Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:55, курсовая работа
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран.
Несмотря на то, что до 1986 г. обеспечивалось выполнение доходов государственного бюджета, постепенно сокращалась реальная база для дальнейшего увеличения накоплений и поступлений в бюджет. В условиях становления рыночных отношений и ухудшения экономического положения страны нельзя было не признать объективность всех категорий, отражающих сущность товарно-денежных отношений, в том числе и категорию бюджетного дефицита.
Проблема дефицита бюджета стала обсуждаться только в середине 80-х гг., а к концу 80-х гг. дефицит стал утверждаться Законом "О государственном бюджете".
Сокращение накоплений в отраслях экономики, вызвавшее резкое уменьшение поступлений в бюджет, было вызвано рядом причин и, в частности, разбалансированностью экономики, падением эффективности производства. Рентабельность в отраслях материального производства снизилась с 35,5% в 1970 г. до 16,0 % в 1986 г.
Одновременно нарастали диспропорции в развитии экономики, ориентированной преимущественно на производство средств производства при отставании легкой промышленности и агропромышленного комплекса. Ускоренно развивалась тяжелая промышленность при замедленном росте отраслей, производящих товары народного потребления. К 1990 г. доля группы А в промышленном производстве возросла до 85 % против 55—65 % в промышленно развитых странах. На тяжелую промышленность приходилось 90 % стоимости промышленно-производственных основных фондов, на легкую — 3,7 %, пищевую — 6,3 %. Производство ради производства привело к дисбалансам в экономике.
Этот процесс подкреплялся, как отмечалось выше, растущим объемом дотаций в народное хозяйство из государственного бюджета, которые опережали темпы роста бюджета.
Наметилась устойчивая тенденция снижения финансовой отдачи от вложения государственных средств в развитие отраслей материального производства. В период с 1970 г. по 1985 г. размер дотаций возрос в 4,2 раза, а государственного бюджета — в 2,4 раза. Если в 1965 г. 47,8 % всех поступлений в бюджет от производственной сферы вернулось обратно в форме финансирования народного хозяйства, то в 1985 г. -уже 89,3 %. Однако и эти меры не смогли предупредить падение эффективности в народном хозяйстве [22, c.255].
Такое положение было характерно не только для СССР в целом, но и для Беларуси.
К середине 80-х гг. создалась ситуация, когда большая часть доходов, поступивших от отраслей экономики, направлялась обратно в виде финансирования расходов на народное хозяйство. Так, в 1985 г. из общей суммы поступлений в бюджет БССР налога с оборота, платежей из прибыли государственных предприятий и организаций и подоходного налога с кооперативных и общественных предприятий и организаций 90 % направлялось на развитие народного хозяйства, а в 1989 г. — 99,5 % от указанных поступлений.
Это означало, что практически все бюджетные ресурсы, поступившие в виде основных налогов от предприятий отраслей экономики, направлялись на финансирование народного хозяйства.
Если учесть, что указанные налоги составляли в 1989 г. около 70 % от общего объема доходов бюджета Белоруссии (без учета средств государственного социального страхования), а на долю остальных (на социально-культурные мероприятия, содержание органов власти и управления, прочие мероприятия) оставалось всего 30 % , то становится понятна суть остаточного принципа финансирования расходов на социальную сферу.
Положение усугублялось тем, что в связи с падением цен на мировом рынке на экспортируемые товары топливно-энергетической группы сократились доходы от экспорта; антиалкогольная компания и реформа оптовых цен 1982 г. уменьшила поступления налога с оборота.
В 1986—1988 гг. произошло сокращение поступлений от трех крупнейших источников поступлений в бюджет: налога с оборота, отчислений от прибыли государственных предприятий и поступлений от внешнеэкономической деятельности.
В 1984—1987 гг. величина налога с оборота сократилась на 8,3 млрд р. (со 102,7 до 94,4 млрд р.) частично вследствие продажи спиртных напитков и с пересмотром оптовых цен в промышленности в 1982 г. Считалось, что налог с оборота на некоторые изделия был уменьшен как компенсация за рост оптовых цен.
