Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы дефицита государственного бюджета и пути его решения в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ………………………………………………………5-14
1.1.Понятие государственного бюджета и его экономическое значение……………………………………………….....5-7
1.2. Классификация доходов и расходов государственного бюджета РФ…....7-14
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..15-27
2.1. Бюджетная система: структура и принципы РФ…………………………15-19
2.2. Проблемы дефицита государственного бюджета……………………….19-24
2.3. Ближайшие перспективы развития бюджета……………………………24-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28-30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………31-32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………33
Таблица 2.1
-Основные характеристики федерального бюджета
в 2008—2013 гг. (% ВВ П)
Показатель |
Факт |
Оценка |
Закон |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Доходы |
22,4 |
18,8 |
17,9 |
17,6 |
17,0 |
16,8 |
В том числе нефтегазовые |
10,6 |
7,6 |
8,3 |
8,1 |
7,9 |
7,5 |
Расходы |
18,3 |
24,7 |
21,9 |
21,2 |
20,1 |
19,7 |
В том числе утверждённые |
- |
- |
- |
- |
0,7 |
1,3 |
Дефицит (-) / Профицит (+) |
4,1 |
-5,9 |
-54,0 |
-3,6 |
-3,1 |
-2,9 |
Ненефтегазовый дефицит |
–6,5 |
-13,6 |
-12,3 |
-11,7 |
-10,9 |
-10,4 |
Также в Законе о федеральном бюджете на 2011—2013 гг. сохраняется тенденция к снижению уровня доходов [3]. Как видноиз данных таблицы 1, основное их сокращение приходится на 2010 г.и связано с заменой ЕСН страховыми взносами (–1,3%) и уменьшением поступлений от уплаты таможенных пошлин (–0,3%).Основными источниками доходов федерального бюджета в ближайшиетри года останутся налоговые поступления, обеспечивающиепорядка 55% всех доходов бюджета. При этом ожидается постепенноеснижение доли нефтегазовых доходов в пользу ненефтегазовых вследствие более низких темпов роста цен на нефть марки «Urals»и налогооблагаемых объемов экспорта по сравнению с динамикой ВВПи укреплением рубля.
Кроме того, прогнозируется рост доходов за счет установления задания по дивидендамна акции акционерных обществ, находящиеся в федеральной собственности,и части прибыли ФГУП (49,3 млрд.руб в 2011 г. и 53,3 млрд.руб. в 2013 г.). Для покрытиядефицита бюджета планируется активно использовать доходы от приватизации(298 млрд.руб в 2011 г. и 309 млрд.руб. в 2013 г.). Средства Резервного фонда будутиспользовать на финансирование дефицита только в 2011 г. в размере 284,3 млрд.руб., в результате он будет полностью исчерпан к 2012 г. Средства Фонда национальногоблагосостояния планируется использовать в объеме, равном софинансированию пенсионных накоплений граждан (в 2011—2013 гг. в сумме 5—7,5—10 млрд.руб.соответственно), что позволит сохранить ранее накопленные средства Фонда дляобеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы.Даже при сокращении дефицита федерального бюджета на стабильность финансово-бюджетной системы может негативно повлиять рост государственного долга. Приэтом его структура изменится в пользу внутренних заимствований (в 2010—2013 гг.внутренний долг увеличится с 5,4 до 14,2% ВВП, а внешний останется в пределах4—5% ВВП), что свидетельствует о рациональной долговой политике государства.
Хотя в перспективе объем расходных обязательств должен снижаться,но он по-прежнему останется на достаточно высоком уровне. В результате сохранится устойчивый дефицит федерального бюджета, размер которого будет колебаться в пределах 3—5% ВВП.
Отметим, что существуют
объективные причины роста
Во-первых, это связано
со старением населения и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в заключении можно сделать следующие выводы.
Государственная бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно многогранный механизм реализации основных функций государства. Одной из важнейших его частей является бюджетная система Субъектов Федерации, которая объединяет 89 бюджетов различных форм федерального подчинения. Это влечет за собой проблему органичной интеграции бюджетных систем всех уровней в Единый бюджетный процесс, на решение которой направлено пристальное внимание Правительства нашей страны.
