Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы дефицита государственного бюджета и пути его решения в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ………………………………………………………5-14
1.1.Понятие государственного бюджета и его экономическое значение……………………………………………….....5-7
1.2. Классификация доходов и расходов государственного бюджета РФ…....7-14
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..15-27
2.1. Бюджетная система: структура и принципы РФ…………………………15-19
2.2. Проблемы дефицита государственного бюджета……………………….19-24
2.3. Ближайшие перспективы развития бюджета……………………………24-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28-30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………31-32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………33
Наполнение доходной части бюджета на федеральном уровне (в основном) происходит за счёт поступлений, которые с достаточной стабильностью и надёжностью обеспечиваются двумя ведомствами: ФНС России и ФТС России (то есть посредством налоговой и таможенной систем), в сравнении с которыми незначительные объёмы доходов, поступающих от других администраторов, совершенно несопоставимы.
Доходы¸сформированные администраторами, поступают на единый счёт бюджета уже в изъятом (готовом) виде, где централизуются и аккумулируются в единой совокупности на федеральном , региональном и местном уровнях в соответствии с нормативами таких поступлений, установленными федеральными законами о бюджете для каждого уровня бюджетной системы [7, c.21].
Структура доходов, так же доказывает, что поступление основного объёма денежных средств в федеральный бюджет осуществляется из внешних ( расположенных за его пределами) источников, посредством предназначенных для этой цели исполнительных систем, а так же других министерств и ведомств, выступающих в роли администраторов доходов.
В связи с этим, можно уверенно выделить основания, которые помимо экономической классификации позволяют, во-первых, уверенно вести речь о ведомственной структуре(и ведомственной классификации) бюджетных доходов (и доходов бюджетов других уровней бюджетной системы). Это предполагает естественный переход к последовательному рассмотрению второго компонента федерального бюджета – его расходной части.
К расходам федерального бюджета
относят затраты, непосредственно
связанные с выполнением
Расходы на общие вопросы;
Расходы на национальную оборону;
Расходы на безопасность;
Расходы на экономику;
Расходы на культуру;
Расходы на здравоохранение;
Расходы на социальную политику и охрану окружающей среды;
Внутренние займы и
внешние кредиты под
Затраты на чеканку денег и ценных бумаг.
По своему содержанию бюджетные расходы относятся к платежам, не подлежащим возврату (за исключением остатков субсидий и субвенций в части неиспользованных объёмов средств), не создающим и не погашающим финансовых требований.
В количественном соотношении объёмы денежных средств, предназначенные для обеспечения разных государственных функций и задач, не носят дифференцированного характера – планирование и распределение бюджетных средств происходят в первую очередь исходя из необходимых затрат и расходов, обусловленных текущими обязательствами государства.
Особую категорию в расходной части бюджета в настоящее время представляют межбюджетные трансферты в виде перечислений, направляемых в межбюджетные государственные фонды, а так же дотации, субсидии и субвенции, которые представляются другим уровнем бюджетной системы (в основном бюджетами субъектов Федерации). В структуре расходов федерального бюджета трансферты составляют крупнейшую долю (примерно третью долю всех ассигнаций).
Четвёртую часть занимает блок расходов на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Около шестой части общего объёма бюджетных средств ежегодно затрачивается на финансирование национальной промышленности, энергетики, связи, транспорта и аграрно-производственной сферы. Столько же расходуется на содержание органов государственной власти (общегосударственные вопросы).
Минимальная доля в структуре
федерального бюджета отведена социальному
блоку – в части ассигнований
на финансирование образования, здравоохранения,
культуры, охраны окружающей среды, жилищно-коммунального
хозяйства и решения социальных
вопросов. В предоставлении населению
услуг по жилищному строительству,
образованию и социальному
Рассмотрим организационно-
Функциональная классификация
представляет собой группировку
расходов, предназначенных для
Ведомственная классификация представляет собой группировку расходов по главным распорядителям средств федерального бюджета.
В экономической классификации группировка расходов бюджета производится по их экономическому содержанию, отражающему виды финансовых операций, которые осуществляют государство внутри страны и во взаимоотношениях с другими странами.
Структура бюджетной классификации (как расходов, так и доходов, бюджета) из года в год совершенствуется и может изменяться по количеству и названию разделов, подразделов, статей и видов расходов, которые соответствуют, как правило, тем или иным направлениям деятельности государства. Классификация, утверждённая федеральным законодательством о бюджете на финансовый год и плановый период в пределах текущего финансового года не претерпевает никаких изменений.
Классификацию расходов можно представить в виде упрощённой структурной схемы (таблица 1.1), на которой все три типа группировки даны в общепринятом понимании [7, c.65].
Таблица 1.1
Классификация расходов
РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА | ||
КЛАССИФИКАЦИЯ | ||
функциональная |
ведомственная |
экономическая |
|
|
|
По назначению |
По исполнителям |
По содержанию |
Разделы расходов |
Главные распорядители расходов средств бюджета |
Категории расходов |
Подразделы расходов |
Группы расходов | |
Виды расходов |
Предметные статьи | |
Подстатьи расходов |
Предложенная модель классификации расходов получает (в сравнении с другими), по меньшей мере, два значительных преимущества:
Преимущества универсальности, инвариантности и интегрального характера предложенной модели классификации расходов федерального бюджета позволяют использовать ее в качестве основы для вариантных форм более общего понятия (бюджет), а так же применять такое представление к бюджетам других уровней бюджетной системы в каждом из которых при этом будут сохранены особенности базовой модели. Следовательно, в рамках предложенной автором интегральной структуры можно вести речь о категорийных аспектах понятия бюджетной классификации.
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Бюджетная система: структура и принципы РФ
Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией РФ и его государственный устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трёх уровней:
Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующий год. Этот бюджет используется для свода статистических данных и анализа показателей бюджетной системы, а также при установлении нормативов отчислений от налогов в нижестоящие бюджеты. Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом власти.
Схема консолидированного бюджета РФ представлена в приложении А.
Федеральный бюджет – форма
образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения
задач и функций, отнесенных к
предметам ведения Российской Федерации.
Федеральный бюджет играет определяющую
роль в реализации социально-экономической
политики, проводимой Правительством
РФ. Регулируя параметры
Бюджет субъекта РФ (региональный
бюджет) – форма образования и
расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и
Местный бюджет (бюджет муниципального
образования) – форма образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и
В РФ построение бюджетной системы базируется на следующих принципах [11, c.32]:
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, типов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а так же единый порядок финансирования расходов бюджета всех уровней бюджетной системы, ведение бухгалтерского учёта средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ – это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ , органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности всех бюджетов – один из важнейших и означает [12, c.54]: