Бюджетный дефицит в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы дефицита государственного бюджета и пути его решения в современных условиях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ………………………………………………………5-14
1.1.Понятие государственного бюджета и его экономическое значение……………………………………………….....5-7
1.2. Классификация доходов и расходов государственного бюджета РФ…....7-14
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..15-27
2.1. Бюджетная система: структура и принципы РФ…………………………15-19
2.2. Проблемы дефицита государственного бюджета……………………….19-24
2.3. Ближайшие перспективы развития бюджета……………………………24-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28-30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………31-32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

пример курсовой по экономике!.docx

— 65.86 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

                                                                                                                                  Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4

ГЛАВА 1. СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ…………………………………………………………………………………5-14

1.1.Понятие государственного  бюджета и его экономическое  значение………………………………………………………………………….....5-7

1.2. Классификация доходов и расходов государственного бюджета РФ…....7-14

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..15-27

2.1. Бюджетная система: структура и принципы РФ…………………………15-19

2.2. Проблемы дефицита государственного бюджета……………………….19-24

2.3. Ближайшие перспективы  развития бюджета……………………………24-27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28-30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………31-32

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………33

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджет любого государства  представляет собой официальный  документ, в котором содержится свод доходов и расходов на очередной  финансовый год. Согласно этому законодательному акту страна живет в течение всего  года; вся деятельность любой власти подчинена одному – разработке, принятию и исполнению этого документа. В современных экономических  условиях ни одна цивилизованная страна  не может жить без бюджета. Россия относится к числу цивилизованных стран, поэтому также не обходится  без бюджета. Хотя каких-то несколько  десятков лет назад вышеприведенные  слова к нам не относились. Мы жили в эпоху административно-командной  системы, где государство планировало  всю экономику (и не только) и бюджет существовал  в виде сметы. Поэтому  в то время никто ничего не знал о дефиците бюджета и о том, каким большим злом он является.

Сейчас же проблема бюджетного дефицита в России очень актуальна: не проходит и дня, чтобы какая-нибудь газета или теле-, радиостанция не сообщили бы о долгах России и проблемах их реструктуризации и возмещения; о денежной эмиссии и ее влиянии на цены через инфляцию и прочее.

Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы дефицита государственного бюджета и пути его решения в современных условиях.

Задачи:

- рассмотреть понятие  государственного бюджета и его  экономическое значение;

- классификацию доходов  и расходов в государственном  бюджете;

- раскрыть основные черты  бюджетного устройства;

- проанализировать проблемы  дефицита государственного бюджета.

Для России парадоксально то, что наш бюджетный дефицит формируется исключительно из долгов – как внутренних, так и внешних. Безумная политика бесконечных займов, начатая еще советскими руководителями, была с успехом продолжена и современными российскими правителями. В итоге наш внешний долг составляет на современном этапе порядка 150 млрд. долл. США. Самое поразительное в этой ситуации то, что взятые в долг деньги никогда на российскую экономику не работали – по большей части они оказывались на личных счетах высокопоставленных чиновников и их семей. Аналогично и с внутренним долгом.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка из 19 источников и одного приложения.

 

ГЛАВА 1. СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1 Понятие государственного бюджета и его экономическое значение

 

В современных условиях развития государства и общества особое значение имеет государственный бюджет, представляющий собой главный инструмент государственной  политики. Все ведущие современные  экономические учения рассматривают  бюджетное перераспределение как  основной способ воздействия на макроэкономическую стабильность и уровень жизни. В  макроэкономике государственный бюджет обеспечивает [12, c.65]:

  • формирование совокупного спроса;
  • регулирование доходов населения;
  • регулирование уровня безработицы;
  • регулирование процентных ставок;
  • воздействие на инфляцию;
  • стимулирование инвестиций;
  • развитие социально-экономической инфраструктуры;
  • экономический рост.

Особую роль государственный  бюджет приобрёл в условиях мирового экономического кризиса. Как показал опыт 2010 – 2012 гг. во многих странах, в том числе в России, именно бюджетное финансирование государственных мер способствовало стабилизации национальных экономик, остановке экономического спада, созданию условий для восстановления роста экономической активности, сохранению социальной стабильности.

Формирование государственного бюджета, определение его доходных и расходных статей является постоянным полем политических и научных  дискуссий по поводу обеспечения  эффективности и результативности государственного управления, поиска правильного пути развития государства, создание условий достойного уровня жизни его граждан. Данные проблемы весьма актуальны для современной России, в которой в силу сложившейся системы управления роль федерального бюджета многократно усиливается.

Федеральный бюджет – ведущее  звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории(налоги, государственный долг, государственные расходы, бюджетный дефицит, межбюджетные и социальные трансферты). В тоже время с правовых позиций федеральный бюджет рассматривается как основной финансовый закон страны, финансовый план государства на трёхлетний период [7, c.43].

В России правовой основой  формирования федерального бюджета  является Конституция Российской Федерации. Статья 71 основного закона устанавливает, что «… в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития» [1]. Более детализированное правовое регулирование вопросов формирования и исполнения федерального бюджета содержит Бюджетный кодекс.В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия:

« бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации , регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации , местных бюджетов и бюджетов государственных вне бюджетных фондов;

  доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации,  органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления;

расход бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления;

дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами;

профицит бюджета –  превышение доходов бюджета над  его расходами»[2].

