Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 12:54, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении бюджетной политики российского государства в 2000-е годы.
В соответствии с целью курсового исследования поставлены следующие задачи:
изучить основные черты, принципы построения бюджетной системы России;
определить понятия и особенности доходов и расходов бюджета;
обосновать сущность бюджетной политики государства, ее виды;
описать бюджетную политику России в 2000-е годы, основные этапы развития;
выявить основные пути развития бюджетной политики России;
представить зарубежный опыт развития бюджетной политики.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Бюджетная система и бюджетное устройство России……………..4
1.1. Бюджетная система России: основные черты, принципы построения4
1.2. Доходы бюджетов и бюджетные расходы………………………………...8
Глава II. Виды бюджетной политики и ее особенности в России в 2000-е годы…………………………………………………………………………………13
2.1. Сущность бюджетной политики государства и ее виды………………..13
2.2. Бюджетная политика России в 2000-е годы…………………………….19
Глава III. Основные пути совершенствования бюджетной политики России……………………………………………………………………………….28
3.1. Зарубежный опыт развития бюджетной политики……………………28
3.2. Основные направления развития бюджетной политики России……...31
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованной литературы…………………………………………..37
5) эффективная децентрализация
полномочий публично-правовых
Предпринятые в последние годы меры по совершенствованию бюджетной политики в стране привели к росту ее эффективности, о чем свидетельствует, в частности, некоторый рост доходной части консолидированного бюджета, прежде всего за счет налоговых поступлений. Однако слабость современной бюджетной системы Российской Федерации очевидна.
Главным направлением бюджетной деятельности государства должно стать формирование новой концепции бюджетной политики. В первую очередь определение и детализация ее целей.18
В западной экономической литературе выделяют три основные концепции бюджетной политики государства:
1) концепция
2) концепция бюджета
3) концеапция функциональных
финансов. Суть этих концепций
рассматривалась в курсе
Совершенствование бюджетной политики государства на современном этапе предполагает также решение таких первостепенных задач как финансовое оздоровление экономики, разработку реальных бюджетов всех уровней, увеличение доходов за счет мер по легализации частнопредпринимательской инициативы, реформирование межбюджетных отношений, укрепление вертикали финансового контроля и др.
Так, например, созданная в 1994 году система межбюджетных отношений позволила перейти от индивидуального согласования объемов финансовой помощи субъектам РФ к единым правилам ее распределения. Однако эта система не создала в полной мере условий для обоснования закрепления расходных полномочий для каждого уровня бюджетов.
Дальнейшее развитие и укрепление федерализма в нашей стране требует совершенствования законодательства о самоуправлении и территориальных финансах. Крайне актуальной является проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и местных органов исполнительной власти. Перекладывание федеральным правительством на местные бюджеты дополнительных расходов по финансированию социальной сферы и ряда других расходов не сопровождается расширением их доходной базы.
В тоже время существует необходимость снижения роли перераспределительных процессов, осуществляемых федеральным правительством. Дотации, субсидии, субвенции как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов - несовершенны. Они не стимулируют у территориальных органов власти развитие хозяйственной инициативы. Такая практика передачи средств ослабляет и возможности финансового контроля. Главным направлением использования финансовых ресурсов для территорий должно стать финансирование местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных бюджетных доходов.
Другой острейшей проблемой бюджетной политики является размер государственного долга, его нарастание, необходимость повышения эффективности управления этим долгом.19
Заключение
На основании исследования, проведенного в курсовой работе, необходимо сделать следующие выводы:
Во-первых, бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех властных структур государства (федеральных, муниципальных, региональных). В зависимости от политической структуры государства выделяют бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства. Бюджетная система Российской Федерации на принципах единства, разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельности бюджетов, полноты отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, сбалансированности и других.
Доходы бюджета – это та часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций, они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Основным источником формирования доходов является национальный доход.
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Основными формами расходов бюджетов являются: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическим и юридическим лицами по государственным контрактам; трансферты населению; бюджетные кредиты физическим лицам; субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам и другие формы.
