Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:31, контрольная работа
Причин бюджетного дефицита много: экономический спад; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса; значительный оборот теневого капитала; непроизводительные расходы и потери и т.д.
Введение
1. Понятие бюджетного дефицита……………………………………………………………4
2. Исторический аспект формирования бюджетной системы РФ…………….6
3. Проблемы регулирования дефицита бюджета…………………………………….9
Заключение
Список литературы
Приложение
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Государственный бюджет – это совокупность экономических отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами в процессе формирования и распределения централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения народнохозяйственных, социально-культурных и иных потребностей общества.
Государственный бюджет
дает возможность маневрировать
поступающими в распоряжение государства
денежными средствами. Маневрирование
возможно потому, что в бюджете
отсутствует принцип закреплени
Формирование бюджета происходит в ходе реализации бюджетной политики, которая представляет собой совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. Содержание бюджетной политики многогранно и охватывает не только последовательность этапов ее разработки, но и детальную проработку ее функционального и временного аспектов. Бюджетная политика, будучи частью финансовой политики государства, является ядром экономической политики и как таковая выступает средством осуществления экономической и социальной политики государства.
В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит. Но чаще всего расходы превышают доходы. В таком случае возникает дефицит.
Дефицит бюджета обусловлен разными причинами. В одних случаях государство может сознательно идти на увеличение дефицита бюджета. В частности, в целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенно снизить налоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством. Такой дефицит называется структурным дефицитом.
Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, а пассивный — в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и т.п.
Очень часто, особенно в нашей стране и в других странах, происходит искусственное либо завышение, либо занижение истинной величины бюджетного дефицита.
Так, искусственное занижение дефицита бюджета может осуществляться с помощью следующих инструментов:
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом необходимо определить источники финансирования дефицита бюджета. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники: кредиты; государственные займы; бюджетные ссуды; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности и др.
2) внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.
Бюджетным кодексом РФ установлены предельные размеры дефицита бюджетов разных уровней. Так, размер дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год не должен превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов.
2.Исторический аспект формирования бюджетной системы РФ
В течение двух с лишним десятилетий - со времени окончания второй мировой войны до второй половины 60-х годов - экономика СССР находилась в состоянии относительного макроэкономического равновесия. Консервативная политика не допускала появления значительного дефицита бюджета даже в случаях острой нехватки финансовых ресурсов, а относительно высокие темпы роста обеспечивали властям получение финансовых ресурсов, достаточных для осуществления приоритетных проектов. Однако существенное замедление темпов экономического роста во второй половине 60-х годов заметно сузило финансовую базу советского руководства при заметном возрастании амбициозности его намерений. С начала 70-х годов растущий дефицит финансовых ресурсов во все большей мере стал покрываться путем увеличения кредитования экономики со стороны банковской системы, порождая скрытую инфляцию.
В свою очередь, начатая в 1985 году антиалкогольная кампания привела к сокращению продаж алкогольных напитков и, как следствие, - к существенному снижению поступлений налога с оборота. Таким образом, уже в 1985 году, очевидно впервые за послевоенные годы консолидированный бюджет СССР был сведен с дефицитом 2,4 % ВВП.
С 1986 года в связи
с падение мировых цен на
нефть и другие энергоресурсы
привело к дополнительному
В 1988 году правительство повысило закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию при сохранении прежних розничных цен, что автоматически увеличило объем бюджетных субсидий. Дополнительные расходы были вызваны землетрясением в Армении и увеличением минимальной пенсии на 25 % . Величина дефицита поднялась до 9,2 % ВВП и приблизительно на этом уровне сохранялась вплоть до 1991 г.
Неограниченное кредитование экономики продолжалось, хотя и на несколько более низком уровне. Тем не менее, в марте 1993 года расходы федерального бюджета возросли до 63 % ВВП, бюджетный дефицит - до 19 % ВВП. Кредиты бюджету дали половину прироста всех активов Центробанка.
Итогом этого стало
то, что правительство опять
После президентских выборов 1996 года страна не получила ничего нового. Состав и структура Правительства остались без изменений. Бюджет на 1997 год был принят без особых проблем с Государственной Думой. Однако кажущаяся макроэкономическая стабилизация не смогла сократить величину бюджетного дефицита. На самом деле, бюджетный кризис разразился еще в 1996, когда началась эта самая финансовая стабилизация, и у правительства резко сократились возможности извлекать доходы из инфляционного налога.
Уже в первом полугодии 1997 года Правительству пришлось предлагать проект секвестра бюджета страны. Путем сокращения расходной части (в основном уменьшению подверглись расходы на социальный сектор), предлагалось решить проблемы огромного бюджетного дефицита. Однако подобную законодательную инициативу Правительства Госдума не пропустила, поэтому проблему пришлось решать правительственными постановлениями.
