Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы дефицита государственного бюджета и пути его решения в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ………………………………………………………5-14
1.1.Понятие государственного бюджета и его экономическое значение……………………………………………….....5-7
1.2. Классификация доходов и расходов государственного бюджета РФ…....7-14
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..15-27
2.1. Бюджетная система: структура и принципы РФ…………………………15-19
2.2. Проблемы дефицита государственного бюджета……………………….19-24
2.3. Ближайшие перспективы развития бюджета……………………………24-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28-30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………31-32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………33
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ……………………………………………………
1.1.Понятие государственного
бюджета и его экономическое
значение…………………………………………………………
1.2. Классификация доходов и расходов государственного бюджета РФ…....7-14
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..15-27
2.1. Бюджетная система: структура и принципы РФ…………………………15-19
2.2. Проблемы дефицита государственного бюджета……………………….19-24
2.3. Ближайшие перспективы
развития бюджета……………………………24-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Бюджет любого государства
представляет собой официальный
документ, в котором содержится свод
доходов и расходов на очередной
финансовый год. Согласно этому законодательному
акту страна живет в течение всего
года; вся деятельность любой власти
подчинена одному – разработке,
принятию и исполнению этого документа.
В современных экономических
условиях ни одна цивилизованная страна
не может жить без бюджета. Россия
относится к числу
Сейчас же проблема бюджетного дефицита в России очень актуальна: не проходит и дня, чтобы какая-нибудь газета или теле-, радиостанция не сообщили бы о долгах России и проблемах их реструктуризации и возмещения; о денежной эмиссии и ее влиянии на цены через инфляцию и прочее.
Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы дефицита государственного бюджета и пути его решения в современных условиях.
Задачи:
- рассмотреть понятие
государственного бюджета и
- классификацию доходов и расходов в государственном бюджете;
- раскрыть основные черты бюджетного устройства;
- проанализировать проблемы дефицита государственного бюджета.
Для России парадоксально то, что наш бюджетный дефицит формируется исключительно из долгов – как внутренних, так и внешних. Безумная политика бесконечных займов, начатая еще советскими руководителями, была с успехом продолжена и современными российскими правителями. В итоге наш внешний долг составляет на современном этапе порядка 150 млрд. долл. США. Самое поразительное в этой ситуации то, что взятые в долг деньги никогда на российскую экономику не работали – по большей части они оказывались на личных счетах высокопоставленных чиновников и их семей. Аналогично и с внутренним долгом.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка из 19 источников и одного приложения.
ГЛАВА 1. СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие государственного бюджета и его экономическое значение
В современных условиях развития
государства и общества особое значение
имеет государственный бюджет, представляющий
собой главный инструмент государственной
политики. Все ведущие современные
экономические учения рассматривают
бюджетное перераспределение
Особую роль государственный бюджет приобрёл в условиях мирового экономического кризиса. Как показал опыт 2010 – 2012 гг. во многих странах, в том числе в России, именно бюджетное финансирование государственных мер способствовало стабилизации национальных экономик, остановке экономического спада, созданию условий для восстановления роста экономической активности, сохранению социальной стабильности.
Формирование государственного
бюджета, определение его доходных
и расходных статей является постоянным
полем политических и научных
дискуссий по поводу обеспечения
эффективности и
Федеральный бюджет – ведущее
звено бюджетной системы
В России правовой основой формирования федерального бюджета является Конституция Российской Федерации. Статья 71 основного закона устанавливает, что «… в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития» [1]. Более детализированное правовое регулирование вопросов формирования и исполнения федерального бюджета содержит Бюджетный кодекс.В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия:
« бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации , регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации , местных бюджетов и бюджетов государственных вне бюджетных фондов;
доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления;
расход бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления;
дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами;
профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами»[2].
1.2 Классификация доходов и расходов в Государственном бюджете РФ
Доходы федерального бюджета представляют собой денежные средства , поступающие в распоряжение федерального центра в безвозмездном и безвозвратном порядке. В соответствии с общепринятым правилом, доходы подразделяют на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления, а структурно - на группы, подгруппы, статьи, подстатьи, и элементы доходов, предусмотренные бюджетной классификацией.