Во-вторых, бюджетная политика государства подразумевает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой. В составе бюджетной политики входит: налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом и бюджетного федерализма. Бюджетная политика России в 2000-е годы характеризуется следующими этапами реформирования: докризисный этап бюджетного реформирования, бюджетная политика 2009 года, бюджетная политика на этапе выхода из кризиса.
В-третьих, в курсовой работе в качестве примера зарубежного опыта развития бюджетной политики приведена бюджетная политика Евросоюза.
Евросоюз в своей бюджетной политике стремится сочетать требование исполнения социальных обязательств со стимулированием экономического роста. Основными направлениями его бюджетной политики выступают достижение циклической сбалансированности бюджетов, предотвращение избыточных бюджетных расходов, контроль объема государственного долга. К инструментам бюджетной политики ЕС можно отнести ограничение бюджетного дефицита, госдолга.
И, наконец, становление и развитие рыночной экономики привели к коренной перестройке бюджетного процесса и серьезным изменениям в бюджетной политике государства. Главным направлением бюджетной политики России должно стать формирование новой концепции, в первую очередь определение и детализация ее целей.
Дальнейшее развитие и укрепление федерализма в стране требует совершенствования законодательства. Также актуальна проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и местных органов исполнительной власти.
Наиболее острой остается проблема государственного долга, его размера, нарастания, необходимости повышения эффективности управления этим долгом.
В заключение курсовой работы необходимо отметить, что поставленные автором вначале исследования цели и задачи выполнены, однако проблематика курсовой работы настолько широка, многогранна и противоречива, что и открывает перспективы проведения дальнейших исследований.
Список использованной литературы
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
1 Бюджетная система и ее основные принципы
- [электронный ресурс] http://www.grandars.ru/
2 Бюджетная система и ее основные принципы
- [электронный ресурс] http://www.grandars.ru/
3 Бюджетная система и ее основные принципы
- [электронный ресурс] http://www.grandars.ru/
4 Фролова Т.А. Финансы и кредит: конспект лекций Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007
5 Фролова Т.А. Финансы и кредит: конспект лекций Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007
6 Фролова Т.А. Финансы и кредит: конспект лекций Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007
7 Фролова Т.А. Финансы и кредит: конспект лекций Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007
8 Фролова Т.А. Финансы и кредит: конспект лекций Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007
9 Дробышевский С., Синельников-Мурылев С., Соколов И. Эволюция бюджетной политики России в 2000-е год: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы// «Вопросы экономики», № 1, 2011, с.4-25
10 Дробышевский С., Синельников-Мурылев С., Соколов И. Эволюция бюджетной политики России в 2000-е год: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы// «Вопросы экономики», № 1, 2011, с.4-25
11 Дробышевский С., Синельников-Мурылев С., Соколов И. Эволюция бюджетной политики России в 2000-е год: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы// «Вопросы экономики», № 1, 2011, с.4-25
12 Дробышевский С., Синельников-Мурылев С., Соколов И. Эволюция бюджетной политики России в 2000-е год: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы// «Вопросы экономики», № 1, 2011, с.4-25
13 Дробышевский С., Синельников-Мурылев С., Соколов И. Эволюция бюджетной политики России в 2000-е год: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы// «Вопросы экономики», № 1, 2011, с.4-25
14 Европейское право: учебник для вузов. Под общ. ред. Л.М. Энтина. М., 2002. С. 459.
15 Европейская интеграция. Под ред. О.В. Буториной. М., 2011. С. 90, 186, 193, 162.
16 Каргалова М.В. ЕС: политика общественного благосостояния // Современная Европа. 2006. № 1 [25]. С. 101.
17 Сидорова Е.А. Особенности бюджетной политики в Европейском союзе – М.: ИМЭМО РАН, 2012 – с.15
18 Бюджет государства, бюджетная политика/
Лекции по экономике [электронный ресурс]
- http://labs.rulezz.ru/files/
19 Бюджет государства, бюджетная политика/
Лекции по экономике [электронный ресурс]
- http://labs.rulezz.ru/files/
Информация о работе Бюджетная политика российского государства в 2000-е годы