Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить причины и особенности финансирования бюджетного дефицита и государственного долга в целом и применительно к РФ, а также анализ бюджетного дефицита, источников его финансирования и государственного долга как важнейших элементов финансовой системы государства, основных их характеристик.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3-5
1. Теоретические основы управления сбалансированностью бюджета………………………………………………………………………….
1.1 Обзор используемой литературы………………………………….6-8
1.2 Понятие и значение бюджетного дефицита………………………8-15
1.3 Классификация источников финансирования дефицита бюджета…………………………………………………………………….15-21
1.4 Сущность государственного долга и методы управления им….22-26
2. Анализ бюджетного дефицита федерального бюджета Российской Федерации………………………………………………………………………..
2.1 Общая характеристика источников финансирования дефицита федерального бюджета……………………………………………………27-30
2.2 Анализ внутреннего государственного долга…………………..31-32
2.3 Анализ внешнего государственного долга…………………….33-34
3. Пути преодоления дефицита федерального бюджета……………….
3.1 Проблемы сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации и методы уменьшения дефицита………………………….....35-42
3.2 Перспективы государственного долга и пути его уменьшения………………………………………………………………..42-46
Заключение……………………………………………………………47-48
СЛОВАРЬ…………………………………………………………….49-50
Список литературы…………………………………………………..51-52

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

Федеральный бюджет в январе-апреле 2010 года исполнен с дефицитом в 3,4% ВВП, по сообщению Минфина. Медленно нарастающий отрицательный баланс госказны складывается на фоне фактического замораживания госрасходов и стагнации доходов – они не растут с середины 2009 года. [9, 32-34]

Минфин подвел итоги исполнения федерального бюджета  в первой трети года 2010 года. Доходы января--апреля составили 2,618 трлн руб., расходы -- 3,063 трлн руб., дефицит бюджета -- 445 млрд руб., или 3,4% ВВП (Рис. 3.1.). Пока это далеко от ожидаемых Минфином к концу года 6,8% ВВП. Отдельно по апрелю ситуация с дефицитом выглядит несколько похуже, чем в целом за четыре месяца. Апрельский дефицит составил 5,7% ВВП против 3,9% в марте. [15]

Следует отметить, что с 2009 года дефицит начал финансироваться из Резервного фонда Российской Федерации, а до этого он лишь формировался. Таким образом счета Резервного фонда стали источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

В апреле 2010 г. Минфин России продолжил реализацию распоряжения Правительства Российской Федерации  от 19 января 2010 г. № 23-р о направлении средств Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета. Часть средств фонда в иностранной валюте на счетах в Банке России, а именно 5,38 млрд. долларов США, 3,99 млрд. евро и 0,78 млрд. фунтов стерлингов, была реализована за 350,00 млрд. рублей, а вырученные средства зачислены на счет по учету средств федерального бюджета. [15; 9, 44-45]

По состоянию  на 1 мая 2010 г. совокупный объем Резервного фонда составил 1 188,70 млрд. рублей, что  эквивалентно 40,59 млрд. долларов США. Остатки  средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда по состоянию на 1 мая 2010 г. составили:

· 18,07 млрд. долларов США;

· 12,42 млрд. евро;

· 3,04 млрд. фунтов стерлингов. [15]

Среди экспертов  есть мнение, что при сохранении современной экономической ситуации, в том числе дефицитного бюджета, Резервный фонд может полностью иссякнуть в 2011 году. Поэтому в обязательном порядке необходимо принять меры по уменьшению дефицита.

Оздоровление  государственного бюджета необходимо осуществлять по нескольким направлениям: увеличение его доходной базы; реструктуризация расходной части бюджета; упорядочение бюджетных процедур. [9, 45-46]

Реструктуризация  доходной части бюджета. Для добросовестных и не имеющих льгот налогоплательщиков уровень налогов чрезмерен. Однако показатели налоговых поступлений необходимо скорректировать на значительные суммы задолженности по налоговым платежам в бюджет, которые увеличивают налоговое бремя на предприятия. Еще одна корректировка может быть сделана на огромное число существующих налоговых льгот. Кроме того, следует учесть, что около трети всех зарегистрированных в России предприятий вообще не платят налоги.

