Бюджетный дефицит России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть понятие бюджетного дефицита, изучить причины его возникновения и пути преодоления.
Конкретными задачами этой курсовой работы являются:
- определение сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, его видов и способов покрытия.
- анализ состояния дефицита государственного бюджета на настоящее время и источников его финансирования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..…….......2
Глава 1. Бюджетный дефицит: сущность, причины, виды, способы его
покрытия…………………………………………………………………….4
1.1Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения…..4
1.2.Виды бюджетного дефицита…….……………………...……………..8
1.3.Способы покрытия бюджетного дефицита…………...……………..11
Глава 2. Бюджетный дефицит в России……………….…………...........14
2.1. Причины возникновения бюджетного дефицита………………..…14
2.2. Бюджетный дефицит в современной России…………………….....17
Глава 3.Источники финансирования, направления регулирования
бюджетного дефицита…..………………………………………………...22
3.1. Источники финансирования бюджетного дефицита…………....…22
3.2. Перспективные направления регулирования бюджетного
дефицита…………………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………..31
Список используемой литературы……………………………………....32

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 95.89 Кб (Скачать)

     ·     кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

     Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

     ·     государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

     ·     бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

     ·     кредиты, полученные от кредитных организаций;

     ·     поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

     ·     изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

     Источниками финансирования дефицита местного бюджета  могут быть внутренние источники  в следующих формах:

     ·    муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

     ·    кредиты, полученные от кредитных организаций;

     ·    бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

     ·    поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

     ·    изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

     Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных  дефицитов стал государственный  кредит. Под государственным кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических  отношений, при которых государство  выступает в качестве заемщика.

     Для покрытия дефицита государственного бюджета  направляются прибыль Центрального банка РФ и кредиты ЦБ РФ.

     Внешним неэффективным источником финансирования бюджетного дефицита явились кредиты  международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).

     В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут  устанавливать предельные размеры  дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов,

     Секвестр  заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например, на 5, 10, 15%. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение  оставшегося финансового года.

     Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и  внешним заимствованиями. Однако эмиссия  денег приводит к инфляции, росту  цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

     Источником  финансирования дефицита служат кредиты  Центрального банка России, Это наиболее дешевый источник финансирования, так  как между Центральным банком России и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам носят, как правило, символический характер.

     Дальнейшая  стратегия в области управления дефицитом и профицитом вызывает необходимость разработки новой концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долговых обязательств, использования, прежде всего, внутренних резервов роста доходов на базе развития промышленного и сельскохозяйственного производства[3]. 
 
 

     3.2. Перспективные направления регулирования бюджетного дефицита

     Рассмотрим  перспективные направления на примере  планового периода 2011-2013 г.

     Дефицит федерального бюджета на 2011 год предусмотрен в размере 1 814 млрд. рублей, или 3,6 % ВВП, в 2013 году прогнозируется его сокращение до 1 795,7 млрд. рублей (2,9 % ВВП), или лишь на 18,3 млрд. рублей, по сравнению с 2011 годом. Доля дефицита федерального бюджета  в объеме ВВП в 2013 году (2,9 % ВВП) по сравнению с 2009 годом (5,9 %) сократится в 2 раза. Согласно приложениям № 42 и 43 к законопроекту: источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 год сформированы в размере 1 814,0 млрд. рублей (3,6% ВВП), в 2012 и 2013 годах в связи с сокращением объема дефицита федерального бюджета предусматривается сокращение размеров источников финансирования дефицита федерального бюджета до 1 734,4 млрд. рублей, или 3,1 % ВВП, и 1 795,7 млрд. рублей, или 2,9 % ВВП соответственно, что соответствует объему дефицита [12].

     Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах  будут государственные заимствования  на внутреннем финансовом рынке (73,9 %, 86,7 % и 82,7 % соответственно в общем объеме источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной  собственности (16,4 %, 15,9 %, 17,2 %), в связи  с предполагаемым в 2011 году использованием средств Резервного фонда в полном объеме. Привлечение средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации в валюте Российской Федерации составит в 2011 году 1 709,9 млрд. рублей, в 2012 году - 2 023,3 млрд. рублей, в 2013 году - 2 101,9 млрд. рублей. Часть заимствований будет использована на рефинансирование увеличивающегося долга по государственным ценным бумагам, для его погашения предусматривается направить в 2011 году 22 % от занимаемых средств, в 2012 году - 25,6 %, в 2013 году - 29,3 %.

     Объем поступления средств от продажи  акций и иных форм участия в  капитале, находящихся в собственности  Российской Федерации, в 2011 году предусматривается  увеличить на 291 млрд. рублей, или  почти в 42,5 раза по сравнению с  планируемым показателем на 2010 год, в 2013 году поступления составят 309,4 млрд. рублей, что в 44,2 раза превысит планируемый показатель на 2010 год  и в 158 раз фактический показатель 2009 года.