 

1.2 Классификация доходов  и расходов в Государственном  бюджете  РФ

 

Доходы федерального бюджета  представляют собой денежные средства , поступающие в распоряжение федерального центра в безвозмездном и безвозвратном порядке. В соответствии с общепринятым правилом, доходы подразделяют на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления, а структурно - на группы, подгруппы, статьи, подстатьи, и элементы доходов, предусмотренные бюджетной классификацией.

Налоговые доходы администрируются Федеральной налоговой службой (ФНС России) и зачисляются в федеральный бюджет по установленным ставкам от федеральных налогов и сборов. Некоторые из них за счёт изменения нормативов отчислений и перераспределения доходов могут выступать в качестве регулирующих. При этом определённая часть сумм из налоговых поступлений направляется в нижестоящие бюджеты (в объёме, предусмотренном законодательством о бюджете на текущий год и плановый период) [12, c.65].

Кроме того, перечисления осуществляются в виде трансфертов: дотаций, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе и предназначены для обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов по доходам и расходам, а так же субсидии в интересах реализации  проектов, программ и иных расходов, финансируемых совместно за счёт федерального бюджета, средств региональных бюджетов и иных ( в том числе внебюджетных) источников.

По данным отчётов, доля налоговых  поступлений в России в настоящее время невысока. Удельный вес данных поступлений в общей сумме доходов федерального бюджета за последние годы уменьшался:

  в 2009г. – 59,6%,

в 2010г. – 56,4%,

в 2011г. – 41,1%.

В 2012г. поступление налоговых доходов было запланировано на уровне 44,7 - 50,3% (от общих доходов бюджета). Однако, по предварительным оценкам, этот показатель достиг 53%. Тем не менее, из приведённых данных видно, что за истёкшие четыре года налоговая доля в структуре доходов бюджета снизилась в среднем на 7 – 9%.

Неналоговые доходы бюджета  администрируются Федеральной таможенной службой (ФТС России) и другими  администраторами доходов из числа  министерств и ведомств федерального уровня. В части этих доходов федеральный бюджет формируется за счёт доходных поступлений от внешнеэкономической деятельности:

таможенных платежей, пошлин и сборов;

доходов от использования  и продажи имущества и активов, находившихся в государственной собственности;

ряда других платежей, доходов и сборов.

Здесь так же учитывается  прибыль Банка России.

К неналоговым доходам  отнесены страховые взносы на обязательное  социальное страхование и собственные  доходы бюджетов, включая возврат  остатков субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и доходы от возврата таких остатков. Они администрируются теми государственными органами, к компетенции которых относятся соответствующие бюджеты и фонды.

Разделение бюджетных  доходов на налоговые и неналоговые  выглядит в достаточной степени  условным. Например, через ФТС России  на единый счёт бюджета поступает  налог на добавленную стоимость, взимаемый (наряду с таможенной пошлиной) при  совершении импортных торговых операций. За счёт возможности регулирования нормативов отчислений от неналоговых доходов в интересах их перераспределения между бюджетами бюджетной системы, часть из них (так же, как и налоги) может выступать в качестве регулирующих [12, c.32].

Обязательные платежи, взимаемые  с физических и юридических лиц  при осуществлении импортно-экспортных операций в виде таможенных пошлин и сборов, также относят к разряду  неналоговых. Однако по своей сути она (так же, как и налоги) являются фискальными инструментами, имеющими определённое количество, ставки и преференции, установленные законодательством. Иначе говоря, они представляют собой нечто иное, кА налоги в рамках таможенной системы, которые просто иначе называются, но не меняют своего сущностного содержания, предназначения и смысла, не смотря на определение.

Получается, что соотнесение  таможенных платежей в структуре  бюджета с неналоговой частью доходов ничем не обосновано, хотя в полнее может быть оправдано  политическими мотивами, организационными причинами или иными соображениями, но никак не экономическим смыслом  преобразований (начиная с 2005 года таможенные платежи России переведены из разряда  налоговых в разряд неналоговых  доходов). В защиту этого,  казалось бы, очевидного вывода можно привести и другие веские основания [4, c.12].

Соотношение объёмов налоговых  и неналоговых доходов бюджета  придаётся достаточно большое значение при использовании этого показателя(в качестве формального критерия) в следующих целях:

Определение уровня развития налоговых систем;

Оценка совершенства тех  или иных экономических моделей;

Сравнение характеристик экономики с аналогичными макроэкономическими показателями зарубежных стран (зачастую проводится с использованием инструментов оценки, ориентированных на западные подходы и методики).

В интересах формирования доходной части федерального бюджета  действуют  так называемые главные  администраторы доходов из числа  министерств, ведомств и учреждений федерального уровня, которые осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и пошлин, производят начисление, учёт и взыскание установленных  сумм платежей, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы, пеней, штрафов  по ним, и принимают решения о  возврате излишне уплаченных сумм, всоответствии с законодательством  РФ.

Информация о работе Бюджетный дефицит в России