С учетом всех вышеперечисленных  факторов планка изъятия ВВП в  пользу государства поднимается  до максимального значения, при котором начинается массовое уклонение от налогов. Таким образом, в ближайшей перспективе отсутствуют предпосылки сокращения бюджетного дефицита за счет увеличения налоговых поступлений. Поэтому основной прирост доходов бюджета можно получить за счет значительного сокращения количества налоговых льгот и повышения собираемости таможенных платежей и доходов от производства и продажи алкоголя. [9, 48-50

Основные направления  реструктуризации бюджетных расходов. Реальность федерального бюджета определяется как собираемостью средств, так и обоснованностью планируемых затрат. В условиях предельной ограниченности ресурсов государства федеральный бюджет должен разрабатываться на основе четких приоритетов расходования его средств. Для общества важно знать не только то, на что и в каких размерах идут государственные деньги, но и то, в силу каких причин выбраны определенные направления и объемы расходов. [11, 210-212]

При реструктуризации обязательств государства должен выполняться  основной принцип: государство должно давать деньги в первую очередь под реформы. Те сферы, где идут реальные реформы, должны быть обеспечены финансовыми ресурсами в приоритетном порядке.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов важно выделить приоритеты расходования бюджетных  средств: социальные расходы, доля которых возрастает в общем объеме бюджета; в структуре социальных расходов также следует выделить приоритеты: расходы на выплату заработной платы, пенсий; военные расходы, которые отражают приоритетное финансирование расходов на оборонные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. [11,210-212]

Важнейшей задачей  государства является дальнейшая реализация программы экономии государственных  расходов. Однако экономия бюджетных  средств не должна осуществляться в  ущерб малоимущим.

Совершенствование бюджетных процедур. Необходимо пересмотреть политику заимствований для покрытия бюджетного дефицита. Во-первых, во главу  угла должны быть поставлены не потребности  бюджета, а ограничение негативного  влияния на экономический рост бремени обслуживания внутреннего госдолга. Во-вторых, должны быть изменены некоторые принципы работы государства на финансовом                       рынке. [7, 240-242]

Можно предложить также следующие меры:

- осуществлять  составление проекта бюджета  на очередной финансовый год исходя из предельных лимитов финансирования, что упростит работу по подготовке бюджета, сделает его показатели реалистичными;

- увязать составление  бюджета со среднесрочным бюджетным  планированием, что важно для  определения финансовой политики государства на перспективу и выработки программы действий правительства по ее реализации.

В современных  условиях государство должно усилить  свои функции по регулированию экономических  и социальных процессов в обществе, выработать программу эффективных действий, противостоящих развитию бюджетного дефицита.

Некоторые страны доказали, что в условиях, связанных  с резким возрастанием дефицита бюджета, можно добиться сбалансирования  его доходов и расходов, задействуя для этого весь механизм государственного регулирования. Поэтому бюджетный дефицит должен финансироваться за счет резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недостаточности – привлеченных ресурсов. [9, 65-67]

Проблема бюджетного дефицита в России видится экономистам  почти нерешаемой. С одной стороны, власти планируют к 2013 году вдвое уменьшить бюджетную дыру. Но с другой стороны – резервов для этого практически нет, учитывая необходимость выполнять взятые на себя повышенные социальные обязательства, истощение резервных фондов, а также возможную перспективу снижения нефтяных цен. Российские экономисты предсказывают обострение бюджетной проблемы в ближайшие годы. В предвыборный период деньги правительство изыщет. Но затем придется идти на непопулярные меры – от повышения пенсионного возраста до сокращения помощи регионам и увеличения акцизов.

«Президент Дмитрий  Медведев призывает к сокращению дефицита бюджета к 2013 году вдвое  по сравнению с уровнем 2009 года. Минфин ставит эту задачи более жестко. Буквально на днях Алексей Кудрин озвучил свои проектировки, согласно которым бюджетный дефицит, который в 2009 году составил почти 6%, а сегодня – около 5,4%, должен сократиться к 2011 году до 4%, в 2012-м – составить 3%, а к 2015 году – 0%. [16]

Но как этого добиться, не совсем понятно», – заявил вчера на пресс-конференции ведущий эксперт Центра развития ГУ-ВШЭ Андрей Чернявский. По его словам, в Бюджетном послании можно увидеть и признаки подготовки к повышению пенсионного возраста. «Если мы хотим одновременно добиться приемлемого соотношения пенсий с заработной платой и при этом не допустить дефицита пенсионной системы, то в среднесрочной перспективе мы должны будем принимать подобные решения. В противном случае это поручение выполняться не будет», – объясняет Чернявский.

Для решения проблемы дефицита бюджета придется идти на жертвы, и аналитики уже знают, где ждать сокращения затрат. По их мнению, под секвестр попадут образование, здравоохранение, национальная экономика и трансферты регионам. «Если в этом году по направлению «национальная экономика» тратили около 3% ВВП, то в 2011-м – это будет 2,4%, в 2012-м – 1,5%, а в 2013-м – еще меньше, – полагает Чернявский. – Сложно одновременно поддерживать высокий уровень затрат на социальные обязательства и при этом сокращать дефицит бюджета». [16]

В свою очередь, директор департамента стратегического анализа  компании ФБК Игорь Николаев отметил  тот факт, что если сравнивать приоритеты в проведении антикризисной политики в России и других странах, то у  нас власти очень любят говорить о социальной защищенности граждан. «Но теперь выбраться из этой ловушки, в которую власти сами себя и загнали, будет очень сложно. Ближайшие два года в России являются выборными, и власти не смогут пойти на отмену обязательств, которые сами же на себя и взвалили. Но как их выполнить в условиях, когда цены на нефть могут пойти вниз – об этом, кстати, заявил и господин Кудрин, – пока непонятно». Аналитики ФБК согласны с тем, что 60–65 долларов за баррель – это вполне реальная оценка ближайших перспектив, учитывая, что нефтяной рынок сегодня во многом спекулятивный. К тому же, когда у России были средства, сконцентрированные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, можно было идти на внешние заимствования. Однако скоро этих средств не будет, и тогда условия кредитов резко поменяются, причем не в лучшую для нас сторону.

