Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить причины и особенности финансирования бюджетного дефицита и государственного долга в целом и применительно к РФ, а также анализ бюджетного дефицита, источников его финансирования и государственного долга как важнейших элементов финансовой системы государства, основных их характеристик.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3-5
1. Теоретические основы управления сбалансированностью бюджета………………………………………………………………………….
1.1 Обзор используемой литературы………………………………….6-8
1.2 Понятие и значение бюджетного дефицита………………………8-15
1.3 Классификация источников финансирования дефицита бюджета…………………………………………………………………….15-21
1.4 Сущность государственного долга и методы управления им….22-26
2. Анализ бюджетного дефицита федерального бюджета Российской Федерации………………………………………………………………………..
2.1 Общая характеристика источников финансирования дефицита федерального бюджета……………………………………………………27-30
2.2 Анализ внутреннего государственного долга…………………..31-32
2.3 Анализ внешнего государственного долга…………………….33-34
3. Пути преодоления дефицита федерального бюджета……………….
3.1 Проблемы сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации и методы уменьшения дефицита………………………….....35-42
3.2 Перспективы государственного долга и пути его уменьшения………………………………………………………………..42-46
Заключение……………………………………………………………47-48
СЛОВАРЬ…………………………………………………………….49-50
Список литературы…………………………………………………..51-52

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

Большое значение для повышения эффективности  государственной долговой деятельности будут иметь единая долговая политика, единство планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению внешних и внутренних государственных заимствований. Всё это позволит:

- оптимизировать  сроки обращения, погашения и  доходности государственных ценных  бумаг;

- минимизировать  неблагоприятные воздействия колебания курса иностранной валюты и процентных ставок на международных финансовых рынках на величину и стоимость государственных заимствований;

- оптимизировать  бюджетные расходы на обслуживание  государственного долга;

- своевременно  и в полном объеме выполнять обязательства перед внутренними и внешними кредиторами. [4, 388-389]

Оптимизация структуры  государственного долга на основе создания эффективной системы управления позволит укрепить доверие кредиторов к Российскому государству как  надежному заемщику, обеспечит полноценное и выгодное участие государства на внутреннем финансовом рынке и достойный выход в ближайшее время на рынок внешних заимствований, создаст более благоприятные условия для продолжения осуществления политики сокращения долговой нагрузка на экономику и бюджет государства.

Эксперты выделяют следующие основные принципы долговой политики Российской Федерации в  перспективе. [9, 83-87]

Во-первых, безусловное  обслуживание обязательств и поддержание  высокого кредитного рейтинга. Для  получения инвестиционного рейтинга при формировании долговой политики важно обеспечить поддержание высокого уровня доверия кредиторов, безусловное и своевременное выполнение долговых обязательств.

Во-вторых, долговременная стратегия и эффективное использование. Необходимо усилить долговременную ориентацию долговой политики, покончить с ее подчиненностью решению текущих бюджетных проблем. Долговая стратегия должна характеризоваться комплексным подходом, учитывающим особенности общей экономической стратегии развития России, ее валютной, денежно-кредитной, финансовой, инвестиционной политики. Активная долговая стратегия должна состоять, по крайней мере, из трех составных частей: стратегии обслуживания имеющегося долга, стратегии привлечения новых финансовых ресурсов и стратегии использования заемных средств. При этом для реализации целей активной долговой стратегии необходимо повысить гибкость и оперативность в принятии решений по вопросам управления государственным                 долгом. [9, 83-84]

В-третьих, связь  с внешней политикой. Россия должна активнее, чем в прошлом, отстаивать свои интересы в сложившейся мировой системе управления кредитно-долговыми отношениями.

В-четвертых, обеспечение  прозрачности сделок по урегулированию задолженности. Имеющаяся система  отчетности о государственном долге отличается высокой степенью закрытости, прежде всего для участников финансовых рынков - потенциальных инвесторов с точки зрения объема доступной для них информации о наиболее важных аспектах политики и операций по управлению долгом. Между тем, прозрачность режима принятия решений, четкость правил и процедур осуществления операций по управлению государственным долгом способствует укреплению доверия кредиторов и инвесторов к долговым обязательствам государства. Это, в свою очередь, повышает эффективность проводимых операций по управлению государственными долговыми обязательствами и в долгосрочной перспективе может привести к снижению стоимости обслуживания государственного долга. [9, 84-85]

И, наконец, следует  отметить, что развитие рынка государственных заимствований в качественном направлении будет способствовать решению правительственных задач по удержанию рейтинга Росси как первоклассного заемщика, обеспечивающего безусловное, своевременное и полное выполнение всех обязательств по государственному долгу. [9, 86-87]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее  время частым явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит. С недавнего  времени дефицитным стал и федеральный  бюджет российской Федерации. Бюджетный  дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики.

Существуют  различные способы финансирования бюджетного дефицита. Если оно осуществляется за счет эмиссии денег, то это приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.

