Бюджетный дефицит в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы дефицита государственного бюджета и пути его решения в современных условиях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ………………………………………………………5-14
1.1.Понятие государственного бюджета и его экономическое значение……………………………………………….....5-7
1.2. Классификация доходов и расходов государственного бюджета РФ…....7-14
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..15-27
2.1. Бюджетная система: структура и принципы РФ…………………………15-19
2.2. Проблемы дефицита государственного бюджета……………………….19-24
2.3. Ближайшие перспективы развития бюджета……………………………24-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28-30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………31-32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

пример курсовой по экономике!.docx

— 65.86 Кб (Скачать)

Наполнение доходной части  бюджета на федеральном уровне (в  основном) происходит за счёт поступлений, которые с достаточной стабильностью и надёжностью обеспечиваются двумя ведомствами: ФНС России и ФТС России (то есть посредством налоговой и таможенной систем), в сравнении с которыми незначительные объёмы доходов, поступающих от других администраторов, совершенно несопоставимы.

Доходы¸сформированные администраторами, поступают на единый счёт бюджета  уже в изъятом (готовом) виде, где централизуются и аккумулируются в единой совокупности на федеральном , региональном и местном уровнях в соответствии с нормативами таких поступлений, установленными федеральными законами о бюджете для каждого уровня бюджетной системы [7, c.21].

Структура доходов, так же доказывает, что поступление основного  объёма денежных средств в федеральный  бюджет осуществляется из внешних ( расположенных  за его пределами) источников, посредством  предназначенных для этой цели исполнительных систем, а так же других министерств  и ведомств, выступающих в роли администраторов доходов.

В связи с этим, можно  уверенно выделить основания, которые  помимо экономической классификации  позволяют, во-первых, уверенно вести  речь о ведомственной структуре(и  ведомственной классификации) бюджетных  доходов (и доходов бюджетов других уровней бюджетной системы). Это предполагает естественный переход к  последовательному рассмотрению второго компонента федерального бюджета – его расходной части.

К расходам федерального бюджета  относят затраты, непосредственно  связанные с выполнением государством своих функций и задач на федеральном  уровне. В компетенции Правительства  РФ находятся:

Расходы на общие вопросы;

Расходы на национальную оборону;

Расходы на безопасность;

Расходы на экономику;

Расходы на культуру;

Расходы на здравоохранение;

Расходы на социальную политику и охрану окружающей среды;

Внутренние займы и  внешние кредиты под государственную  гарантию;

Затраты на чеканку денег  и ценных бумаг.

По своему содержанию бюджетные  расходы относятся к платежам, не подлежащим возврату (за исключением остатков субсидий и субвенций в части неиспользованных объёмов средств), не создающим и не погашающим финансовых требований.

В количественном соотношении объёмы денежных средств, предназначенные для обеспечения разных государственных функций и задач, не носят дифференцированного характера – планирование и распределение бюджетных средств происходят в первую очередь исходя из необходимых затрат и расходов, обусловленных текущими обязательствами государства.

Особую категорию в  расходной части бюджета в  настоящее время представляют  межбюджетные трансферты  в виде перечислений, направляемых  в межбюджетные государственные фонды, а так  же дотации, субсидии и субвенции, которые  представляются другим уровнем бюджетной  системы (в основном бюджетами субъектов  Федерации). В структуре расходов федерального бюджета трансферты составляют крупнейшую долю (примерно третью долю всех ассигнаций).

Четвёртую часть занимает блок расходов на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Около шестой части  общего объёма бюджетных средств  ежегодно затрачивается  на финансирование национальной промышленности, энергетики, связи, транспорта и аграрно-производственной сферы. Столько же расходуется на содержание органов государственной  власти (общегосударственные вопросы).

Минимальная доля в структуре  федерального бюджета отведена социальному  блоку – в части ассигнований на финансирование образования, здравоохранения, культуры, охраны окружающей среды, жилищно-коммунального  хозяйства и решения социальных вопросов. В предоставлении населению  услуг по жилищному строительству, образованию и социальному обеспечению  помимо федерального бюджета в той  или иной мере участвуют и другие уровни бюджетной системы. Однако доля таких расходов крайне не высока [8, c.32].

Рассмотрим организационно-видовые  формы  отражения (разновидности) бюджетной  классификации в части расходов федерального бюджета. В структурном  плане бюджетные расходы принято  классифицировать по трём основным группам, которые в зависимости от типа группировки и критериев видовой оценки можно условно разделить по назначению, содержанию и исполнителям. В связи с этим считается, что классификация расходов бюджета может рассматриваться в функциональном, экономическом и ведомственном аспектах (классификация устанавливает ответственность главных распорядителей средств за бюджетные расходы, как правило, отражает соответствующую структуру органов государственного управления).