«Отрадным является лишь тот факт, что и само руководство  страны стало понимать всю опасность, – говорит Николаев. – Например, я отметил для себя, что в  Бюджетном послании президента была отмечена важность «повышения эффективности социальной защиты». Переводя с чиновничьего языка – это не повышение социальной защищенности, а лишь ее эффективности. Отрезвление все-таки наступает». [16]

По его мнению, на 2011–2012 годы средства для выполнения всех принятых обязательств найдутся, но сложнее будет позже, когда откроется так называемое окно политических возможностей – то есть возможность принимать непопулярные меры. И первой из них станет скорее всего повышение пенсионного возраста, уверенно говорит он. «Скорее всего можно будет ждать повышения акцизов, сокращения помощи регионам и, что самое печальное, снижения затрат по статье «национальная экономика». Тогда как вложения в инфраструктуру, транспорт, ЖКХ и т.д. могли бы позволить стране быстрее выйти из кризиса.

Впрочем, глава управления экспертно-аналитической деятельности Аналитического центра при правительстве  РФ Леонид Богданов считает, что нет  ничего страшного в том, что Россия будет в ближайшие годы жить в  условиях бюджетного дефицита и будет вынуждена занимать средства для его снижения. «Многие страны, в том числе и развитые, имеют куда более высокие показатели дефицита, и ничего страшного не происходит, – отметил он. – Мексика, Турция, Таиланд не имеют никаких суверенных фондов, однако это не мешает им занимать деньги на довольно выгодных условиях». В ответ Чернявский пояснил, что занимать придется довольно много. «Не 5 миллиардов, как в этом году, а 30 миллиардов долларов и больше, – отметил он. – Но ситуация в мире меняется в худшую сторону, так что стоимость заемных денег будет только расти». [16]

 

 

3.2 Перспективы  государственного долга и пути  его уменьшения

Анализ Счетной  палаты показывает, что объем государственного долга в 2010 году составит 5 499,2 млрд. рублей, что на 1 575,8 млрд. рублей, или в 1,4 раза, больше показателя, утвержденного на 2009 год. Предусматривается некоторое снижение темпов роста объемов государственного долга (с 40,2 % в 2010 году до 17,8 % в 2012 году), а его объем в 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличится в 2,1 раза. [12, 2]

Структура государственного долга в 2010 - 2012 годах несколько  изменится: доля внутреннего долга  сократится с 64,1 % в начале 2010 года до 52,5% в конце 2012 года, соответственно доля государственного внешнего долга  вырастет с 35,9 % до 47,5%.

Существенно возрастает долговая нагрузка на федеральный бюджет: показатель отношения объема государственного долга к ВВП увеличится с 9,7 % в 2009 году до 15,4 % на конец 2012 года. [15, 2]

В настоящее  время Правительство Российской Федерации исходит в своей долговой деятельности из необходимости:

- создания условий  для повышения значения государственных  заимствований в качестве основного  источника рефинансирования государственного  долга;

- ограничения  объема государственных заимствований  объемом погашения государственного долга;

- увеличения  удельного веса внутреннего долга  в структуре государственного  долга;

- снижения расходов  на обслуживание государственного  долга;

- ограничения  привлечения средств международных  финансовых организаций финансированием проектов в области инфраструктуры, имеющих общегосударственное значение. [9, 87-90]

Эти направления  долговой политики успешно реализуются  Правительством России, а также основными  целями долговой стратегии считаются  следующие:

- сохранение  объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета;

- осуществление  государственных внутренних заимствований  в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах;

- изменение  структуры государственного долга  Российской Федерации в части  дальнейшего увеличения удельного  веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга. [9,87-90]

Россия сейчас активно использует метод погашения  внешней задолженности товарными  поставками, но остальные приемы находятся  в забвении. Перспективой могут стать  обмен долговых обязательств на акции приватизированных предприятий, выкуп долгов правительства на рублевые средства с последующим направлением их на инвестиции. От проведения таких операций Россия получит не только облегчение долгового бремени, но и оживление работы по осуществлению программы приватизации и дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики. [4, 386-387]

Информация о работе Бюджетный дефицит