Налоговые доходы администрируются Федеральной налоговой службой (ФНС России) и зачисляются в федеральный бюджет по установленным ставкам от федеральных налогов и сборов. Некоторые из них за счёт изменения нормативов отчислений и перераспределения доходов могут выступать в качестве регулирующих. При этом определённая часть сумм из налоговых поступлений направляется в нижестоящие бюджеты (в объёме, предусмотренном законодательством о бюджете на текущий год и плановый период) [12, c.65].
Кроме того, перечисления осуществляются в виде трансфертов: дотаций, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе и предназначены для обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов по доходам и расходам, а так же субсидии в интересах реализации проектов, программ и иных расходов, финансируемых совместно за счёт федерального бюджета, средств региональных бюджетов и иных ( в том числе внебюджетных) источников.
По данным отчётов, доля налоговых поступлений в России в настоящее время невысока. Удельный вес данных поступлений в общей сумме доходов федерального бюджета за последние годы уменьшался:
в 2009г. – 59,6%,
в 2010г. – 56,4%,
в 2011г. – 41,1%.
В 2012г. поступление налоговых доходов было запланировано на уровне 44,7 - 50,3% (от общих доходов бюджета). Однако, по предварительным оценкам, этот показатель достиг 53%. Тем не менее, из приведённых данных видно, что за истёкшие четыре года налоговая доля в структуре доходов бюджета снизилась в среднем на 7 – 9%.
Неналоговые доходы бюджета администрируются Федеральной таможенной службой (ФТС России) и другими администраторами доходов из числа министерств и ведомств федерального уровня. В части этих доходов федеральный бюджет формируется за счёт доходных поступлений от внешнеэкономической деятельности:
таможенных платежей, пошлин и сборов;
доходов от использования и продажи имущества и активов, находившихся в государственной собственности;
ряда других платежей, доходов и сборов.
Здесь так же учитывается прибыль Банка России.
К неналоговым доходам отнесены страховые взносы на обязательное социальное страхование и собственные доходы бюджетов, включая возврат остатков субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и доходы от возврата таких остатков. Они администрируются теми государственными органами, к компетенции которых относятся соответствующие бюджеты и фонды.
Разделение бюджетных доходов на налоговые и неналоговые выглядит в достаточной степени условным. Например, через ФТС России на единый счёт бюджета поступает налог на добавленную стоимость, взимаемый (наряду с таможенной пошлиной) при совершении импортных торговых операций. За счёт возможности регулирования нормативов отчислений от неналоговых доходов в интересах их перераспределения между бюджетами бюджетной системы, часть из них (так же, как и налоги) может выступать в качестве регулирующих [12, c.32].
Обязательные платежи, взимаемые
с физических и юридических лиц
при осуществлении импортно-
Получается, что соотнесение
таможенных платежей в структуре
бюджета с неналоговой частью
доходов ничем не обосновано, хотя
в полнее может быть оправдано
политическими мотивами, организационными
причинами или иными
Соотношение объёмов налоговых и неналоговых доходов бюджета придаётся достаточно большое значение при использовании этого показателя(в качестве формального критерия) в следующих целях:
Определение уровня развития налоговых систем;
Оценка совершенства тех или иных экономических моделей;
Сравнение характеристик экономики с аналогичными макроэкономическими показателями зарубежных стран (зачастую проводится с использованием инструментов оценки, ориентированных на западные подходы и методики).
В интересах формирования
доходной части федерального бюджета
действуют так называемые главные
администраторы доходов из числа
министерств, ведомств и учреждений
федерального уровня, которые осуществляют
контроль за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты
налогов и пошлин, производят начисление,
учёт и взыскание установленных
сумм платежей, являющихся доходами бюджетов
бюджетной системы, пеней, штрафов
по ним, и принимают решения о
возврате излишне уплаченных сумм,
всоответствии с