В 1988 г. величина отчислений от прибыли по государственным предприятиям уменьшилась по сравнению с 1987 г. и оказалась на уровне 1985 г., что явилось следствием перестройки хозяйственного механизма, когда предприятиям было разрешено оставлять для собственных целей большую часть прибыли. Предприятия в 1987 г. выплачивали в бюджет 46 % своей прибыли по сравнению с 56 % в 1985 г. Теоретически это должно было бы повлечь за собой сокращение расходов государственного бюджета. Однако на практике этого не произошло.
Поступления от внешнеэкономической деятельности в период 1986—1988 гг. сократились на 8,5 млрд р. Это было обусловлено резким снижением уровня мировых цен на нефть и политикой сокращения импорта потребительских товаров, нацеленной на предотвращение возникновения дефицита торгового баланса[22, c.256].
Сокращение доходов бюджета сопровождалось увеличением расходов.
Вложения в народное хозяйство росли опережающими темпами. Их доля во всех расходах бюджета увеличилась с 48,2 % в 1970 г. до 57,1 % в 1987 г. Одним из главных факторов такого быстрого роста является увеличение расходов на сельское хозяйство. Например, в 1986 г. весь прирост капиталовложений в народном хозяйство страны был направлен в агропромышленный комплекс, в то время как расходы бюджета на развитие промышленности и строительства уменьшились.
На увеличение масштабов финансирования народного хозяйства существенное влияние оказал рост капиталовложений.
В то же время мероприятия по реализации социальной политики в СССР (повышение заработной платы, пенсий, пособий, обеспечение учреждений социальной сферы) потребовали осуществления дополнительных расходов, которые не были подкреплены реальными финансовыми ресурсами.
В результате за 1986—1989 гг. суммарный прирост доходов бюджета против уровня 1985 г. составил 39 млрд р., а прирост расходов — 243 млрд р., дефицит государственного бюджета вырос почти в 7 раз, с 18 млрд р. в 1985 г. до 121 млрд р. по плану на 1989 г.; плановый размер дефицита на 1990 г. составил 60 млрд р.[22, c.258]
Очевидно, что после распада СССР Беларуси досталась практически разваленная постсоветская экономика, несовершенная система государственных финансов, в том числе и бюджетный дефицит, растущий из года в год.
Таким образом, для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.
Основной задачей бюджетной политики в области регулирования дефицита государственного бюджета Республики Беларусь является дальнейшее сокращение его размера. Система мер по снижению дефицита включает мероприятия по совершенствованию планирования и исполнения расходной части бюджета, а также мероприятия по управлению внутренним долгом.
Политика в области финансирования бюджетного дефицита основывается на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом. В этой связи дальнейшее развитие получает инфраструктура фондового рынка. Одновременно требуется принятие системы мер по повышению их привлекательности для первичных инвесторов и поддержанию ликвидности ГЦБ на вторичном рынке [1, c.7].
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.
Информация о государственном долге представлена в приложении 2. Общий государственный долг составил 3 968 164 млн.руб., из него 2/3 приходится на внутреннюю долгосрочную задолженность.
Теперь наиболее подробно рассмотрим внешнюю задолженность. Так, международная инвестиционная позиция Республики Беларусь на 1 июля 2004г. сложилась отрицательной в размере 3 406,5 млн. USD. Это означает, что в таком объеме задолженность перед внешним миром превысила имеющиеся у страны иностранные активы.
Как известно, международная инвестиционная позиция (МИП) представляет собой совокупность экономических показателей, отражающих запасы внешних финансовых активов и обязательств страны на определенный момент. Превышение обязательств над активами указывает на то, что страна, составляющая МИП, является "чистым должником" перед внешним миром. Методологической основой составления МИП является пятое издание "Руководства по платежному балансу" Международного валютного фонда [10, с.4].
За январь-июнь 2004г. отрицательное значение международной инвестиционной позиции страны увеличилось на 61,2 млн. USD (на 1,8%). Это обусловлено опережающим ростом внешних обязательств (на 388,6 млн. USD) над ростом внешних финансовых активов, которые увеличились на 327,4 млн. USD.
Иностранные активы. Общий объем иностранных активов на 1 июля составил 2007,6 млн. USD и увеличился на 19,5%. Основная часть активов представлена текущей задолженностью нерезидентов белорусским предприятиям за товары и услуги - 615 млн. USD, средствами белорусских резидентов на счетах за границей и в виде наличной иностранной валюты - 606,7 млн. USD, резервными активами органов денежно-кредитного регулирования - 538,6 млн. USD и просроченной задолженностью нерезидентов за белорусский экспорт - 63,4 млн. USD.
