Бюджетная политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение проблем реализации бюджетной политики на федеральном уровне и формулировка направлений совершенствования механизмов осуществления государственной политики в сфере регулирования общественных финансов и межбюджетных отношений.

Оглавление

Введение 5
1 Теоретические основы бюджетной политики государства 7
1.1 Экономическая сущность, виды и принципы бюджетной политики государства 7
1.2 Характеристика основных инструментов реализации государственной бюджетной политики 12
1.3 Показатели, характеризующие эффективность бюджетной политики
2 Исследование современной бюджетной политики Российской Федерации
2.1 Оценка политики государства в области доходов 23
2.2 Анализ бюджетной политики в области расходов 28
2.3 Оценка государственной политики в области межбюджетных отношений 32
3. Совершенствование бюджетной политики Российской Федерации 38
3.1 Совершенствование процесса управления государственными финансами 38
3.2 Реформирование межбюджетных отношений как важнейшее направление бюджетной политики РФ 45
3.3 Мероприятия по повышению эффективности бюджетной политики государства 48
Заключение 55
Список использованных источников 58

Файлы: 1 файл

Бюджетная политика.docx

— 107.23 Кб (Скачать)

Реферат

 

Курсовая работа содержит: 61 страницу, 7 таблиц, 35 использованных источников.

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ, МЕСТНЫЕ НАЛОГИ, СТАВКИ, ОБЪЕКТ, НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД, ЛЬГОТЫ, НАЛОГОВАЯ БАЗА, ПОРЯДОК РАСЧЕТА, ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

Объект исследования - бюджетная политика Российской Федерации.

Предмет исследования - действующая практика формирования бюджетной политики.

Цель работы - изучение проблем реализации бюджетной политики на федеральном уровне и формулировка направлений совершенствования механизмов осуществления государственной политики в сфере регулирования общественных финансов и межбюджетных отношений.

Методы исследования: изучение законодательных и нормативно – правовых актов, абстрактно – логический, табличный, статистический

В результате исследования изучены экономическую сущность, виды и принципы бюджетной политики государства; дана характеристика основных инструментов реализации государственной бюджетной политики; исследованы показатели, характеризующие эффективность бюджетной политики; дана оценка политики государства в области  доходов; проведен анализ бюджетной политики в области расходов; дана оценка государственной политики в  области межбюджетных отношений; раскрыты направления совершенствования процесса управления государственными финансами; выявлены пути реформирование межбюджетных отношений как важнейшее направление бюджетной политики РФ.

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                           5

1   Теоретические  основы бюджетной политики государства                    7

1.1 Экономическая  сущность, виды и принципы бюджетной политики государства                                                                                                                 7

1.2 Характеристика основных инструментов реализации государственной бюджетной политики                                                                12

1.3 Показатели, характеризующие эффективность бюджетной политики

2 Исследование  современной бюджетной политики Российской Федерации

2.1 Оценка  политики государства в области  доходов                              23

2.2 Анализ  бюджетной политики в области расходов                               28

2.3 Оценка  государственной политики в  области  межбюджетных отношений                                                                                                                32

3. Совершенствование  бюджетной политики Российской  Федерации    38

3.1 Совершенствование процесса управления государственными финансами                                                                                                                38

3.2 Реформирование межбюджетных отношений как важнейшее направление бюджетной политики РФ                                                                 45

3.3 Мероприятия по повышению эффективности бюджетной политики государства                                                                                                               48

Заключение                                                                                                     55

Список использованных источников                                                          58

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях в секторе публичного управления и финансирования государственных и муниципальных услуг на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, проведение социально-экономических преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников экономических отношений, достижение измеримых, общественно значимых результатов. Иными словами, определяющими тенденциями развития бюджетной сферы на среднесрочную перспективу являются: повышение качества и доступности оказываемых населению социально значимых услуг, эффективность бюджетных расходов, улучшение инвестиционного климата территорий. Бюджетная политика становится главным инструментом реализации социально-экономической политики

В связи с этим актуализируются вопросы методологии и практики реализации бюджетной политики. Условия экономической нестабильности, законодательного изменения целей и принципов сферы публичных финансов также обусловливают появление проблемных аспектов при определении теоретико-методологических основ бюджетной политики. Необходимо отметить, что существование различных точек зрения на содержание бюджетной политики, сложившихся в экономической науке, в значительной степени затрудняют ее практическую реализацию.

Поэтому целью курсовой работы является изучение проблем реализации бюджетной политики на федеральном уровне и формулировка направлений совершенствования механизмов осуществления государственной политики в сфере регулирования общественных финансов и межбюджетных отношений.

В соответствии с целью работы рассмотрен ряд задач:

- изучить  экономическую сущность, виды и принципы бюджетной политики государства;

- дать характеристику основных инструментов реализации государственной бюджетной политики;

- исследовать  показатели, характеризующие эффективность бюджетной политики

- дать оценку политики государства в области  доходов;

- провести  анализ бюджетной политики в области расходов;

- дать оценку государственной политики в  области межбюджетных отношений;

- раскрыть  направления совершенствования процесса управления государственными финансами;

- выявить  пути реформирование межбюджетных отношений как важнейшее направление бюджетной политики РФ.

