по долгосрочным до 8,0 -8,5 %.Предусматривается, что привлечение средств будет осуществляться за счет размещения среднесрочных государственных ценных бумаг - 48 %, долгосрочных - 40 %, краткосрочных - 12% от общего объема эмиссии 2011 года. Государственные сберегательные облигации (ГСО) будут использоваться для размещения пенсионных накоплений [11].
Динамика
погашения и привлечения
Таблица
5.Динамика погашения и привлечения средств
за счет размещения государственных ценных
бумаг Российской Федерации, номинальная
стоимость которых указана в иностранной
валюте (млрд. рублей)
2009 г. отчет | 2010 г. Закон № 308-Ф3(сизм.) | 2011г. проект | 2012 г. проект | 2013 г. проект | 2013 г. к 2010 г., % | |
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (сальдо), млрд. руб.в том числе: | -48,0 | 175,6 | 137,5 | 174,4 | 176,1 | 100,3 |
привлечение средств, млрд. руб. | 0,0 | 220,2 | 213,5 | 214,9 | 217,0 | 98,5 |
погашение основной суммы задолженности, млрд. руб. | -48,0 | -44,6 | -76,0 | -40,5 | -40,9 | 91,7 |
привлечение средств, млрд. долл. США | 0,0 | 7,5 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 93,3 |
погашение основной суммы задолженности, млрд. долл. США | -1,5 | -1,5 | -2,5 | -1,3 | -1,3 | 86,7 |
Анализ динамики показывает, что привлечение средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, в 2011 году предусматривается в объеме 213,5 млрд. рублей (7,0 млрд. долларов США), что меньше на 3 %, чем в 2010 году. В 2012-2013 годах указанные привлечения в рублевом эквиваленте будут увеличиваться, однако, относительно 2010 года сократятся на 2,4 % и 1,5 % соответственно. Заимствования будут осуществляться путем размещения еврооблигаций на внешнем финансовом рынке. При этом в долларовом эквиваленте объем привлечений прогнозируется ежегодно в размере 7 млрд. долларов США, что меньше на 6,7%, чем в 2010 году. Уменьшение привлечений связано с перераспределением части заимствований на внутренний финансовый рынок. Заимствования будут осуществляться путем размещения еврооблигаций на внешнем финансовом рынке. [11]