Бюджетный дефицит РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - исследование проблем бюджетного дефицита и государственного долга и поиск путей их решения. Задачами курсовой работы являются:
- изучить бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки;
- провести анализ показателей, характеризующих динамику развития исследуемого явления в РФ;
- выработать предложения по стратегии управления внешним долгом Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие, виды, основные причины бюджетного дефицита 6
2. Основные способы покрытия дефицита государственного бюджета 12
3. Бюджетный дефицит и управление государственным долгом в Российской Федерации 18
Заключение 23
Глоссарий 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Курсовая Бюджетный дефицит.doc

— 70.33 Кб (Скачать)

У власти была альтернатива - либо разом сократить  расходы, либо изыскать дополнительные источники для покрытия дефицита. Первое неизбежно повлекло бы за собой  снижение уровня граждан, свертывание  антикризисных мер и программ развития, поэтому решено было выбрать  второй вариант.

В 2010 году порядка 70% расходов бюджета имела социальный характер, сохранялись приоритеты, связанные с инвестициями в человеческий капитал и инновациями. Только на пенсионную систему было выделено свыше 580 миллиардов рублей. Расходы на национальную оборону и безопасность также не подверглись сокращению.

Все мы помним предложение Правительства Российской Федерации о добавлении в расходную часть бюджета на 2009 год 210 миллиардов рублей на капитализацию банков. Речь идет о выпуске облигаций федерального займа (ОФЗ), которые при желании банков государство сможет обменивать на их привилегированные акции.

В ближайшие  годы ситуация в экономике останется  неопределенной, поэтому власти РФ должны вести жесткую и ответственную  бюджетную политику, необходимо продолжить политику снижения неэффективных расходов.

Расходы на текущий год должны быть перегруппированы, многое придется отменить или перенести. Наиболее существенно сокращаются расходы на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры.

Для покрытия дефицита бюджета в 2012 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния (ФНБ), а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям.

К концу  нынешнего года в Резервном фонде  останется не более 1,7 триллионов рублей. Таким образом, для покрытия бюджетного дефицита 2013 года из Резервного фонда возьмут 1,7 триллионов рублей - на этом его средства и закончатся. Из фонда национального благосостояния заберут четверть - 682 миллиардов рублей, которые пойдут на погашение дефицита Пенсионного фонда (ПФР), который в будущем году может составить 1,348 триллионов рублей.

Наконец, недостающие 830 миллиардов рублей будут закрыты за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынках.

По данным Reuters, на внешние займы, к которым  Россия не прибегала с 1998 года, придется $18 миллиардов (570 миллиардов рублей). Ранее власти предполагали занять в 2010 году порядка $10 миллиардов через выпуск еврооблигаций, но теперь в Минфина заговорили о желании занять денег еще и у Всемирного банка - так дешевле, чем на открытом рынке.

Наращивание внешних займов - это возврат к  старой модели, генерирующей рост денежной массы за счет притока капитала извне  и разгоняющей инфляцию, не одобряют такую идею эксперты, опрошенные "Ведомостями". При среднегодовом курсе 34,5 рубля  за доллар, прогнозируемом Минэкономразвития, объем внешних займов составит порядка $19 миллиардов, что повысит внешний долг страны почти на 50%. Напомню, до сих пор внешний государственный долг РФ сокращался и на 1 июля 2009 года составлял $39 миллиардов. Лучше увеличивать внутренние займы, советуют эксперты: у банков скопилось много ликвидности, вложения в бумаги Минфина были бы хорошей альтернативой покупкам менее доходных зарубежных гособлигаций.

А пока что  чиновники пытаются задействовать  все возможности для латания  бюджетной дыры. Однако с допдоходами  бюджета пока неясно. Правительство  временно отказалось от предлагавшихся Минфином мер по повышению экспортной пошлины и ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ, а также дополнительному повышению акцизов на алкогольную продукцию.

Сверхплановая индексация акцизов на «народные» водку  и пиво могла принести дополнительно  до 250 миллиардов рублей. Однако эти  предложения были неоднозначно восприняты бизнес-сообществом и экспертами.

По расчетам экспертов Института экономики  переходного периода (ИЭПП), трехкратный  рост пивного акциза привел бы к  удорожанию каждой бутылки на 3,5 рубля, что весьма ощутимо для среднего и низкого ценового сегмента и  неизбежно привело бы к сокращению спроса и сжатию легального рынка.

Удорожание  водки также могло бы привести к увеличению доли теневого сектора  и росту отравлений от некачественного  алкоголя.

При этом эксперты сочли малореальным ожидавшийся  Минфином фискальный эффект и решение  таким способом проблемы дефицита бюджета - вместо роста доходов экономика  могла получить новый скачок цен.

Поэтому власти решили ввести квотирование этилового  спирта для производства вино-водочной продукции. Производители должны будут  получать специальное разрешение на покупку спирта для производства водки и вина.

Итак, в 2012-2014 годах федеральный бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться. В целях сокращения дефицита бюджета Правительство РФ нацелено на: сокращение неэффективных расходов; существенное сокращение расходов на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры.

Под управлением  государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства  по выплате доходов кредиторам и  погашению займов, изменению условий  уже выпущенных займов, определение  условий и выпуску новых государственных  ценных бумаг.

Хотя  и существует график выплат госдолга, но управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями - величиной  государственного долга и стоимостью его обслуживания. В настоящее  время основными принципами государственной  политики РФ в области внутренних заимствований являются следующие:

1. Замещение  государственного внешнего долга  РФ внутренними заимствованиями,  т.е. увеличение размеров государственного  внутреннего долга в ближайшие  годы будет обусловлено использованием  его на погашение внешнего  долга.

