Бюджетная политика и ее реализация в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является предложение мероприятий по совершенствованию бюджетной политики Российской Федерации в области доходов и расходов на современном этапе развития.

Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:

◦раскрыть сущность бюджетной политики;
◦изучить задачи и функции бюджетной политики;
◦провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;
◦предложить основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..... 3
1 Теоретические основы бюджетной политики……………………...………... 4
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетной политика…………………………..... 4
1.2 Законодательные основы осуществления бюджетной политики государства ………………………………………………………………………
6
2. Реализация бюджетной политики на практике……………………………... 9
2.1 Основные направления бюджетной политики и меры по ее реализации... 9
2.2 Анализ исполнения федерального бюджета за период 2008-2010 гг. ....... 15
2.3 Итоги реализации бюджетной политики за период 2008-2010гг.……….. 22
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации…………………………………………………………..
24
3.1 Мероприятия по улучшению реализации бюджетной политики в области доходов …………………………………………………………………
24
3.2 Пути совершенствования политики в отношении расходов бюджета…... 26
Заключение…………………………………………………………………….... 30
Список использованных источников…………………………………………... 32
Приложение А…………………………………………………………………… 34
Приложение Б…………………………………………………………………… 34
Приложение В…………………………………………………………………… 35
Приложение Г…………………………………………………………………… 35
Приложение Д…………………………………………………………………… 36
Приложение Е…………………………………………………………………… 36
Приложение Ж………………………………………………………………… 37
Приложение З…………………………………………………………………… 37
Приложение И…………………………………………………………………… 38
Приложение К…………………………………………………………………… 38
Приложение Л…………………………………………………………………… 39

Файлы: 1 файл

Курсовая по БС 2.docx

— 226.84 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет» 

Кафедра финансов

ФАКУЛЬТЕТ ВЕЧЕРНЕГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ 

Курсовая  работа

по дисциплине «Бюджетная система РФ» 

тема: Бюджетная  политика и ее реализация в Российской Федерации 

                                                                       Руководитель работы

                                                                  ________________Бегунова С.В.

                                                                  «____»__________________2010

                                                                       Исполнитель

                                                                  студент группы  З-07 ФиК (уск.)                                                                          

                                                                  ________________Горшкова Т.Н.

                                                                  «____»__________________2010                                           
 
 
 
 

Оренбург 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………..... 3
1 Теоретические  основы бюджетной политики……………………...………... 4
1.1  Понятие, цели и задачи бюджетной  политика…………………………..... 4
1.2 Законодательные  основы осуществления бюджетной  политики государства ………………………………………………………………………  
6
2. Реализация  бюджетной политики на практике……………………………... 9
2.1 Основные  направления бюджетной политики  и меры по ее реализации... 9
2.2 Анализ  исполнения федерального бюджета за период 2008-2010 гг. ....... 15
2.3  Итоги реализации бюджетной политики за период 2008-2010гг.……….. 22
3 Основные  направления совершенствования  бюджетной политики Российской  Федерации…………………………………………………………..  
24
3.1 Мероприятия  по улучшению реализации бюджетной  политики в области доходов  …………………………………………………………………  
24
3.2 Пути  совершенствования политики в  отношении расходов бюджета…... 26
Заключение…………………………………………………………………….... 30
Список  использованных источников…………………………………………... 32
Приложение  А…………………………………………………………………… 34
Приложение  Б…………………………………………………………………… 34
Приложение  В…………………………………………………………………… 35
Приложение  Г…………………………………………………………………… 35
Приложение  Д…………………………………………………………………… 36
Приложение  Е…………………………………………………………………… 36
Приложение  Ж………………………………………………………………… 37
Приложение  З…………………………………………………………………… 37
Приложение  И…………………………………………………………………… 38
Приложение  К…………………………………………………………………… 38
Приложение  Л…………………………………………………………………… 39

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются  социальные функции государства  и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом  можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового  и социального реформирования. В  то же время нельзя не отметить и  тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей  причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы. Однако в конечном счете все  упирается в отсутствие целостной  научно обоснованной концепции, стратегии  и тактики развития государственного (муниципального) финансового хозяйства.

       В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной  бюджетной политики в масштабах  всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при условии финансового благополучия ее многочисленных территорий. Отсюда - значимость проблем разработки концепции эффективной бюджетной политики в регионах и на местах, позволяющей на деле обеспечить финансовую самостоятельность, получение населением достаточного объема общественных благ, доходную самодостаточность и ответственность субъектов Федерации и их территорий.

