Бюджетный дефицит в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы дефицита государственного бюджета и пути его решения в современных условиях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ………………………………………………………5-14
1.1.Понятие государственного бюджета и его экономическое значение……………………………………………….....5-7
1.2. Классификация доходов и расходов государственного бюджета РФ…....7-14
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..15-27
2.1. Бюджетная система: структура и принципы РФ…………………………15-19
2.2. Проблемы дефицита государственного бюджета……………………….19-24
2.3. Ближайшие перспективы развития бюджета……………………………24-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28-30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………31-32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

пример курсовой по экономике!.docx

— 65.86 Кб (Скачать)
  • Право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • Наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • Право органов государственной власти и органов местного самоуправления  самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
  • Недопустимость изъятия доходов, дополнительно получаемых в ходе  исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов  означает,  что все доходы и  расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов  и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объёме.

Принцип сбалансированности бюджета – каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и  экономности и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного  бюджетом объёма средств.

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета  должны  покрываться общей суммой из источников финансирования его дефицита.

Гласность – это обязательное  опубликование в открытой печати утверждённых бюджетов и отчётов  об их исполнении, полнота представления  информации о ходе исполнения бюджетов , а так же доступность иных сведений по решению законодательных органов  государственной власти, органов  местного самоуправления.

Достоверность бюджета означает надёжность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории  и реалистичность расчёта доходов  и расходов бюджета.

Адресность и целевой  характер бюджетных средств –  бюджетные средства выделяются в  распоряжении конкретных получателей  бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Обобщая содержание принципов  построения бюджетной системы, получивших отражение в Бюджетном кодексе  РФ, можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических  и социальных программ, а также  перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.

Правительство России исходит  из того, что сохранение и укрепление единого государства возможно только на основе самостоятельности федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и  местных бюджетов, участия всех территорий в финансировании расходов соответствующих  бюджетов через применение единых подходов к формированию доходной части бюджетов.

 

              2.2. Проблема дефицита государственного бюджета

 

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым  в те или иные периоды своей  истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное  для государства явление: его  финансирование на основе денежной эмиссии  гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем неменее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Но, не всегда бюджетный дефицит является негативным явлением.

Еще Дж. М. Кейнс в целях  взбадривания экономического роста  и обеспечения полной занятости  рекомендовал проводить политику дефицитного  финансирования. Дефицит бюджета  может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных  бедствий, катаклизмов - когда обычных  резервов становится недостаточно и  приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях  бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная  форма бюджетного дефицита, когда  он является отражением кризисных явлений  в экономике, ее развала, неспособности  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране. В  этом случае требуется принятие не только срочных и действенных  экономических мер, но и соответствующих  политических решений.

Нормальным считается  дефицит бюджета, приблизительно соответствующий  уровню инфляции в стране. Такой  дефицит бюджета обычно покрывается  низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные  стандарты предполагают возможный  дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Такой или больший дефицит  государственного бюджета  финансируется  за счет эмиссии государственных  ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.

Чтобы сократить  дефицита федерального бюджета государство разрабатывает определённую программу. Программа нацелена на ограничение негативного влияния на экономический рост бремени обслуживания государственного долга и на воздействие государства на финансовый рынок.

  Основными задачами Программы  являются:

  • повышение уровня поступления доходов федерального бюджета за счет совершенствования налоговой политики;
  • внесение структурных изменений в расходы федерального бюджета исходя из приоритетов в расходовании средств на проведение реформ в социальной, военной и жилищной сферах, не допуская при этом снижения расходов бюджета (без учета расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации) в условиях сокращения дефицита федерального бюджета.

  Программа составляется исходя из полного обеспечения доходами федерального бюджета расходов, за исключением выплаты процентов по государственному долгу (первичный дефицит).

Реализация  Программы позволит:

  • оптимизировать объем государственных заимствований и,соответственно, ограничить расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга Российской Федерации;
  • сократить долю участия государства на финансовом рынке и обеспечить снижение доходности по государственным ценным бумагам, что приведет к дальнейшему сокращению учетной ставки Центрального банка Российской Федерации;
  • обеспечить достижение реального роста валового внутреннего продукта за счет стимулирования инвестирования финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;
  • сократить объем связанных иностранных кредитов. Привлечение внешних заимствований будет базироваться в основном на использовании кредитов международных финансовых организаций (Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития).

Программа позволит определять на среднесрочную  перспективу параметры внутренних и внешних государственных заимствований  и расходы по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Основные направления бюджетной политики, разработанные Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:

  • осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов;
  • осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочения бюджетного процесса в Российской Федерации;
  • полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
  • сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;
  • сокращение дефицита федерального бюджета до 2% ВВП;
  • снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения при уменьшении доходности государственных ценных бумаг  процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;
  • совершенствование межбюджетных отношений.

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет  подтвердить действенность и  в российских условиях важнейших  составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего  года.

Так как наиболее важными  направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным  долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена  по результативности деятельности органов  исполнительной власти в указанных  направлениях. Состояние государственных  финансов оказывает весьма сильное  воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать  одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной  политики.

В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно предложить следующие:

  • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
  • уровень выполнения бюджетных обязательств;
  • величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
  • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
  • уровень монетизации бюджетного дефицита;
  • величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
  • динамику валового внутреннего продукта;
  • уровень безработицы;
  • степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В условиях России к вышеназванным  показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:

  • масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);
  • величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;
  • величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

 

2.3 Ближайшие перспективы  развития бюджета России

 

Осознавая невозможность  в дальнейшем ежегодно наращивать государственные расходы в условиях посткризисного развитияи стремясь обеспечить финансовую устойчивость бюджетной системы в среднесрочном периоде, правительство РФ еще при планированиифедерального бюджета на 2010—2012 гг. провозгласило курс на сокращениерасходных обязательств как доли ВВП при одновременномповышении их эффективности. Выполнение государством ранее взятыхна себя обязательств в полном объеме привело бы к сохранениюразмера дефицита на уровне 6—7% ВВП в ближайшие два-три года.Сокращение бюджетного дефицита не требовало частичного отказа от уже принятых решений и обязательств. В Бюджетном послании 2010 г.в качестве главной названа задача обеспечить макроэкономическуюи финансовую стабильность, для чего нужно сокращать бюджетный дефицит, ограничивая государственные расходы. Основные параметрыфедерального бюджета на 2011—2013 гг. приведены в таблице 2.1.

Информация о работе Бюджетный дефицит в России