Бюджетный дефицит РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - исследование проблем бюджетного дефицита и государственного долга и поиск путей их решения. Задачами курсовой работы являются:
- изучить бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки;
- провести анализ показателей, характеризующих динамику развития исследуемого явления в РФ;
- выработать предложения по стратегии управления внешним долгом Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие, виды, основные причины бюджетного дефицита 6
2. Основные способы покрытия дефицита государственного бюджета 12
3. Бюджетный дефицит и управление государственным долгом в Российской Федерации 18
Заключение 23
Глоссарий 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Курсовая Бюджетный дефицит.doc

— 70.33 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Ярославский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Экономическая теория

Тема

Бюджетный дефицит и стратегия  управления государственным долгом

Фамилия студента

Шушков

Имя студента

Дмитрий

Отчество студента

Петрович

№ контракта

07300100302059


 

Содержание

Введение 3

1.Понятие, виды, основные причины бюджетного дефицита 6

2. Основные способы покрытия дефицита государственного бюджета 12

3. Бюджетный дефицит и управление государственным долгом в Российской Федерации 18

Заключение 23

Глоссарий 25

Список использованных источников 27

 

 

Введение

 

На протяжении последних лет в России наблюдается  устойчивый первичный профицит государственного бюджета, однако необходимость обслуживания значительного государственного долга  является причиной того, что проблема покрытия государственных расходов для российской экономики сохраняет  свою остроту, особенно в преддверии выплат по внешнему долгу. В этой связи анализ возможных источников финансирования дефицита бюджета представляется крайне актуальным. В рамках теории традиционно считается, что бюджетный дефицит, финансируемый при помощи денежной эмиссии, неизбежно ведет к росту цен.

Исходя  из этого, стандартные рекомендации по борьбе с инфляцией - это снижение дефицита государственного бюджета, ограничение  роста денежной массы и покрытие бюджетного дефицита при помощи эмиссии  государственного долга.

Кроме того важно получить оценку эффективности проводимой в России на протяжении десятилетия экономических реформ кредитно-денежной политики, в основе которой лежали традиционные монетаристские взгляды на природу инфляции. Такой анализ не только даст представление о целесообразности применения тех или иных экономических инструментов в недавнем прошлом, но и позволит более точно предвидеть последствия проводимой сегодня макроэкономической политики. Существующие на сегодняшний день российские исследования последствий денежной политики в области финансирования бюджетного дефицита в большинстве своем носят лишь теоретический характер, и предложенные в этих работах модели не поддаются эконометрической верификации.

Существование государственного долга у того или  иного государства представляет собой бремя для этого государства, затрудняющее функционирование экономики. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынужденно брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда же существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству погасить свой долг.

Идея  государственного долга как некой  общественной ноши возникает, потому что  долги Федерального правительства, в конечном счете, являются долгами  налогоплательщиков. Однако на этом уровне вряд ли есть повод для серьезного беспокойства. Государственный долг является в большей своей части  долгом, который мы должны сами себе. Все граждане, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему. Любые  выплачиваемые ими налоги представляют собой всего лишь уплату самим  себе процентов либо суммы долга.

Существует  и другое мнение, согласно которому государственный долг является гораздо  менее серьезной проблемой, чем  это может показаться. Обычно этот долг год от года становится все  больше и больше, однако с течением времени увеличивается и масштаб  экономики.

В экономической  литературе тема государственного долга  России является дискуссионной. Единой методики оценки долгового бремени  и его влияния на экономику  Российской Федерации не существует; предложения по оптимизации величины внешней и внутренней задолженности  также различны. Здесь следует  отметить, что точные суммы перечислений по обслуживанию и погашению внешнего долга России недоступны даже в Минфине, так как разными долгами занимаются различные подразделения и информацию никто официально не сводит.

Очевидно, что  именно несогласованность оценок и  экономических воззрений авторов  позволяет разрабатывать новые  рекомендации по совершенствованию  управления государственным долгом. Формирование методологии изучения нерешенных вопросов по этой теме позволит отойти от формального подхода к  изучению государственного долга, сводящемуся  только к сопоставлению данных о  его размере, создаст возможность  результативного использования  полученных выводов в процессе управления экономикой.

Цель  данной курсовой работы - исследование проблем бюджетного дефицита и государственного долга и поиск путей их решения.

Задачами  курсовой работы являются:

- изучить  бюджетный дефицит и государственный  долг: основные определения, показатели  и проблемы количественной оценки;

- провести  анализ показателей, характеризующих  динамику развития исследуемого  явления в РФ;

- выработать  предложения по стратегии управления внешним долгом Российской Федерации.

Для написания  данной работы была использована учебно-методическая литература, нормативно-правовые документы, печатные и Интернет издания и  сборники официальной статистической отчетности.

 

 

 

 

Основная  часть

  1. Понятие, виды, основные причины бюджетного дефицита

 

Государственный бюджет, по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.

Бюджетный дефицит – превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году.

По видам  возникновения можно провести следующую  классификацию бюджетного дефицита:

· циклический

· структурный

· операционный

· первичный

· квазифискальный

Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства, называется циклическим дефицитом. Данный вид дефицита является скорее отрицательным, поскольку он возникает в результате падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества.

Дефицит, возникающий в результате сознательно  принимаемых правительством мер  по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. Если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры. Оценки структурного дефицита используются, в основном,  в  индустриальных  странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени  циклическими колебаниями,   а   не   дискреционными   мерами   правительства.   Сложности определения  уровня  полной   занятости   ресурсов,   естественного   уровня  безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют  расчеты  структурных  излишков  и  дефицитов  государственного  бюджета,  хотя  именно  на  основе  динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается  эффективность  мер фискальной политики в долгосрочном плане.

Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности, иными словами выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация, является важной статьей государственных расходов. Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным. Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

У различных  стран с переходной экономикой возможности  выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для  преимущественно без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии  Центрального Банка.

В то же время в таких странах, как, например Чехия, Словакия, где к началу переходного периода не наблюдалось значительного нарушения рыночного равновесия, а правительство имеет твердое намерение осуществлять рыночные реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого источника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларуси, России и других государствах бывшего СССР, где ощущается резкий недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних источников. Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с официальным скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают следующие:

· финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном  секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

· накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д. Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;

· отдельные  операции, связанные с государственным  долгом, а также финансирование Центральным  Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству; а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам; деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.

По характеру  возникновения, бюджетный дефицит  может быть случайным либо действительным. Случайный бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению  к плану бюджетный дефицит  может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может  быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

Основными причинами устойчивых бюджетных  дефицитов и увеличения государственного долга являются:

а) увеличение государственных расходов в военное  время или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

б) циклические  спады и "встроенные стабилизаторы" экономики;

в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки госрасходов).

Налоговые поступления в государственный  бюджет и показатель налогового бремени в экономике в долгосрочной перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:

1) в целях  стимулирования экономики целенаправленно  сокращается "налоговый клин";

2) все  системы налогообложения включают  значительное количество льгот;

3) нередко  налоговые сборы снижаются из-за  неудовлетворительной организации налогообложения (неэффективный таможенный контроль, неудовлетворительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.). Этот фактор особенно рельефно обнаруживается в переходных экономиках, в том числе и в российской;

Информация о работе Бюджетный дефицит РФ