Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить причины и особенности финансирования бюджетного дефицита и государственного долга в целом и применительно к РФ, а также анализ бюджетного дефицита, источников его финансирования и государственного долга как важнейших элементов финансовой системы государства, основных их характеристик.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3-5
1. Теоретические основы управления сбалансированностью бюджета………………………………………………………………………….
1.1 Обзор используемой литературы………………………………….6-8
1.2 Понятие и значение бюджетного дефицита………………………8-15
1.3 Классификация источников финансирования дефицита бюджета…………………………………………………………………….15-21
1.4 Сущность государственного долга и методы управления им….22-26
2. Анализ бюджетного дефицита федерального бюджета Российской Федерации………………………………………………………………………..
2.1 Общая характеристика источников финансирования дефицита федерального бюджета……………………………………………………27-30
2.2 Анализ внутреннего государственного долга…………………..31-32
2.3 Анализ внешнего государственного долга…………………….33-34
3. Пути преодоления дефицита федерального бюджета……………….
3.1 Проблемы сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации и методы уменьшения дефицита………………………….....35-42
3.2 Перспективы государственного долга и пути его уменьшения………………………………………………………………..42-46
Заключение……………………………………………………………47-48
СЛОВАРЬ…………………………………………………………….49-50
Список литературы…………………………………………………..51-52

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3-5

1. Теоретические основы  управления сбалансированностью  бюджета………………………………………………………………………….

1.1 Обзор используемой литературы………………………………….6-8

1.2 Понятие и значение бюджетного дефицита………………………8-15

1.3 Классификация источников финансирования дефицита бюджета…………………………………………………………………….15-21

1.4 Сущность государственного долга и методы управления им….22-26

2. Анализ бюджетного  дефицита федерального бюджета  Российской Федерации………………………………………………………………………..

2.1 Общая характеристика  источников финансирования дефицита  федерального бюджета……………………………………………………27-30

2.2 Анализ внутреннего  государственного долга…………………..31-32

2.3 Анализ внешнего государственного  долга…………………….33-34

3. Пути преодоления дефицита федерального бюджета……………….

3.1 Проблемы сбалансированности  федерального бюджета Российской  Федерации и методы уменьшения  дефицита………………………….....35-42

3.2 Перспективы  государственного долга и пути  его уменьшения………………………………………………………………..42-46

Заключение……………………………………………………………47-48

СЛОВАРЬ…………………………………………………………….49-50

Список литературы…………………………………………………..51-52

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проведение  экономических реформ изменило основы функционирования бюджетной системы  страны. Изменились и отношения между органами государственной власти различных уровней, что потребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма. Бюджетная система любого федеративного государства в определенные периоды времени существует в условиях несбалансированности бюджетов. Нормальное функционирование такой системы связано с необходимостью рационального перераспределения бюджетных ресурсов с использованием чёткого механизма её реализации.

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, с которым  в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

Практически невозможно представить себе государство, в  котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.

В долг жили и  продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо  было бы отметить наметившуюся в последнее  время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране.

Причиной несбалансированности является и государственный долг. Обслуживание государственного долга (оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства.

Последнее десятилетие  в России осуществляется поиск эффективных путей реформирования межбюджетных отношений. Сегодня, безусловно, есть необходимость создания научно-обоснованного финансового механизма балансирования бюджетов. При этом большое значение должно иметь качество сбалансированности их бюджетов. Однако следует отметить, что многие теоретические и методические проблемы сбалансированности бюджетов не решены вследствие изменившихся социальных, экономических и политических условий функционирования субъектов Российской Федерации. Всё это и определяет актуальность курсовой работы, особенно во время продолжающегося мирового финансового кризиса.

Объект и  предмет исследования - бюджетный дефицит и государственный долг.

Субъект – Российская Федерация

Цель работы: выявить причины и особенности финансирования бюджетного дефицита и государственного долга в целом и применительно к РФ, а также анализ бюджетного дефицита, источников его финансирования и государственного долга как важнейших элементов финансовой системы государства, основных их характеристик.

При выполнении работы использованы методы финансирования дефицита государственного бюджета, методы управления государственным долгом.

Конкретными задачами этой курсовой работы являются:

* определение  сущности дефицита федерального  бюджета Российской Федерации, источников его финансирования и государственного долга;

* анализ состава  и динамики источников финансирования  дефицита, а также внутреннего  и внешнего государственного  долга;

* анализ современного  состояния и проблем сбалансированности  бюджета Российской Федерации, а также определение возможных перспектив и путей уменьшения дефицита государственного бюджета и государственного долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы управления сбалансированностью бюджета

 

1.1.   Обзор используемой литературы

В данной курсовой работе использовано 16 источников. Из них: Бюджетный Кодекс РФ, Заключение Счетной Палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2008-2011 гг, 9 учебников и 4 электронных источника.

