Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:55, курсовая работа

Краткое описание

Состояние общегосударственных финансов является од­ним из важнейших экономических показателей любой стра­ны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджет­ный дефицит - превышение расходов над доходами государ­ственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран.

Файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит в РБ.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

Таким образом, снижение  реального  дефицита  бюджета и государственного долга  возможно  только  при  глубоком  реформировании  экономики.  В  первую  очередь  институциональных  преобразований,  затрагивающих  вопросы  самофинансирования  предприятий  (собственность,  цены,  курсовая  политика),  отказа  от  разорительных  программ  в  сфере  жилищного  строительства  и  поддержки  АПК,  а  так же  пересмотра  основных  постулатов  социальной  политики  (жилищно – коммунальных  тарифов  и  системы  социально  низких  цен).  Альтернативой  этим  формам  может  быть  мобильная  внешняя  поддержка  белорусской  экономической  модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В

РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Как известно, дефицит (профицит) бюджета является функцией доходов, однако на его величину непосредственное воздействие наряду с налогами оказывают и государственные расходы. Увеличение государственных расходов сокращает соответствующим образом профицит, но это сокращение частично компенсируется за счет увеличения налогов, поскольку рост государственных закупок и трансфертов приводит к повышению доходов в результате действия положительного процесса мультипликации.

Анализируя уровень бюджетного дефицита (профицита) с целью выработки рациональной бюджетно-налоговой стратегии, следует учитывать степень активности хозяйствующих субъектов, а также этап цикла, который проходит экономика. Например, бюджетный дефицит может быть вызван как экспансионистской политикой государства, так и спадом экономической активности и сокращением налоговых поступлений. В первом случае методом борьбы с ним могла бы стать программа сокращения государственных расходов, во втором — фискальная политика, способствующая экономическому росту.

При мягких формах осуществления денежно-кредитной политики рост бюджетного дефицита является стимулом развития инфляции, поэтому его высокий уровень ассоциируется, как правило, с высокими темпами инфляции. Современный этап развития рыночных экономик характеризуется появлением новой тенденции. В ряде стран Запада (Италии, Бельгии и др.) периодически фиксируется сочетание низких темпов инфляции с высоким уровнем бюджетного дефицита. Причина этого - чрезмерное разбухание социальных расходов.

Отказ от эмиссионного финансирования дефицита бюджета ставит перед государством проблему поиска иных источников, среди которых основное место занимают заимствования - внутренние либо внешние. Выбор источника дефицитного финансирования зависит от конкретных целей государственного регулирования на данном этапе, однако всем им присущи существенные отрицательные черты, и использование любого из них в течение длительного времени чревато опасностями для национального хозяйства. Так, эмиссионное финансирование приводит к росту инфляции, заимствование на внутреннем и внешнем финансовых рынках - к накапливанию государственного долга и увеличению доли бюджетных средств, направляемых на его погашение и обслуживание.

Покрытие бюджетного дефицита за счет внутренних неинфляционных источников (займов у населения и финансовых структур) может какое-то время давать положительный стабилизирующий эффект для экономики, но имеет скрытые недостатки (например, сужение границ внутреннего спроса), приводящие в перспективе к разрушительным последствиям. Длительное применение этого механизма вызывает переориентацию денежных потоков на финансовые рынки краткосрочных государственных обязательств, а, следовательно, обескровливание реального сектора, снижение привлекательности кредитов для экономики и рост ссудного процента.

Наиболее эффективной и перспективной мерой считаются снижение общего уровня налогообложения и стимулирование расширения налоговой базы. Однако эта мера, столь популярная у населения, не всегда находит понимание и поддержку со стороны правительств. Ее принятие, как правило, означает некоторое сокращение государственных расходов, что трудно осуществимо в современных условиях для Республики Беларусь, поскольку на правительствах лежит груз социальных обязательств.  Альтернативный путь - увеличение государственных расходов за счет контролируемой денежной эмиссии, которую необходимо направлять на финансирование высокотехнологичных "прорывных" инвестиционных проектов, способных дать экономике новые импульсы к росту (Великобритания).