Объектом курсовой работы является бюджетная политика Российской Федерации.

Предметом выступает действующая практика формирования бюджетной политики.

Информационной базой при написании курсовой работы послужили учебные издания, статьи периодических изданий, данные Министерства финансов РФ, данные Росстата РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1   Теоретические основы бюджетной  политики государства

1.1 Экономическая сущность, виды  и принципы бюджетной политики  государства

 

В России радикальный путь развития во многом обусловлен социально ориентированной государственной бюджетной политикой, которая выражается в целях, задачах, направлениях и приоритетах на краткосрочный и среднесрочный периоды. Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом законов РФ, устанавливающими функции отдельным органам власти в бюджетном процессе. Одним из основных направлений экономической политики государства является бюджетная политика. В экономической научной литературе существуют различные определения (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1 – Подходы к определению «бюджетная политика» по мнению различных авторов

Автор

Определение

О. Ю. Свиридова [23, c. 216]

часть экономической политики государства представляет собой совокупность законодательных и нормативных актов бюджетно-налоговых, денежно-кредитных, ценовых и иных финансовых инструментов, институтов и мер органов государственной власти, обладающих согласно законодательству полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства и регулирующих финансово-кредитные потоки в секторах экономики в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.

М.В. Романовский [27, C. 257]

совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов исполнения финансов

В.М.Родионова [29, C. 315]

совокупность финансовой стратегии и финансовой тактики государства

А. Г. Грязнова[25, c. 125]

совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства

Н.М. Сабитов [22, C. 78]

система решений долгосрочного характера в бюджетной сфере, направленная на реализацию социально-экономических задач государства и формирование для этих целей соответствующих доходных источников


 

Продолжение таблицы 1.1.

Автор

Определение

Г. Б. Поляк [30, C. 196]

совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функции и управления бюджетной системой


 

Бюджетная политика как органическая часть экономической политики имеет целевую направленность, здесь выделяется единство финансового механизма: финансовые инструменты и финансовые институты государственной власти. По мнению М.В. Романовского бюджетная политика реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий на определенный период времени. Реализация финансовой политики осуществляется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков, и должна быть направлены на обеспечение экономического роста государства [27, C. 257].

Профессор М.В. Романовский включает в финансовую политику бюджетную, налоговую, кредитную, ценовую и таможенную. Авторы учебника «Финансы» под редакцией В.М.Родионовой в зависимости от деятельности периода и характера решаемых задач финансовую политику подразделяют на финансовую стратегию и финансовую тактику. Они дополняют друг друга и направлены на реализацию функции государства на всех уровнях власти [29, C. 315].

Систематизировав различные точки зрения по поводу определения бюджетной политики, предложим свое определение. Бюджетная политика есть совокупность мероприятий, связанных с финансовым обеспечением задач и функций государства, направленных на реализацию и выполнение государственных услуг, в соответствии с бюджетом на очередной финансовый год.

Что касается принципов бюджетной политики, то их содержательная сущность заключается в следующем [17, C. 255]:

  • единства;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы определяет единообразие:

  • правовой базы;
  • денежной системы;
  • организации бюджетного процесса;
  • санкций за нарушение бюджетного законодательства.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы обеспечивает закрепление соответствующих видов доходов и расходов за федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением.

Принцип самостоятельности бюджетов обусловливает право законодательных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов; не допускать изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов исходит из того, что все доходы и расходы органов государственной власти и местного самоуправления должны полностью отражаться в их бюджетах.

Принцип сбалансированности обеспечивает равенство расходов бюджетов с доходами и поступлениями из источников покрытия бюджетного дефицита.

Принцип эффективности использования бюджетных средств определяет, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема ресурсов.

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность его показателей.

Принцип адресности определяет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели.

Бюджетная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов налогообложения и государственных расходов [13, C. 56]. В связи с этим экономическая выделяются два типа бюджетной политики: дискреционная и автоматическая (недискреционная). И дискреционная, и автоматическая бюджетная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях, однако ни та, ни другая не является панацеей от всех экономических бед. Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей бюджетная политика может быть: стимулирующей (экспансионистской) и сдерживающей (рестриктивной). Стимулирующая бюджетная политика осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

Второй тип бюджетной политики - автоматическая (недискреционная) или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов, использующая такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла. Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы предприятий и работников благодаря прогрессивному налогообложению, еще быстрее увеличиваются суммы налогов. Одновременно уменьшается безработица и улучшается положение малообеспеченных семей, вследствие чего уменьшаются выплаты пособий по безработице и ряд социальных выплат. В итоге уменьшается общая величина совокупного спроса, чем сдерживается неумеренный экономический рост. На фазе кризиса суммы налоговых поступлений автоматически уменьшаются, а социальные выплаты возрастают. В результате возрастает покупательная способность населения, что способствует выходу из кризиса.

Информация о работе Бюджетная политика Российской Федерации