Бюджетный Кодекс РФ гласит о федеральном, региональном и местном бюджетах. Только в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ Государственная Дума может принимать о распределения статей госбюджета. [1]

Мысляева И. М. выделяла в своей книге структурный  и циклический, а также активный и пассивный дефицит [11].

Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга в основном во всех источниках имеют одинаковое содержание. Так, по Годину А. М., бюджетным дефицитом  является превышение расходов над доходами, а государственный долг – это сумма задолженностей государства по размещенным и непогашенным займам [7].

Бюджетная система, по мнению Долан Э.Дж., – один из важнейших  институтов государства. Он считал, что  она позволяет осуществлять регулирование  экономических и социальных процессов в интересах общества. Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического         положения [8].

В данной курсовой работе мы говорим о проблеме финансирования дефицита бюджета, государственного долга и его обслуживания, что является тяжелой ношей для любого государства, поэтому последнее десятилетие в России разрабатываются различные пути уменьшения и устранения государственного долга.

Мысляева И. М. говорит о трех способах финансирования бюджетного дефицита:

  1. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
  2. Долговое финансирование (внутреннее и внешнее);
  3. Увеличение налоговых поступлений в госбюджет. [11]

Монетизация оказывается  достаточно рискованным способом финансирования дефицита бюджета, поскольку может оказывать отрицательное воздействие на состояние платежного баланса. [3]

Годин А. М. утверждал, что  в бюджетах различных уровней  всегда действует принцип сбалансированности, который означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. [7]

О бюджетной системе РФ и ее регулировании написал            Александров И. М.. Он раскрыл такие  вопросы, как: теоретическое содержание и функции федерального бюджета, принципы, методы, методики, порядок формирования бюджета, принципы бюджетного феодализма, содержание и структура федерального бюджета, а также порядок формирования и управления государственным долгом, механизм предоставления государственных и муниципальных кредитов. [4]

Отчетность  о движении средств стабилизационного  фонда предусматривается в составе  бюджетной отчетности. Счетная палата РФ осуществляет проверки фонда в  соответствии с действующим законодательством [12], [2]. О динамике и структуре государственного долга РФ ведут учет статистические органы РФ. [14] Управление средствами стабилизационного фонда осуществляет Министерство финансов РФ. [15]

Эксперты выделяют несколько основных принципов долговой политики РФ в перспективе: безусловное обслуживание обязательств и поддержание высокого кредитного рейтинга, долговременная стратегия и эффективное использование, связь с внешней политикой, обеспечение прозрачности сделок по урегулированию задолженности [9].

 

 

1.2. Понятие и значение бюджетного дефицита

В бюджетах различных  уровней всегда действует принцип  сбалансированности, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации раз мера дефицита бюджета.

Однако достичь  равенства доходов и расходов крайне трудно. Обычно доходы бюджета  превышают его расходы и наоборот. Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета, а превышение расходов над доходами – дефицитом бюджета. [7, 132]

В современном  мире нет государств, которые в  те или иные периоды своей истории  не сталкивались бы с бюджетным дефицитом. Он обусловлен разными причинами. В одних случаях государство может сознательно идти на увеличение дефицита бюджета. В частности, в целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенно снизить налоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством и называется структурным дефицитом.

В отличие от структурного циклический дефицит  в меньшей степени зависит  от сознательной бюджетно-налоговой  политики государства. Он обусловлен общим  спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.

Выделяют также  активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, а пассивный – в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и т.п. [11,163]

Различают краткосрочную  и долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений макроэкономической ситуации по сравнению с той, в которой составлялся бюджет. Это происходит главным образом из-за отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств.

Например, сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти в результате падения экспортных цен, сокращения объемов производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в структуре спроса на изготавливаемую продукцию и снижения ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита государственного бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины, расширением трансфертных платежей в сочетании с введением налоговых льгот, что является весьма популярной мерой перед очередными                       выборами. [11,163-164]

Долгосрочная  несбалансированность бюджета связана  с увеличением разрыва между  государственными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлена  причинами, которые носят более  устойчивый характер. Так, в большинстве развитых странна протяжении последних 15 лет наблюдается устойчивая тенденция к росту дефицита национальных бюджетов. Это обусловлено следующими факторами:

1) увеличение  числа социальных выплат, а значит, социальной нагрузки на бюджет;

2) неблагоприятная  демографическая ситуация, связанная  со старением населения, в результате  чего увеличиваются расходы на  выплату пенсий, ассигнования на  здравоохранение и т.п.;

3) либерализация  налогового законодательства и  как следствие этого снижение величины налоговых ставок (без соответствующей корректировки государственных расходов);

Информация о работе Бюджетный дефицит