Для сильной экономики, успешно реализующей потенциал к росту, допустимо в определенных пределах наличие бюджетного дефицита (до 3% ВВП). При таком его размере часто отмечаются устойчивая положительная динамика темпов экономического роста, снижение ставки ссудного процента, увеличение положительного сальдо внешнеторгового баланса, сокращение темпов инфляции. Сокращение бюджетного дефицита в данном случае приведет к последующему снижению процентных ставок, создаст лучшие условия для привлечения капитала в экономику, а установление налогового бремени на более низком уровне стимулирует рост, как потребления, так и инвестиций.

Для финансирования расходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансо­вые ресурсы. В связи с этим встает вопрос об источниках покрытия бюджетного дефицита. Они могут быть внешние и внутренние. Последние разделяются на инфляционные (вы­пуск денежных знаков в обращение) и неинфляционные (кредиты Национального банка и выпуск государственных ценных бумаг).

Большинство развитых стран для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску государственных ценных бу­маг как безинфляционному источнику финансирования бюд­жетного дефицита.

В 1993—1994 гг. основным источ­ником покрытия дефицита были внешние займы. В 1993 г. они профинансировали 97,1 % дефицита, в 1994 г. — 63,7 % . Однако в 1995 г. размер внешнего финансирования бюджет­ного дефицита снижается до 13,3 %. В 1996 г. было значи­тельно увеличено внутреннее финансирование в связи с от­сутствием дополнительных внешних источников. По этой причине, а также в связи с недостаточно развитым рынком ценных бумаг правительство вынуждено было использовать эмиссионные кредиты Национального банка. Они составили в источниках финансирования в 1996 г. - 84,5%.

В 1997 г. вновь привлекаются внешние займы для финан­сирования бюджетного дефицита (16 % объема дефицита, включая погашение задолженности), при этом доля эмисси­онных кредитов в источниках финансирования бюджетного дефицита резко снизилась и составила 27,3 %, одновременно до 50 % выросла доля государственных казначейских обяза­тельств.

К выпуску государственных ценных бумаг Правитель­ство Беларуси приступило в 1994 г. В течение этого года бы­ло проведено три выпуска государственных краткосрочных облигаций. От их размещения государство смогло привлечь и направить на покрытие дефицита 9,6 млрд р., что обеспе­чило финансированием 1,3 % от объема бюджетного дефици­та. Однако и тот небогатый опыт позволил сделать вывод о широких возможностях использования государственных дол­говых обязательств для финансирования дефицита бюджета. В 1995 г. за счет данного источника было профинансировано уже 15 % дефицита бюджета, а в 1997 г. — почти 50 %[22, c.260].

В 1998—2001 гг. покрытие дефицита бюджета было обе­спечено за счет внутренних источников, которые не только профинансировали дефицит текущего года, но и погашение внешнего долга прошлых лет.

В частности, в 1999 г. 72 % общего объема внутреннего финансирования дефицита (включая погашение задолжен­ности) покрыто эмиссионными кредитами Национального банка. В то же время 39,8% чистого объема дефицита было профинансировано за счет выпуска государственных казна­чейских обязательств.

Развитие рынка ценных бумаг позволило в 2001 г. профи­нансировать за счет этого источника уже 49,4 % от объема дефицита [22, c.260].

Неоспоримым достоинством этого источника (наряду с доходами от разгосударствления и приватизации) является безинфляционное финансирование дефицита бюджета.

Существенным источником покрытия дефицита могли бы стать поступления от приватизации, учитывая количе­ство государственных предприятий, а также тот факт, что это самый безопасный и эффективный способ финансирова­ния.

Таким образом, вопросы управления бюджетным дефи­цитом по-прежнему актуальны для Республики Беларусь. Система мер по снижению дефицита республиканского бюд­жета включает мероприятия по управлению внутренним долгом. Поскольку финансирование бюджетного дефицита будет осуществляться за счет внутренних источников, требу­ется обеспечить повышение эффективности рынка государ­ственных ценных бумаг и совершенствование механизма уп­равления внутренним долгом.

Проблемы привлечения средств от реализации государ­ственных ценных бумаг обусловлены прежде всего низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных денежных средств, как у банков, так и у субъектов хозяйствования — клиентов банков-инвесторов. Для банков это было связано в основном с необходимостью кредитования государственных программ по жилищному строительству и сельскому хозяйству.

Принимая во внимание тот факт, что в качестве источни­ков финансирования бюджетного дефицита могут выступать и внешние заимствования, предстоит разработать механизм управления внешним долгом. Так, на 2002 г. для финансиро­вания бюджетного дефицита привлекались кредиты между­народных финансовых организаций и кредиты правительств иностранных государств. Сумма внешнего финансирования составляла 37,5 % от объема дефицита (прогноз).