Обязательства перед внешним миром. Обязательства резидентов Республики Беларусь перед внешним миром на 1 июля составили 5 414,1 млн. USD. За январь-июнь 2004г. они увеличились на 388,6 млн. USD (на 7,7%), в т.ч. на 396,7 млн. USD в результате финансовых операций. Изменение курсов отдельных валют по отношению к доллару США уменьшило долларовый эквивалент обязательств на 8,1 млн. USD.
Обязательства, не относимые к внешнему долгу, на 1 июля составили 1 662,7 млн. USD (30,7% от общей суммы иностранных обязательств). Основной объем вложений в экономику республики, не увеличивающих ее внешний долг, связан с прямыми инвестициями из-за границы (99,3% недолговых обязательств). Оставшаяся часть (0,7%) приходится на ценные бумаги белорусских предприятий и банков в виде акций, находящихся в собственности нерезидентов страны.
Внешний долг Республики Беларусь. Обязательства, образующие внешний долг, на 1 июля составили 3 751,4 млн. USD, или 69,3% от общей суммы иностранных обязательств страны. За счет операций всех секторов экономики, включаемых в платежный баланс, внешний долг за январь-июнь 2004г. увеличился на 10%. При этом его структура с начала 2004г. существенно не изменилась[10, 4].
В общей сумме внешнего долга основную часть обязательств составили привлеченные из-за рубежа ссуды - 1 927,3 млн. USD, текущая задолженность за импорт товаров и услуг - 836,3 млн. USD, просроченная задолженность за импорт товаров и услуг - 378,9 млн. USD, обязательства по кредитам, предоставленным резидентам Республики Беларусь иностранными "материнскими" компаниями, - 322,5 млн. USD, обязательства банковской системы по счетам и депозитам нерезидентов - 233,3 млн. USD.
Анализ структуры совокупного внешнего долга по секторам экономики показал, что обязательства органов денежно-кредитного регулирования на 1 июля составили 264,9 млн. USD, или 7,1% внешнего долга страны. Внешний долг, представленный в основном долгосрочными кредитными заимствованиями (87,1%), снизился с учетом переоценки на 18,8 млн. USD (6,6%), включая погашение кредитов, полученных от МВФ на сумму 8,7 млн. USD.
По состоянию на 1 июля внешний долг органов государственного управления составил 319,1 млн. USD, или 8,5% совокупного внешнего долга страны. Внешний долг представлен главным образом обязательствами по долгосрочным иностранным кредитам и займам, полученным правительством Республики Беларусь. Органы государственного управления уменьшили свои долговые обязательства перед внешним миром с начала года на 24,8 млн. USD (или на 7,2%).
За январь-июнь 2004г. внешний долг белорусских банков увеличился на 57,7 млн. USD (на 14,4%) и на 1 июля 2004г. составил 457,5 млн. USD (или 12,2% внешнего долга страны). Внешние обязательства банков Республики Беларусь более чем наполовину (53,6%) представлены задолженностью по привлеченным иностранным кредитам, значительную сумму составляют также обязательства по счетам и депозитам нерезидентов (44,6%)[10, с.4].
Масштабный приток иностранного капитала в сектор нефинансовых предприятий отразился на росте внешней задолженности этого сектора. По состоянию на 1 июля 2004г. внешний долг увеличился на 327,8 млн. USD (или 13,8%) и составил 2 709,9 млн. USD (72,2% совокупного внешнего долга страны). Основную сумму внешнего долга составила задолженность по привлеченным предприятиями иностранным кредитам и займам (55%) и задолженность предприятий (с учетом накопления просроченной задолженности) за импорт товаров и услуг (44,8%). Основную часть внешнего долга (66,7%) составили краткосрочные обязательства на срок менее 1 года.
Анализ структуры совокупного внешнего долга Республики Беларусь по срокам погашения показал, что она не претерпела существенных изменений. Основную часть внешнего долга страны по-прежнему составляли краткосрочные обязательства, привлеченные на срок менее года, - 2 334,2 млн. USD. Их доля во внешнем долге страны выросла с начала года с 57,9% до 62,2%. Долгосрочные обязательства составили 1 417,2 млн. USD. Их доля в совокупном внешнем долге сократилась с начала года с 42,1% до 37,8% [10, с.4].