Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:55, курсовая работа
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран.
Таким образом, снижение реального дефицита бюджета и государственного долга возможно только при глубоком реформировании экономики. В первую очередь институциональных преобразований, затрагивающих вопросы самофинансирования предприятий (собственность, цены, курсовая политика), отказа от разорительных программ в сфере жилищного строительства и поддержки АПК, а так же пересмотра основных постулатов социальной политики (жилищно – коммунальных тарифов и системы социально низких цен). Альтернативой этим формам может быть мобильная внешняя поддержка белорусской экономической модели.
3. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Как известно, дефицит (профицит) бюджета является функцией доходов, однако на его величину непосредственное воздействие наряду с налогами оказывают и государственные расходы. Увеличение государственных расходов сокращает соответствующим образом профицит, но это сокращение частично компенсируется за счет увеличения налогов, поскольку рост государственных закупок и трансфертов приводит к повышению доходов в результате действия положительного процесса мультипликации.
Анализируя уровень бюджетного дефицита (профицита) с целью выработки рациональной бюджетно-налоговой стратегии, следует учитывать степень активности хозяйствующих субъектов, а также этап цикла, который проходит экономика. Например, бюджетный дефицит может быть вызван как экспансионистской политикой государства, так и спадом экономической активности и сокращением налоговых поступлений. В первом случае методом борьбы с ним могла бы стать программа сокращения государственных расходов, во втором — фискальная политика, способствующая экономическому росту.
При мягких формах осуществления денежно-кредитной политики рост бюджетного дефицита является стимулом развития инфляции, поэтому его высокий уровень ассоциируется, как правило, с высокими темпами инфляции. Современный этап развития рыночных экономик характеризуется появлением новой тенденции. В ряде стран Запада (Италии, Бельгии и др.) периодически фиксируется сочетание низких темпов инфляции с высоким уровнем бюджетного дефицита. Причина этого - чрезмерное разбухание социальных расходов.
Отказ от эмиссионного финансирования дефицита бюджета ставит перед государством проблему поиска иных источников, среди которых основное место занимают заимствования - внутренние либо внешние. Выбор источника дефицитного финансирования зависит от конкретных целей государственного регулирования на данном этапе, однако всем им присущи существенные отрицательные черты, и использование любого из них в течение длительного времени чревато опасностями для национального хозяйства. Так, эмиссионное финансирование приводит к росту инфляции, заимствование на внутреннем и внешнем финансовых рынках - к накапливанию государственного долга и увеличению доли бюджетных средств, направляемых на его погашение и обслуживание.
Покрытие бюджетного дефицита за счет внутренних неинфляционных источников (займов у населения и финансовых структур) может какое-то время давать положительный стабилизирующий эффект для экономики, но имеет скрытые недостатки (например, сужение границ внутреннего спроса), приводящие в перспективе к разрушительным последствиям. Длительное применение этого механизма вызывает переориентацию денежных потоков на финансовые рынки краткосрочных государственных обязательств, а, следовательно, обескровливание реального сектора, снижение привлекательности кредитов для экономики и рост ссудного процента.
Наиболее эффективной и перспективной мерой считаются снижение общего уровня налогообложения и стимулирование расширения налоговой базы. Однако эта мера, столь популярная у населения, не всегда находит понимание и поддержку со стороны правительств. Ее принятие, как правило, означает некоторое сокращение государственных расходов, что трудно осуществимо в современных условиях для Республики Беларусь, поскольку на правительствах лежит груз социальных обязательств. Альтернативный путь - увеличение государственных расходов за счет контролируемой денежной эмиссии, которую необходимо направлять на финансирование высокотехнологичных "прорывных" инвестиционных проектов, способных дать экономике новые импульсы к росту (Великобритания).
Для сильной экономики, успешно реализующей потенциал к росту, допустимо в определенных пределах наличие бюджетного дефицита (до 3% ВВП). При таком его размере часто отмечаются устойчивая положительная динамика темпов экономического роста, снижение ставки ссудного процента, увеличение положительного сальдо внешнеторгового баланса, сокращение темпов инфляции. Сокращение бюджетного дефицита в данном случае приведет к последующему снижению процентных ставок, создаст лучшие условия для привлечения капитала в экономику, а установление налогового бремени на более низком уровне стимулирует рост, как потребления, так и инвестиций.
Для финансирования расходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В связи с этим встает вопрос об источниках покрытия бюджетного дефицита. Они могут быть внешние и внутренние. Последние разделяются на инфляционные (выпуск денежных знаков в обращение) и неинфляционные (кредиты Национального банка и выпуск государственных ценных бумаг).
Большинство развитых стран для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску государственных ценных бумаг как безинфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита.
В 1993—1994 гг. основным источником покрытия дефицита были внешние займы. В 1993 г. они профинансировали 97,1 % дефицита, в 1994 г. — 63,7 % . Однако в 1995 г. размер внешнего финансирования бюджетного дефицита снижается до 13,3 %. В 1996 г. было значительно увеличено внутреннее финансирование в связи с отсутствием дополнительных внешних источников. По этой причине, а также в связи с недостаточно развитым рынком ценных бумаг правительство вынуждено было использовать эмиссионные кредиты Национального банка. Они составили в источниках финансирования в 1996 г. - 84,5%.
В 1997 г. вновь привлекаются внешние займы для финансирования бюджетного дефицита (16 % объема дефицита, включая погашение задолженности), при этом доля эмиссионных кредитов в источниках финансирования бюджетного дефицита резко снизилась и составила 27,3 %, одновременно до 50 % выросла доля государственных казначейских обязательств.