В то же время существует проблема с погашением и обслу­живанием кредитов предприятий, полученных под гарантии правительства. В связи с неплатежеспособностью некоторых из предприятий, получивших иностранные кредиты под га­рантии Правительства Республики Беларусь, бюджет несет значительные дополнительные расходы.

Очевидно, что переложение платежей по долгам предприя­тий на правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюд­жета.

Таким образом, в перспективе основной акцент при опре­делении источников финансирования бюджетного дефицита следует сделать на развитие рынка ценных бумаг. Однако не следует забывать, что выпуск государственных ценных бу­маг не должен приводить к дестабилизации бюджетного про­цесса. Необходимо учитывать, что обслуживание внутренне­го долга требует дополнительных расходов, поэтому усилен­ное наращивание объемов выпуска государственных ценных бумаг может принести к реструктуризации расходов бюдже­та и недостаточному финансированию других затрат.

Вместе с тем при решении вопроса о степени участия го­сударственных ценных бумаг в финансировании бюджетного дефицита необходимо учитывать тот факт, что, увеличивая объем вложений в ГКО, государство ограничивает возмож­ности кредитования народного хозяйства. Имеется в виду, что, попадая в бюджет, деньги от продажи ГКО в значитель­ной своей части направляются в бюджетную сферу, прежде всего - в социальную, где не создается потенциал роста на­логовых поступлений.

Именно поэтому нельзя перейти к финансированию бюд­жетного дефицита исключительно с помощью выпуска госу­дарственных ценных бумаг, отказавшись от эмиссионных кредитов правительства, которые напрямую ведут к инфля­ции.

Кроме того, зачастую заимствование у центрального бан­ка является единственной возможностью финансирования дефицита бюджета. Правительству, которое много занимало в прошлом и накопило большой долг, сложно заимствовать внутри страны или за рубежом в связи с существующими сомнениями по поводу его способности обслуживать долг. Как правило, длительные периоды больших бюджетных де­фицитов истощают запас государственных валютных резер­вов.

Правительства, особенно в развивающихся странах, рас­полагая немногими доступными источниками финансирова­ния дефицита и обращаясь к займам национального (цент­рального) банка, косвенным образом погашают дефицит пу­тем расходования валютных резервов. Что касается инфля­ции, то пока валютные резервы продолжают быть доступны­ми, страна может ее избежать. Однако если дефицит устой­чив, правительство в конечном счете израсходует резервы.

Итак, дефицит государственного бюджета ведет к инфля­ции. Существует определенная связь между размером дефи­цита и темпом инфляции. Как правило, более высокий уро­вень дефицита сопровождается более высокими темпами инф­ляции. Однако инфляция и государственный долг не явля­ются единственными последствиями дефицита государст­венного бюджета, оказывающими негативное воздействие на экономику страны. Используя ГКО для финансирования бюджетного дефицита, правительство должно выходить на рынок капиталов и вступать в конкуренцию с частным сек­тором за получение денежных ресурсов. Это активизирует рост процентных ставок, что, с одной стороны, сдерживает частные инвестиционные расходы, а, с другой - делает фи­нансовые инвестиции в страну более привлекательными для иностранных инвесторов. Это мгновенно приводит к росту внешнего долга. В свою очередь, погашение долгов и выпла­та процентов вызывают сокращение национального про­изводства.

ля нивелирования отрицательных последствий бюджет­ного дисбаланса необходимо разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться составной частью общей Концепции развития го­сударственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики.

При разработке Программы сокращения бюджетного де­фицита необходимо использовать мировой опыт, который убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2-3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефи­цита, превышающего предельно допустимые размеры, тре­бует принятия экстренных мер по его сокращению и стаби­лизации.

При определении источников покрытия бюджетного де­фицита необходимо стремиться не прибегать к эмиссии и ис­пользовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, должна рас­сматриваться как исключительная и недопустимая мера, на­рушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе размещением на фи­нансовом рынке государственных ценных бумаг, а также ис­пользованием разнообразных форм государственного креди­та. Рациональное сочетание безинфляционных источников позволит получить наибольший эффект.

Информация о работе Бюджетный дефицит