     Объем внешних заимствований за счет размещения в 2011 - 2013 годах государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, прогнозируется в размере 213,5 млрд. рублей, 214,9 млрд. рублей, 217,0 млрд. рублей соответственно, что эквивалентно 7 млрд. долларов США  ежегодно.[13]

     Динамика  по операциям с государственными ценными бумагами Российской Федерации, номинальная стоимость которых  указана в валюте Российской Федерации, приведена в таблице 4.

     Таблица 4. Динамика по операциям с государственными ценными бумагами Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (млрд. рублей)

       
  2009 г. Отчет 2010 г. Закон  № 308-ФЗ (с изм.) 2011г. проект 2012 г. проект 2013 г. проект 2013 г. к 2010 г., % 2013 г. к 2009 г., %
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная  стоимость которых указана в  валюте Российской Федерации, в том  числе: 415,9 934,3 1340,8 1504,4 1485,3 159 357,1
привлечение средств 515,9 1210,0 1709,9 2023,3 2101,9 173,7 407,5
погашение -100,0 -275,7 -369,1 -518,9 -616,6 223,6 616,6
 

       Анализ  динамики показывает, что объемы привлечений  средств от размещения указанных  государственных ценных бумаг увеличатся в 2013 году в 1,7 раза по сравнению с 2010 годом, в 4 раза по сравнению с 2009 годом.

       Проектами программ государственных внутренних заимствований Российской Федерации  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (приложения 34 и 35 к законопроекту) предусмотрены внутренние заимствования  за счет размещения государственных  ценных бумаг в размере (сальдо) 1 340,8 млрд. рублей, 1 504,4 млрд. рублей и 1 485,3 млрд. рублей соответственно. Такие же показатели содержатся и в приложениях № 42 и 43 к законопроекту, утверждающих источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов [12].]

       В соответствии со статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации Программа  государственных внутренних заимствований  Российской Федерации на очередной  финансовый год и плановый период представляет собой перечень всех внутренних заимствований Российской Федерации  в виде разницы между объемом  привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.[1]

       Возможность разместить на рынке значительные объемы государственных ценных бумаг, запланированные  на 2011-2013 годы, во многом будет зависеть от успешного решения задачи повышения  ликвидности государственных долговых обязательств. С этой целью Минфин России будет проводить размещение на рынке базовых выпусков сравнительно крупных объемов со сроком обращения 1, 2, 3, 4, 5 и 10 лет.

       Планируемая доходность в 2011 - 2013 годах по краткосрочным  инструментам составит до 4,5 — 5,5 %, по среднесрочным  до 6,0 — 8,0 %, по долгосрочным до 8,0 -8,5 %.Предусматривается, что привлечение средств будет  осуществляться за счет размещения среднесрочных  государственных ценных бумаг - 48 %, долгосрочных - 40 %, краткосрочных - 12% от общего объема эмиссии 2011 года. Государственные сберегательные облигации (ГСО) будут использоваться для размещения пенсионных накоплений [11].

       Динамика  погашения и привлечения средств  за счет размещения государственных  ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых  указана в иностранной валюте, представлена в таблице 5.

       Таблица 5.Динамика погашения и привлечения средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (млрд. рублей) 

       
  2009 г. отчет 2010 г. Закон  № 308-Ф3(сизм.) 2011г. проект 2012 г. проект 2013 г. проект 2013 г. к 2010 г., %
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная  стоимость которых указана в  иностранной валюте (сальдо), млрд. руб.в том числе: -48,0 175,6 137,5 174,4 176,1 100,3
привлечение средств, млрд. руб. 0,0 220,2 213,5 214,9 217,0 98,5
погашение основной суммы задолженности, млрд. руб. -48,0 -44,6 -76,0 -40,5 -40,9 91,7
привлечение средств, млрд. долл. США 0,0 7,5 7,0 7,0 7,0 93,3
погашение основной суммы задолженности, млрд. долл. США -1,5 -1,5 -2,5 -1,3 -1,3 86,7
 

     Анализ  динамики показывает, что привлечение  средств за счет размещения государственных  ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, в 2011 году предусматривается в объеме 213,5 млрд. рублей (7,0 млрд. долларов США), что меньше на 3 %, чем в 2010 году. В 2012-2013 годах указанные привлечения  в рублевом эквиваленте будут  увеличиваться, однако, относительно 2010 года сократятся на 2,4 % и 1,5 % соответственно. Заимствования будут осуществляться путем размещения еврооблигаций на внешнем финансовом рынке. При этом в долларовом эквиваленте объем привлечений прогнозируется ежегодно в размере 7 млрд. долларов США, что меньше на 6,7%, чем в 2010 году. Уменьшение привлечений связано с перераспределением части заимствований на внутренний финансовый рынок. Заимствования будут осуществляться путем размещения еврооблигаций на внешнем финансовом рынке. [11]

Информация о работе Бюджетный дефицит России