Бюджетный дефицит  неразрывно связан с понятием государственного долга, который, в зависимости от источников займа, может быть внутренним и внешним. Значительная государственная задолженность негативно влияет на экономику: ведет к усилению поляризации общества, отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливают бюджетный дефицит. Внешний государственный долг (задолженность другим странам, иностранным компаниям, банкам и международным экономическим организациям) погашается за счет выручки от экспорта, что также может отрицательно сказываться на темпах экономического развития.

Позитивные  сдвиги в структуре бюджета достигаются  сокращением нерациональных государственных  затрат, урегулированием межбюджетных отношений, а главное - в результате налоговой реформы.

К важнейшим  законодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.

Современное экономическое  состояние Российской Федерации характеризуется дефицитным бюджетом (начиная с 2009 года). Основная доля источников финансирования дефицита бюджета приходится на внутреннее финансирование. В результате сильно истощается Резервный фонд, который используется как один из основных источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Кроме того, постоянно  увеличиваются суммы государственного долга, как внутреннего, так и  внешнего. В перспективе ожидается  дальнейшее увеличение задолженности.

Исходя из всего  этого, можно сделать вывод, что данные явления оказывают неблагоприятное воздействие на развитие страны в целом. Поэтому Правительству необходимо разрабатывать и реализовывать специальные программы, как для снижения дефицита бюджета, так и для уменьшения внутренней и внешней задолженности. Только принятие эффективных мер в этих направлениях будет содействовать социально-экономическому развитию России.

 

 

 

 

 

 

 

СЛОВАРЬ

 

«Встроенный стабилизатор»  –  это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВВП на изменение совокупного спроса

Бюджет  – Бюдже́т (от старонормандского bougette — кошель, сумка, кожаный мешок) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над его доходами

Бюджетный кодекс РФ – кодифицированный нормативно-правовой акт, содержащий правила формирования и исполнения бюджетов всех уровней в Российской Федерации.

Бюджетный профицит – превышение доходов над его расходами

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности

Деньги - специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Денежная  эмиссия – выпуск в обращение новых денег, увеличение обращающейся денежной массы.

Инфляция  – (Inflatio — вздутие) — процесс уменьшения стоимости денег, в результате которого на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объём товаров и услуг. На практике это выражается в увеличении цен.

Монетизация – это процесс конвертации чего-либо в законное платёжное средство

 Муниципальный  долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования.

 Налоги  – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Сбалансированность – равенство правительственных расходов c общими поступлениями за вычетом государственных займов

Сеньораж – доход от эмиссии денег

Счетная палата РФ – парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации

Федеральный бюджет РФ – это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

Финансирование бюджета – привлечение правительством заемных средств в качестве источников для покрытия дефицита.

Ценные  бумаги – документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998г., № 145-ФЗ.
    2. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2008-2011 гг. - Москва, 2011
    3. Агапова, Т. А.. Макроэкономика  / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина // Макроэкономика: Учебник; М.: Дело и сервис – 2004 г. – 416с.
    4. Александров, И. М.. Бюджетная система РФ / И.М. Александров // Бюджетная система РФ.: Москва, Дашков и К° - 2007 г. – 485с
    5. Бункина, М.К., Макроэкономика / М. К. Бункина, А. М. Семенов, В. А. Семенова // Макроэкономика, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, – 2002 г. – 287с
    6. Галаева, Е.В., Макроэкономика / Е. В. Галаева, А.А. Корсакова Е.В Назаров. // Макроэкономика. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права – М.: 2003 г. – 269с.
    7. Годин, А. М., Бюджетная система Российской Федерации /      А. М. Годин, Н. С. Максимова, И. В. Подпорина // Бюджетная система Российской Федерации – М.: Дашков и Ко –             2006 г. – 568с.
    8. Долан, Э.Дж. Макроэкономика / Долан Э.Дж., Линдсей Д. // Макроэкономика (перев. С англ. В.Лукашевича и др.; под общ.ред. Б. Лисовика и др) – 1994
    9. Куликов, Н.И., Современная Бюджетная система России / Н. И. Куликов, Л.Н. Чайникова, Е.Ю. Бабенко. // Современная бюджетная система России – Тамбов ТГТУ – 2007г. – 105с
    10. Маневич В.Е. / Теоретическая система Кейнса. Институт проблем рынка РАН. Бизнес и банки – 2006 г. – 516с
    11. Мысляева И. М. / Государственные и муниципальные финансы / Москва, ИНФРА-М – 2007 г. – 357с.
    12. http://ach.gov.ru / Счетная палата РФ
    13. http://budgetrf.ru  / Заключение Счетной палаты РФ
    14. http://gks.ru / Статистика РФ
    15. http://minfin.ru / Министерство Финансов РФ
    16. http://www.openbudget.ru / Куликов, С.  Ловушка для бюджета. Для сокращения текущего дефицита России придется лезть в долги или уповать на подорожание нефти. / С. Куликов // Открытый бюджет России.

Информация о работе Бюджетный дефицит