Бюджетная политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является обоснование необходимости совершенствования бюджетной политики РФ.
Для достижения цели в работе поставлены исследовательские задачи:
1. Раскрыть экономическую сущность и функции бюджета Российской Федерации;
2. Рассмотреть правовое регулирование бюджетного процесса;
3. Охарактеризовать систему бюджетных доходов и расходов;
4. Рассмотреть сущность и содержание бюджетной политики, а также ее особенности на современном этапе;
5. Осветить вопросы, связанные с совершенствованием бюджетной политики и повышением ее эффективности;
6. Определить дальнейшее развитие межбюджетных отношений.

Оглавление

1. Сущность бюджетной политики
1.1. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы.
1.2. Понятие, цели и задачи бюджетной политики.
1.3. Основные результаты и проблемы бюджетной политики.
2. Бюджетная политика РФ на современном этапе.
2.1. Анализ современной бюджетной политики в области доходов.
2.2. Оценка бюджетной политики России в области расходов.
2.3. Особенности формирования и проявления межбюджетный отношений на современном этапе.
3. Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.
3.1. Пути укрепления доходной базы федерального бюджета как базы бюджетной политики.
3.2. Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ.
Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 48.85 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность бюджетной политики

1.1. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы.

1.2. Понятие, цели и задачи  бюджетной политики.

1.3. Основные результаты и проблемы бюджетной политики.

2. Бюджетная политика  РФ на современном этапе.

2.1. Анализ современной бюджетной политики в области доходов.

2.2. Оценка бюджетной политики России в области расходов.

2.3. Особенности формирования и проявления межбюджетный отношений на современном этапе.

3. Основные направления  совершенствования бюджетной политики  на современном этапе.

3.1. Пути укрепления доходной  базы федерального бюджета как  базы бюджетной политики.

3.2. Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ.

Заключение

 

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и  расходов государства, в большей  или меньшей степени волнующей  каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством  инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота  бюджета, как правило, прямо пропорциональна  благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный  долг побуждает государство усилить  налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода  на медицину, образование и т.д. С  другой стороны достаток бюджетных  средств (бюджетный профицит) позволяет  увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. Как правило, раз  в год, во время утверждения проекта  бюджета разворачивается настоящая  война за бюджетные дотации и  финансирование. Эта война затрагивает  всех: как министерства и исследовательские  институты, так и государственные  предприятия, и частный сектор.

Как уже упоминалось выше, множество экономистов не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджеты, к источникам его формирования, статьям его расхода. Так же не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых  друг от друга бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество  экономических работ. В настоящее  время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей.

Так же достаток бюджетных  средств позволяет государству  принимать активное участие в  жизни страны. Наличие бюджетных  средств позволяет государству  осуществлять государственное регулирование  экономики не только в приказной  форме. Достаточное количество бюджетных  средств позволяет государству  задействовать непосредственно  экономические рычаги государственного регулирования.

Формирование и направления  распределения бюджетных средств  осуществляется в соответствии с  выбранной правительством бюджетной  политики.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства  и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами.

От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности  государства, и степень влияния  России на международной арене, и  даже предпринимательская активность граждан.

Таким образом, проводимая бюджетная  политика является важнейшим фактором в функционировании экономики любой  страны. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.

Целью исследования является обоснование необходимости совершенствования  бюджетной политики РФ.

Для достижения цели в работе поставлены исследовательские задачи:

1. Раскрыть экономическую  сущность и функции бюджета  Российской Федерации; 

2. Рассмотреть правовое  регулирование бюджетного процесса;

3. Охарактеризовать систему  бюджетных доходов и расходов;

4. Рассмотреть сущность  и содержание бюджетной политики, а также ее особенности на  современном этапе; 

5. Осветить вопросы, связанные  с совершенствованием бюджетной  политики и повышением ее эффективности; 

6. Определить дальнейшее  развитие межбюджетных отношений. 

Объектом практического  исследования является проводимая правительством РФ бюджетная политика.

Информационной базой  исследования послужили теоретические  и аналитические материалы, содержащиеся в работах отечественных специалистов в области финансов, а также  нормативные документы Правительства  РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность бюджетной политики

 

    1. . Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры  общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе  политики.

Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  ее состав – государственный бюджет. В экономической литературе термин «бюджет» содержит различные по своей  природе понятия:

  • Форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти;
  • Основной централизованный фонд денежных средств;
  • Основной финансовый план государства;
  • Совокупность денежных отношений как финансовый регулятор.

С помощью государственного бюджета власти государства получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления  социальных мероприятий, реализации экономических  задач, т.е. бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы  страны, – это по существу основа финансовой базы государственного регулирования  рыночной экономикой.

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую  возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым  налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления  расходования средств, перераспределение  национального дохода и внутреннего  валового продукта, что позволяет  ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Как экономическая категория  бюджет представляет собой систему  финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной  власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных  услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и  бюджетного процесса.1

Экономическая сущность бюджета  реализуется через такие категории  управления бюджетным процессом, как  бюджетное право, система бюджетов, бюджетная система, бюджетный механизм, а все они вместе взятые находят  свое выражение в бюджетной политике.

Выделяют три главные  функции государственного бюджета:

  1. Распределительная функция (или функция экономического регулирования) характеризуется распределением и перераспределением финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход. Эта функция реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Имеющиеся в бюджетной системе финансовые ресурсы перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета.
  2. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно отображает экономические процессы. Благодаря этой функции можно узнать о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от хозяйствующих субъектов, соответствует ли размер ресурсов потребностям государства, достаточно ли эффективно они работают в экономике. Эта функция помогает выявить слабые места в экономике страны и Правительство РФ получает возможность скорректировать направление движения финансовых ресурсов на эти болевые точки.
  3. Фискальная функция предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых задач, возложенных на него обществом. А с другой стороны, чтобы повышалась эффективность государственных услуг, нужно создание условий для эффективного использования имеющихся ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция тесно связана с распределительной.

Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие  между государством, гражданами и  организациями в процессе формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета  представляют собой экономические  отношения, которые возникают между  государством, гражданами и организациями  в процессе распределения и использования  для различных потребностей средств  бюджетного фонда.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения  между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и  структуру бюджетов и т.д. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система  Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемую законодательством Российской Федерации  совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.2 Структура бюджетной системы включает в себя:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты  внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.

При этом бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов  Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные  бюджеты не включаются в региональные.

Бюджетная система страны основана на ряде принципов:

  • единство бюджетной системы;
  • разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • самостоятельность бюджетов;
  • равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • сбалансированность бюджета;
  • результативность и эффективность использования бюджетных средств;
  • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  • прозрачность (открытость);
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевой характер бюджетных средств;
  • подведомственность расходов бюджета;
  • единство кассы.3

Единство бюджетной системы  основано на единой денежной системе  страны и на взаимодействии бюджетов всех уровней. Практическое применение этого принципа заключается в  использовании единой бюджетной  классификации РФ, единстве форм бюджетной  документации, предоставление необходимой  информации с одного уровня бюджетной  системы на другой для обеспечения  единых принципов организации и  согласованных процедур бюджетного процесса по всем уровням бюджетной  системы.

Информация о работе Бюджетная политика Российской Федерации