К выпуску государственных ценных бумаг Правительство Беларуси приступило в 1994 г. В течение этого года было проведено три выпуска государственных краткосрочных облигаций. От их размещения государство смогло привлечь и направить на покрытие дефицита 9,6 млрд р., что обеспечило финансированием 1,3 % от объема бюджетного дефицита. Однако и тот небогатый опыт позволил сделать вывод о широких возможностях использования государственных долговых обязательств для финансирования дефицита бюджета. В 1995 г. за счет данного источника было профинансировано уже 15 % дефицита бюджета, а в 1997 г. — почти 50 %[22, c.260].
В 1998—2001 гг. покрытие дефицита бюджета было обеспечено за счет внутренних источников, которые не только профинансировали дефицит текущего года, но и погашение внешнего долга прошлых лет.
В частности, в 1999 г. 72 % общего объема внутреннего финансирования дефицита (включая погашение задолженности) покрыто эмиссионными кредитами Национального банка. В то же время 39,8% чистого объема дефицита было профинансировано за счет выпуска государственных казначейских обязательств.
Развитие рынка ценных бумаг позволило в 2001 г. профинансировать за счет этого источника уже 49,4 % от объема дефицита [22, c.260].
Неоспоримым достоинством этого источника (наряду с доходами от разгосударствления и приватизации) является безинфляционное финансирование дефицита бюджета.
Существенным источником покрытия дефицита могли бы стать поступления от приватизации, учитывая количество государственных предприятий, а также тот факт, что это самый безопасный и эффективный способ финансирования.
Таким образом, вопросы управления бюджетным дефицитом по-прежнему актуальны для Республики Беларусь. Система мер по снижению дефицита республиканского бюджета включает мероприятия по управлению внутренним долгом. Поскольку финансирование бюджетного дефицита будет осуществляться за счет внутренних источников, требуется обеспечить повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.
Проблемы привлечения средств от реализации государственных ценных бумаг обусловлены прежде всего низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных денежных средств, как у банков, так и у субъектов хозяйствования — клиентов банков-инвесторов. Для банков это было связано в основном с необходимостью кредитования государственных программ по жилищному строительству и сельскому хозяйству.
Принимая во внимание тот факт, что в качестве источников финансирования бюджетного дефицита могут выступать и внешние заимствования, предстоит разработать механизм управления внешним долгом. Так, на 2002 г. для финансирования бюджетного дефицита привлекались кредиты международных финансовых организаций и кредиты правительств иностранных государств. Сумма внешнего финансирования составляла 37,5 % от объема дефицита (прогноз).
В то же время существует проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий, полученных под гарантии правительства. В связи с неплатежеспособностью некоторых из предприятий, получивших иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь, бюджет несет значительные дополнительные расходы.
Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета.
Таким образом, в перспективе основной акцент при определении источников финансирования бюджетного дефицита следует сделать на развитие рынка ценных бумаг. Однако не следует забывать, что выпуск государственных ценных бумаг не должен приводить к дестабилизации бюджетного процесса. Необходимо учитывать, что обслуживание внутреннего долга требует дополнительных расходов, поэтому усиленное наращивание объемов выпуска государственных ценных бумаг может принести к реструктуризации расходов бюджета и недостаточному финансированию других затрат.
Вместе с тем при решении вопроса о степени участия государственных ценных бумаг в финансировании бюджетного дефицита необходимо учитывать тот факт, что, увеличивая объем вложений в ГКО, государство ограничивает возможности кредитования народного хозяйства. Имеется в виду, что, попадая в бюджет, деньги от продажи ГКО в значительной своей части направляются в бюджетную сферу, прежде всего - в социальную, где не создается потенциал роста налоговых поступлений.
Именно поэтому нельзя перейти к финансированию бюджетного дефицита исключительно с помощью выпуска государственных ценных бумаг, отказавшись от эмиссионных кредитов правительства, которые напрямую ведут к инфляции.
Кроме того, зачастую заимствование у центрального банка является единственной возможностью финансирования дефицита бюджета. Правительству, которое много занимало в прошлом и накопило большой долг, сложно заимствовать внутри страны или за рубежом в связи с существующими сомнениями по поводу его способности обслуживать долг. Как правило, длительные периоды больших бюджетных дефицитов истощают запас государственных валютных резервов.
Правительства, особенно в развивающихся странах, располагая немногими доступными источниками финансирования дефицита и обращаясь к займам национального (центрального) банка, косвенным образом погашают дефицит путем расходования валютных резервов. Что касается инфляции, то пока валютные резервы продолжают быть доступными, страна может ее избежать. Однако если дефицит устойчив, правительство в конечном счете израсходует резервы.
Итак, дефицит государственного бюджета ведет к инфляции. Существует определенная связь между размером дефицита и темпом инфляции. Как правило, более высокий уровень дефицита сопровождается более высокими темпами инфляции. Однако инфляция и государственный долг не являются единственными последствиями дефицита государственного бюджета, оказывающими негативное воздействие на экономику страны. Используя ГКО для финансирования бюджетного дефицита, правительство должно выходить на рынок капиталов и вступать в конкуренцию с частным сектором за получение денежных ресурсов. Это активизирует рост процентных ставок, что, с одной стороны, сдерживает частные инвестиционные расходы, а, с другой - делает финансовые инвестиции в страну более привлекательными для иностранных инвесторов. Это мгновенно приводит к росту внешнего долга. В свою очередь, погашение долгов и выплата процентов вызывают сокращение национального производства.
ля нивелирования отрицательных последствий бюджетного дисбаланса необходимо разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться составной частью общей Концепции развития государственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики.
При разработке Программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт, который убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2-3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации.
При определении источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать к эмиссии и использовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, должна рассматриваться как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе размещением на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использованием разнообразных форм государственного кредита. Рациональное сочетание безинфляционных источников позволит получить наибольший эффект.