Аналогичная ситуация
повторилась и при принятии
основного финансового
Во второй половине 1999 года и 2000 году цены на нефть выросли чуть ли не в два раза и достигли уровня 25 долл. за баррель. Это обстоятельство, а также все еще продолжающийся эффект девальвации позволили бюджет 2000 года свести с профицитом, который составил 112,7 млрд. рублей. Семьдесят процентов этой суммы ушло на погашение внешнего долга РФ.
Таким образом, в 1999-2008 гг. федеральный бюджет РФ исполнялся с профицитом. Сверхпрофицит федерального бюджета РФ направлялся в Стабилизационный фонд (с 2008 г. – Резервный фонд и Фонд будущих поколений). В 2005-2008 гг. профицит федерального бюджета вырос на 84,31 млрд.руб. и составил в 2008 г. 1697,19 млрд.руб.
В 2009 Россия оказалась охвачена полноценным финансовым кризисом. Кризис сопровождался падением промышленного производства и роста ВВП, ростом безработицы, кризисом на рынке кредитования и финансовыми проблемами закредитованных крупных корпораций.
Дефицит федерального бюджета РФ в 2009 году составит 3,617 трлн рублей, или 9,4% ВВП, в 2010 году - 3,186 трлн рублей (7,5% ВВП),
2011 г – 2 трлн 11,7 млрд руб или 4,3 % ВВП, а в 2012 г – 1 трлн 559,2 млрд руб или 3 % ВВП.
В соответствии с принятым в 2010 году трехлетним бюджетом планировалось сократить дефицит бюджета с 5,3% ВВП в 2010 году до 2,9% ВВП в 2013 году и к 2015 году – выйти на нулевой дефицит. Итоги реализации бюджета в 2011 г. приведены в Приложении к работе.
Предполагалось, что снижение дефицита будет осуществляться за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности. Планируется также увеличить доходы бюджета за счет ряда изменений бюджетного и налогового законодательства, в частности, за счет увеличения ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные виды сырья. В целом доходы бюджета должны увеличиться: в 2012 году на 274 млрд. рублей, в 2013 году - на 338 млрд. рублей и в 2014 году – на 530 млрд. рублей.
Действительно, благодаря антикризисным мерам и в результате проводимой финансовой и бюджетной политики, экономика России в 2011 году начала преодолевать кризис, хотя, по оценкам самого правительства, этот процесс еще не завершен. В то же время, общепризнанно и то, что из кризиса экономика нашей страны выходит с ещё более утяжеленной, чем раньше, структурой, с усилившейся экспортно-сырьевой зависимостью. Кроме того, финансовое положение ключевых отраслей сегодня существенно хуже, чем до кризиса, а уровень корпоративных долгов остается на критически высоком уровне. Все эти факторы, безусловно, будут негативно сказываться на темпах экономического роста в ближайшие годы.
Бюджетная политика должна способствовать решению задач повышения конкурентоспособности, модернизации и технологического обновления экономики России. К тому же, пути преодоления дефицита бюджета существуют разные. Можно этого добиваться за счет сокращения государственных расходов. Но это тормозит и развитие экономики, и ее модернизацию, и решение социальных проблем.
Значительно пополнить государственные доходы и способствовать решению социальных проблем могло бы предложение – ввести государственную монополию на производство и оборот этилового спирта, а также установить налог на вмененный доход по всему ликероводочному производству.
В качестве потенциальных резервов пополнения бюджета и финансирования бюджетного дефицита, могли бы стать дополнительные доходы Центрального банка России, полученные в виде процентов по кредитам и депозитам, предоставленным российским коммерческим банкам. (В данном случае речь идет не о прибыли Центробанка, которая почти полностью зачисляется в доход федерального бюджета, а о дополнительных доходах). Как известно, до 2014 года продлена антикризисная норма, по которой в бюджет зачисляется 75% прибыли, полученной Центробанком. До кризиса Банк России был обязан перечислять в казну 50% своей прибыли. В прошедшем 2011 году, по данным Минфина, доходы от ЦБ составили 188,4 млрд. рублей.
Еще одним потенциальным источником пополнения доходов бюджета и финансирования инвестиционных программ развития могло бы стать повышение эффективности управления государственной собственностью и более полноценное зачисление в бюджет дивидендов по госпакетам акций.
Следует отметить, что наряду с этим государство оказывает значительную поддержку многим компаниям в виде взносов в их уставные капиталы. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О Федеральном бюджете Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов» - в 2011 году такие взносы составят более 125 млрд. рублей. Иными словами, в акционерные общества предполагается вложить в 1,6 раза больше бюджетных средств, чем получить доходов от уже находящегося в собственности государства имущества.