       Целью данной курсовой работы является предложение мероприятий по совершенствованию бюджетной политики Российской Федерации в области доходов и расходов на современном этапе развития.

       Для достижения поставленной цели следует  выполнить следующие задачи:

    • раскрыть  сущность бюджетной политики;
    • изучить задачи и функции бюджетной политики;
    • провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;
    • предложить основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.

       Объектом  курсовой работы является бюджетная  политика Российской Федерации.

       Предметом исследования выступают отношения между законодательными и исполнительными органами власти по поводу формирования основного направления бюджетной политики в области доходов, расходов, выделения основных её задач и обеспечение их выполнения.

       Информационной  базой при написании курсовой работы послужили: учебные издания, статьи периодических изданий, данные Министерства финансов РФ, данные Госкомстат РФ.

       1 Теоретические основы  бюджетной политики 

       1.1  Понятие, цели  и задачи бюджетной  политика 

       Бюджетная политика [budgetary fiscal policy] — направление экономической политики государства, связанное с разработкой и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц, входящих в это государство (в Российской Федерации федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации). Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций[1].

       Можно выделить три основных функции бюджетной  политики:

       1) фискальная - через изъятие налогов правительство обеспечивает необходимые ресурсы для своей деятельности, то есть для покрытия расходов на военные, экономические и социальные программы, а также на существование аппарата управления;

       2) экономического регулирования - налоги и расходы используются правительством для управления хозяйственной деятельностью и осуществления определённых целей экономической политики (стабилизации экономики, стимулирования её роста, структурных сдвигов и т. п.);

       3) выравнивания доходов - то есть перераспределения доходов, благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе трансфертных платежей, малообеспеченным и безработным гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам и т.п.

       Поскольку основной инструмент формирования бюджетов — налоги, бюджетную политику часто называют также фискальной политикой.

         Задача бюджетной политики - выбор  основных особенностей (параметров) бюджета. Такими параметрами могут быть следующие:

       а) величина дефицита бюджета или же отсутствие такового,

       б)размеры  или отсутствие государственного долга, а также время, отводимое на его погашение,

       в) определение долей Федерации  и регионов (субъектов Федерации) в доходах и расходах бюджета, соотношение основных разделов бюджета и т. д.

       Бюджетная политика предполагает определение  целей и задач в области  государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений  использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических  и социальных процессов. В этом состоит  социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

       В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики.

       Как правило, это:

  • концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
  • снижение налоговой нагрузки на экономику;
  • упорядочивание государственных обязательств;
  • создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

       Одной из задач бюджетной политики в  странах с рыночной экономикой является финансирование тех отраслей производства, где частное предпринимательство  и рыночные отношения не работают или работают неэффективно, а также  тех сфер, где требуется защита интересов отдельных слоёв общества или населения в целом.

       Согласно  поставленным задачам, происходит регулирование государственного бюджета. Подход к проблеме регулирования государственного бюджета может быть различным. При этом не существует понятия оптимальной стратегии. Одни экономисты и политики считают, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Другие придерживаются концепции циклически балансируемого бюджета (свод бюджета то с дефицитом, то с профицитом).

       Бюджетная политика является ядром экономической  политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения  с общественными институтами  и гражданами[2].

       От  качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень  социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень  влияния России на международной  арене, и даже предпринимательская  активность граждан.

       Основными инструментами проведения государственной  бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

       Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит  от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования  финансовых ресурсов в бюджет (возможный  бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный  потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический  объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).

       На  основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности  реализации функций государства, включая  функции государственного регулирования  экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между  возможным потенциалом и фактическим  бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.

       Бюджетная политика государства как часть  фискальной политики ориентируется  в основном на достижение уравновешенного  бюджета, сбалансированного по государственным  доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

       При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.

       Основными критериями эффективности бюджетной политики являются уровень собираемости бюджетных доходов (в т.ч. налогов), уровень выполнения бюджетных обязательств, величина бюджетного дефицита (профицита) и скорость роста (сокращения) государственного долга. Бюджетная политика может быть более мягкой и более жесткой. Она должна способствовать устойчивому и эффективному экономическому развитию страны посредством оптимизации сбора налогов и рационального планирования государственных расходов. Как правило, эта цель достигается при условии минимизации дефицита государственного бюджета и накопленного государственного долга. 

Информация о работе Бюджетная политика и ее реализация в Российской Федерации