Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является предложение мероприятий по совершенствованию бюджетной политики Российской Федерации в области доходов и расходов на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
◦раскрыть сущность бюджетной политики;
◦изучить задачи и функции бюджетной политики;
◦провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;
◦предложить основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.
Введение………………………………………………………………………..... 3
1 Теоретические основы бюджетной политики……………………...………... 4
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетной политика…………………………..... 4
1.2 Законодательные основы осуществления бюджетной политики государства ………………………………………………………………………
6
2. Реализация бюджетной политики на практике……………………………... 9
2.1 Основные направления бюджетной политики и меры по ее реализации... 9
2.2 Анализ исполнения федерального бюджета за период 2008-2010 гг. ....... 15
2.3 Итоги реализации бюджетной политики за период 2008-2010гг.……….. 22
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации…………………………………………………………..
24
3.1 Мероприятия по улучшению реализации бюджетной политики в области доходов …………………………………………………………………
24
3.2 Пути совершенствования политики в отношении расходов бюджета…... 26
Заключение…………………………………………………………………….... 30
Список использованных источников…………………………………………... 32
Приложение А…………………………………………………………………… 34
Приложение Б…………………………………………………………………… 34
Приложение В…………………………………………………………………… 35
Приложение Г…………………………………………………………………… 35
Приложение Д…………………………………………………………………… 36
Приложение Е…………………………………………………………………… 36
Приложение Ж………………………………………………………………… 37
Приложение З…………………………………………………………………… 37
Приложение И…………………………………………………………………… 38
Приложение К…………………………………………………………………… 38
Приложение Л…………………………………………………………………… 39
По сравнению с 2009 годом возросли расходы на национальную оборону на 3,4%, они составят 1253,2 млрд рублей. В то же время расходы федерального бюджета на образование по сравнению с 2009 годом сократились на 14 млрд рублей и составили 398,6 млрд рублей.
В 2010 году продолжится реализация приоритетного национального проекта "Образование", на него направляется 14,5 млрд рублей.
По итогам первых трех месяцев дефицит федерального бюджета составил 3,2% ВВП (307,6 млрд руб.), сообщил Минфин. Расходы казны — 2,2 трлн руб. (22,9% от годового плана), доходы — 1,9 трлн (28,1%). С опережением графика казну пополняют как нефтегазовый сектор (877,6 млрд руб., или 27,5%), так и остальные отрасли (1,07 трлн руб., или 28,6%)[21].
Благодаря доходам от инвестирования средств суверенных фондов в январе бюджет был исполнен с профицитом (3% ВВП), февраль и март — уже с дефицитом (7,9% и 3,9%). В прошлом месяце для финансирования дефицита казны был распечатан резервный фонд, из которого было перечислено 169,5 млрд руб. Всего на покрытие дефицита в первом полугодии из фонда может быть потрачено 1,14 трлн руб., а по действующему закону о бюджете разрыв в доходах и расходах составит 6,8% ВВП (2,9 трлн руб.).
Результаты I квартала порадовали финансовых экспертов. Бюджет пополняется с опережением графика, доходы растут благодаря дорожающей нефти (средняя цена Urals с начала года — $75,55, в бюджете — $58), но эффект для казны снижается из-за укрепления рубля (33,9 руб./$ в бюджете, сейчас — 29,3 руб./$). Ненефтегазовые доходы поступают быстрее нефтегазовых, замечает она. Сырьевые доходы могут показать более интенсивный рост в апреле, когда на поступлениях скажется подорожание нефти в марте, замечает Евгений Гавриленков из «Тройки диалог».
По
рабочим оценкам
2.3 Итоги реализации бюджетной политики
Итак, по результатам анализа исполнения Федерального бюджета за 2008, 2009гг., можно сделать выводы об эффективности бюджетной политики по ряду критериев: исполнение планов по доходам, практически полное исполнение планов по расходам, профицит бюджета в 2008 году и дефицит 2009, сокращение темпов роста государственного долга. Однако перспективные планы по реализации бюджетной политики оказались неэффективными, не предусматривали ситуацию возникновения кризиса в конце 2008, не содержали разработанных методик по предотвращению последствий кризиса.
При определении целей и задач бюджетной политики следует исходить из того, что существенно возросла неопределенность на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Замедлены темпы роста мировой экономики.
Внешние факторы оказывают серьезное воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.
При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.
В
этих целях бюджетная политика должна
формироваться с должной
Наиболее острой проблемой в настоящее время является рост цен. Необходимость замедления роста цен - одновременно макроэкономическая и социальная проблема[22].
Инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования.
Кроме
того, с точки зрения создания
основ долгосрочного роста
экономики и устойчивости бюджета
важно преодоление отрицательных
демографических тенденций. Согласно
прогнозам, численность занятого
населения будет постепенно сокращаться
при одновременном росте
Политика предшествующих лет позволила заблаговременно создать ряд инструментов и резервов, необходимых для того, чтобы существенно смягчить воздействие на российскую экономику мирового финансового кризиса. Была заложена и хорошая основа для позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере.
Но
бюджетное планирование на среднесрочную
перспективу осуществляется в ситуации,
при которой сохраняются
Высок уровень числа безработных, медленно снижается инфляция, впервые за десятилетие прогнозируется снижение реального уровня доходов граждан.
Резкое
падение государственных
К
2010 г. кризис заставил извлечь уроки, чтобы
предотвратить в будущем подобные шоки
для российской экономики.
3
Основные направления
совершенствования
бюджетной политики
Российской Федерации
3.1
Мероприятия по
улучшению реализации
бюджетной политики
в области доходов
Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период[23]. При формировании бюджетной политики на среднесрочную перспективу должен учитываться ряд актуальных факторов.
Во-первых, в кризисный период произошло резкое снижение доходов бюджетной системы, прежде всего налоговых поступлений.
Во-вторых,
большинство граждан и
В-третьих, принятые решения о переходе на страховые принципы ресурсного обеспечения государственной пенсионной системы и соответствующее повышение размеров платежей приведут - при прочих равных условиях - к увеличению финансовой нагрузки на бизнес (даже с учетом снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 2009 года).
Для
укрепления доходной базы федерального
бюджета необходимо, чтобы налоговая
политика должна быть нацелена на решение
двух основных задач - модернизацию российской
экономики и обеспечение
Структура
и уровень налогообложения
Бизнес должен проявить высокую степень ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. Надо четко понимать - умышленное уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых в современных условиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться.
В последующие годы должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой системы.
Требуется
дополнительно проанализировать последствия
повышения страховых взносов
в системе пенсионного и
При этом особое внимание необходимо уделить мерам в отношении субъектов малого предпринимательства, а также сельскохозяйственных производителей. При этом лица, занятые в этих секторах экономики, не должны столкнуться со снижением уровня пенсионного обеспечения.
С
учетом возникших сложностей по доступу
организаций к кредитным
В
целях поддержания
В
целях создания условий для развития
научно-технической и
Требуется
принять меры по мобилизации дополнительных
бюджетных доходов и
Риск для стабильности доходной части бюджета по-прежнему представляет практика использования схем уклонения от уплаты налогов.
В
этой связи целесообразно
1) законодательно закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях минимизации налогов;
2) оперативно принять поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части, касающейся контроля за трансфертным ценообразованием.
3) законодательно закрепить механизмы противодействия использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.
В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема неналоговых доходов бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной политики, обеспечивающей баланс дивидендов и инвестиций.
Необходимы также решения и активная работа по следующим направлениям:
Информация о работе Бюджетная политика и ее реализация в Российской Федерации