Бюджетная
система Российской Федерации строится
на принципах федерализма. Состоит
из трех уровней: федерального, республиканского
(субъектов РФ) и местного. Совокупность
этих трех уровней представляет
собой консолидированный
Государственный бюджет, являясь
основным финансовым планом государства,
главным средством
Однако именно бюджет, показывая
размеры необходимых
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Разница, возникающая между доходами и расходами, называется дефицитом (в случае превышения расходов над доходами) и профицитом (соответственно, наоборот). В основном в мировой практике финансовой деятельности имеет место дефицит бюджета.
Дефицит может возникать по различным причинам. Одной из них являются структурные преобразования в экономике. Другой – чрезмерные заимствования (как внешние, так и внутренние). В России на современном этапе бюджетный дефицит имеет под собой совокупность вышеназванных причин.
Активно бороться с вышеназванной
проблемой в России начали только
в период проведения перестройки. Начиная
с 1985 года и по наши дни государство
борется с проблемой бюджетного
дефицита. Однако, как уже констатировалось
ранее, меры чисто экономического характера
в России не всегда применимы. В нашей
стране политика пока еще сильнее
экономики и поэтому
Тем не менее, благоприятный
прогноз на ситуацию с
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации [Текст]. – Новосибирск: Сиб. Унив. Издательство, 2009. – 32с.
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации : по состоянию на 13 октября 2010г [Текст].. – М. : Омега-Л, 2010. – 234с.
3. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и2013 гг.: [Электронный ресурс]:федер. Закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ.– Режим доступа :Консультант-Плюс.
4. О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: [Электронный ресурс]:распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р. – Режим доступа: Консультант-Плюс.
5.Алиев У.И. Некоторые проблемы оценки эффективности бюджетных расходов [Текст] / У.И.Алиев // Региональная экономика. – 2011. - №46. – С.27 – 31.
6. Агапова Т. А. Расходы федерального бюджета до 2012 г. и экономический рост в России [Текст] / Т. А. Агапова // Вестник МУ. Сер.6. Экономика. - 2010. - № 3. - С.70-79.
7. Грацианова Н. П. Особенности
становления бюджетно-
8. Боровикова Р. А. Бюджетное и налоговое планирование как элементы бюджетного процесса [Текст] / Р. А. Боровикова // Управленческий учет. - 2010. - №1. - С.70-81.
9. Бюджетная система России : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под редакцией Г.Б. Поляка [Текст]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703с.
10. Государственный бюджет [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://www.budgetrf.ru.
11.Гринкевич, Л.С. Государственные и муниципальные финансы России [Текст] : учебное пособие / Л.С. Гринкевич, Н.К Сагайдачная, В.В. Казаков. – М. : КНОРУС, 2007. – 560с.
12. Дробышевский С. Эволюция бюджетной политики России в 2000-е годы : в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы [Текст]/ С. Дробышевский, С. Синельников-Мурылев, И. Соколов // Вопросы экономики. – 2011. - №1.- С.4-15.
13. Проблемы государственного дефицита [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru.
14. Рыжков Д. В. Совершенствование системы бюджетного федерализма в РФ [Текст]/ Д. В. Рыжков // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - № 6. - С.26-29.
15.Свищева В.А. Федеральный бюджет как инструмент государственной политики [Текст]/ В.А.Свищева // Финансы и кредит. – 2011. - №23. – С.31-33.
16. Смирнов Е.Е. Главные акценты федерального бюджета России [Текст] / Е.Е.Смирнов // Аудитор. – 2011. - №1. - С.3 – 9.
17. Уманец О.П. Структурная основа федерального бюджета Российской Федерации [Текст] / О.П. Уманец // Финансы и кредит. – 2011. - № 30. – С.3-9.
18. Петренко Е. А. Сущность и содержание бюджета , управление доходами бюджета [Текст]/ Е. А. Петренко // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - № 5. - С.14-22.
19. Федосов В.А. Бюджетная политика Российской Федерации в посткризисных условиях [Текст]/ В.А. Федосов // Финансы и кредит. – 2010. - №44. – С.20-24.
Приложение А