Функциональная классификация  представляет собой группировку  расходов, предназначенных для финансового  обеспечения государственных задач  и функций по основным направлениям деятельности государства.

Ведомственная классификация  представляет собой группировку  расходов по главным распорядителям средств федерального бюджета.

В экономической классификации  группировка расходов бюджета производится по их экономическому содержанию, отражающему  виды финансовых операций, которые  осуществляют государство внутри страны и во взаимоотношениях с другими  странами.

Структура бюджетной классификации (как расходов, так и доходов, бюджета) из года в год совершенствуется и  может изменяться по количеству и  названию разделов, подразделов, статей и видов расходов, которые соответствуют, как правило, тем или иным направлениям деятельности государства. Классификация,  утверждённая федеральным законодательством о бюджете на финансовый год и плановый период в пределах текущего финансового года не претерпевает никаких изменений.

Классификацию расходов можно  представить в виде упрощённой структурной схемы  (таблица 1.1),  на которой все три типа группировки даны в общепринятом понимании [7, c.65].

Таблица 1.1

 Классификация  расходов

РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

КЛАССИФИКАЦИЯ

функциональная

ведомственная

экономическая

По назначению

По исполнителям

По содержанию

Разделы расходов

Главные распорядители расходов средств бюджета

Категории расходов

Подразделы расходов

Группы расходов

Виды расходов

Предметные статьи

 

Подстатьи расходов


Предложенная модель классификации  расходов получает (в сравнении с  другими), по меньшей мере, два значительных преимущества:

  • Универсальный характер интерпретации, позволяющий применить такое представление не только к федеральному бюджету, но и к бюджетам других уровней бюджетной системы;
  • Свойство инвариантности, при котором сущностное содержание организационной структуры федерального бюджета, не смотря на многообразие форм отражения, всегда остаётся неизменным независимо от условий.

Преимущества универсальности, инвариантности и интегрального  характера предложенной модели классификации  расходов федерального бюджета позволяют  использовать ее в качестве основы для вариантных форм более общего понятия (бюджет), а так же применять  такое представление к бюджетам других уровней бюджетной системы  в каждом из которых при этом будут сохранены особенности базовой модели. Следовательно, в рамках предложенной автором интегральной структуры можно вести речь о категорийных аспектах понятия бюджетной классификации.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Бюджетная система:  структура и принципы РФ

 

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией РФ и его государственный  устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трёх уровней:

  • Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • Бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • Местных бюджетов.[1],[2].

Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Бюджеты, входящие в бюджетную  систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты  субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные  бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ на соответствующий  год. Этот бюджет используется для свода  статистических данных и анализа  показателей бюджетной системы, а также при установлении нормативов отчислений от налогов в нижестоящие  бюджеты. Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом власти.

Схема консолидированного бюджета РФ представлена в приложении А.

Федеральный бюджет – форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения Российской Федерации. Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической  политики, проводимой Правительством РФ. Регулируя параметры федерального бюджета, государство управляет  темпами экономического развития, а  также взаимоотношения с территориями. Федеральный бюджет используется для  перераспределения средств между  регионами. В условиях перехода к  рынку государственный бюджет сохраняет  свою ведущую роль, меняются лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств. Осуществляется переход с бюджетного финансирования и дотирования на экономические  методы воздействия на производство, переход к финансовому регулированию  экономики.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ. В консолидированном  бюджете субъекта РФ находят отражение  результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе [5, c.65].

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) – форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. Консолидированный  бюджет муниципального района – свод бюджета муниципального района (районного  бюджета) и бюджетов городских и  сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета  межбюджетных трансфертов).

В РФ построение бюджетной  системы базируется на следующих  принципах [11, c.32]:

  • Единство денежной системы;
  • Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • Самостоятельность бюджетов разных уровней;
  • Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • Сбалансированность бюджета;
  • Эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  • Общее покрытие расходов бюджета;
  • Гласность;
  • Достоверность бюджета;
  • Адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, типов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а так же единый порядок финансирования расходов бюджета  всех уровней бюджетной системы, ведение бухгалтерского учёта средств  федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы РФ – это закрепление (полностью или частично) соответствующих  видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ , органами государственной  власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  всех бюджетов – один из важнейших  и означает [12, c.54]:

Информация о работе Бюджетный дефицит в России