2. Удлинение  сроков заимствования. В настоящее  время в структуре госдолга  РФ нет краткосрочных (до 1 года) заимствований, в нём преобладают  ценные бумаги, носящих средне- и  долгосрочный характер. Для решения  этой задачи доходность краткосрочных  ценных бумаг сокращалась до 6,5% годовых, а среднесрочных и  долгосрочных повышаться - до 8,5 - 10,5%.

3. Повышение  уровня рыночной ликвидности  и расширение круга активных  инвесторов. Для этого совместно  Минфином Российской Федерации и Банком России подготовлена Программа введения института первичных дилеров и эталонных выпусков на рынке государственных краткосрочных облигаций. В частности, в настоящее время предусматривается, что одним из активных инвесторов на рынке государственных ценных бумаг должен стать Пенсионный фонд РФ. С этой целью было принято решение осуществить первое размещение нового вида государственных ценных бумаг - государственных сберегательных облигаций. Часть этих бумаг будет использоваться для инвестирования средств пенсионных накоплений.

Государственный внутренний долг является важным инструментом перераспределения доходов в  обществе и мобилизации временно свободных средств граждан и хозяйствующих субъектов. С его помощью государство может регулировать многие экономические процессы, включая уровень ссудного процента, степень инвестиционной активности.

Нельзя  недооценивать негативные последствия  внутреннего долга, потому что при  определенных условиях он может стать  серьезной проблемой для экономики  страны. Рассмотрим некоторые из самых  ярких проблем.

Рост  внутреннего долга опасен для  страны с низким уровнем доходов и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала. Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к совращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

Негативным  последствием роста внутреннего  долга является увеличение суммы  процентных выплат по нему. Если в экономике  наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты  могут оказаться неподъемными для  страны. Поэтому необходимо постоянно  отслеживать динамику соотношения  между внутренним долгом и объемом  национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего  долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия  не стали тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять  определенные меры по управлению государственным  долгом.

 

Заключение

На основе приведенной выше информации можно  сделать следующий вывод: бюджетная  политика является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме  развития инфляционных процессов, разрушающих  экономику страны, а также его  ведущую роль в системе показателей  экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита федерального бюджета Центральным  Банком, повышение эффективности  рынка и совершенствование механизма  управления внутренним долгом.

Критерий  дефицита бюджета выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности современной Российской Федерации.

Однако  отметим, что в тоже время, сам по себе дефицит бюджета может не быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Порой наличие небольшого дефицита государственного бюджета даже играет и положительную роль в экономике страны. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, другими словами используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания “финансовых дыр”, , то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

В связи  с этим на передний план снова выдвигается  проблема госдолга.

В общем  можно сказать, что положение  нашей страны сложно, но не безнадежно. Оживление экономики в настоящее время вселяет надежду. Значительно улучшилась динамика поступления доходов в бюджет, снижалась задолженность по выплатам заработной платы, погашены задолженности по выплате пенсий. Достигнуты высокие объемы сальдо торгового баланса, что позволяло поддерживать относительную стабильность на валютном рынке и производить необходимые платежи по обслуживанию внешнего долга даже при отсутствии внешних займов.

Но все же вопрос государственного долга и бюджетного дефицита остается открытым, он требует решения и стабильного оживления экономики не на короткий период, а куда более длительный.

Бюджетная политика в РФ должна формироваться  исходя из необходимости улучшения  качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике  и социальной сфере, решения проблем  макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

При формировании и реализации бюджетной политики Правительству Российской Федерации  надлежит предпринять действия по следующим  направлениям.

1. Обеспечение  сбалансированности бюджетной системы  Российской Федерации в долгосрочном  периоде. 

2. Должна  быть продолжена политика аккумулирования  "конъюнктурных" доходов бюджета  в Стабилизационном фонде.

3. Повышение  результативности бюджетных расходов.

4. Повышение  роли среднесрочного финансового  планирования.

5.Совершенствование управления государственной собственностью. 
 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Государственный бюджет

форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления

2

Бюджетный дефицит

  превышение расходов государства  над его доходами в данном  финансовом году.

3

Циклический дефицит

Дефицит бюджета, возникающий в результате спада  производства

4

Структурный дефицит

Дефицит, возникающий  в результате сознательно принимаемых  правительством мер по увеличению государственных  расходов и снижению налогов с  целью предотвращения спада

5

Операционный дефицит

Общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга

6

Первичный дефицит

Разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу

7

Квазифискальный дефицит

Существующий наряду с официальным скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства

8

Кредитно-денежная эмиссия

Выпуск в  обращение новых денег, увеличение обращающейся денежной массы.

9

Валовой внутренний продут (ВВП)

Один из важнейших  показателей, выражающий исчисленную  в рыночных ценах совокупную стоимость  конечного продукта, созданного в  течении года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих  как данной стране, так и другим странам. Рассчитывается на основе системы  национальных счетов.

10

Бюджетная политика

Система форм и методов мобилизации финансовых ресурсов бюджета деятельность органов власти различных уровней по составлению, рассмотрению и исполнению бюджетов деятельность органов власти в области организации и использования бюджета, состоящая в разработке концепции его развитии, принципов и форм его организации.

11

Бюджетная система

Основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями.

Информация о работе Бюджетный дефицит РФ