Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 23:01, курсовая работа
Цель работы - изучение проблем реализации бюджетной политики на федеральном уровне и формулировка направлений совершенствования механизмов осуществления государственной политики в сфере регулирования общественных финансов и межбюджетных отношений.
Введение 5
1 Теоретические основы бюджетной политики государства 7
1.1 Экономическая сущность, виды и принципы бюджетной политики государства 7
1.2 Характеристика основных инструментов реализации государственной бюджетной политики 12
1.3 Показатели, характеризующие эффективность бюджетной политики
2 Исследование современной бюджетной политики Российской Федерации
2.1 Оценка политики государства в области доходов 23
2.2 Анализ бюджетной политики в области расходов 28
2.3 Оценка государственной политики в области межбюджетных отношений 32
3. Совершенствование бюджетной политики Российской Федерации 38
3.1 Совершенствование процесса управления государственными финансами 38
3.2 Реформирование межбюджетных отношений как важнейшее направление бюджетной политики РФ 45
3.3 Мероприятия по повышению эффективности бюджетной политики государства 48
Заключение 55
Список использованных источников 58
Шестое мероприятие совершенствования помимо изменения налогового законодательства это разработать мероприятия по стимулированию регионов к зарабатыванию, т. е. чтобы регионы не ждали помощи с центра, а начали развивать свою доходную базу. Надо больше дать полномочий регионам, причем больше полномочий которые в части координации разрешительных процедур по открытию бизнеса, по стимулированию развития бизнеса, по упрощению открытия бизнеса.
Для получения дополнительных доходов консолидированного бюджета субъектов так же нужно создавать благоприятный инвестиционный климат, для привлечения потенциальных инвесторов в свой регион.
Правительство внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий сокращение большинства категорий расходов федерального бюджета в 2015 году в первую очередь, за счет исключения неэффективных затрат. При этом будет полностью обеспечено исполнение обязательств социального характера, что потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований. Кроме того, не будут уменьшаться расходы на обеспечение обороноспособности государства, поддержку сельского хозяйства и исполнение международных обязательств РФ.
Инвестиционные ресурсы бюджета планируется сконцентрировать на завершении ранее начатых проектов, а реализация части новых проектов будет отложена. Будут сокращены расходы на функционирование органов государственной власти, в том числе за счет уменьшения расходов на оплату услуг повышенной комфортности.
В целях решения проблем в сфере межбюджетных направлений в рамках повышения эффективности бюджетной политики являются следующие мероприятия.
а) В настоящее время, ключевой задачей является расширение самостоятельности и ответственности регионов, в частности закрепление в федеральном законодательстве права субъектов Российской Федерации определять категории граждан, которым необходима поддержка, исходя из принципа нуждаемости.
б) Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны иметь достаточные и действенные стимулы для расширения собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
в) В предстоящие годы необходимо завершить работу по распределению полномочий между уровнями публичной власти. Вместо практики делегирования субъектам Российской Федерации исполнения федеральных полномочий следует осуществлять передачу полномочий субъектам Российской Федерации на постоянной основе, обязательно предусмотрев и передачу субъектам Российской Федерации постоянных источников доходов в экономически обоснованном объеме.
На основе нового макроэкономического прогноза, разработанного в связи с сохранением неблагоприятной внешней конъюнктуры, будут подготовлены предложения по дальнейшей оптимизации структуры федерального бюджета в среднесрочной перспективе, в том числе за счет ежегодного снижения расходов как минимум на 5 процентов в реальном выражении в течение 3 лет. К 2017 году необходимо достичь сбалансированности бюджетной системы при наиболее вероятном уровне цен на основные товары российского экспорта.
Таким образом, необходимым условием для обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета Российской Федерации является реализация региональными и местными органами власти комплекса мер по проведению бюджетного маневра путем оптимизации расходных обязательств Российской Федерации, в том числе – внедрение принципа нуждаемости при оказании социальной поддержки, а также активизация мер по стимулированию экономического развития. В этом случае дефицит бюджетов Российской Федерации может быть существенно уменьшен относительно прогнозируемых значений. В условиях имеющихся рисков сбалансированности бюджетов органы государственной власти Российской Федерации в целях их минимизации должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств.
Заключение
Бюджетная политика нами рассматривается как важнейшая в условиях глобализации организационно-бюджетная категория, представляющая собой систему отношений, мер и действий органов власти в области управления бюджетным процессом на основе концепции развития бюджетной системы в целях достижения определенного на данном этапе экономического и социального эффекта в обществе. При проведении бюджетной политики упор может делаться либо на маневрирование расходами, либо на изменение налогов. Выбор инструмента бюджетной политики зависит от общего курса, проводимого правительством. Если это «либеральный» курс, предполагающий широкое участие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам; если проводится «консервативный» курс, ориентированный на сужение роли государства и создание чисто рыночного механизма, то в целях стабилизации экономики более широко используются налоговые изменения.
В последние годы показатели социально-экономического развития Российской Федерации, применяемые для целей формирования проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и документов долгосрочного стратегического планирования, подвергались существенной корректировке как по причине изменения основных тенденций развития экономики, так и в связи с необходимостью подготовки более реалистичных оценок, используемых для расчетов и анализа долгосрочных перспектив и прогнозов основных характеристик федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целом.
Наиболее высокие риски дестабилизации состояния российской экономики, а значит, и бюджетной устойчивости в среднесрочной перспективе, обусловлены геополитической напряженностью в связи с ситуацией вокруг Украины. Ужесточение санкций в отношении отдельных субъектов экономических отношений и целых отраслей российской экономики, финансовой инфраструктуры способны в значительной степени негативно повлиять на динамику ВВП.
Сценарием прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенным в основу бюджетного планирования, предполагаются относительно стабильные условия, при которых масштабные экономические санкции к России не применяются, так как произошло ослабление внешнеполитической напряженности во второй половине 2014 года и возобновление роста инвестиций в основной капитал. Введение санкций в отношении отдельных отраслей российской экономики может привести к ухудшению их финансового состояния, условий заимствования, росту «премий» за риск и усилению оттока капитала. Это может привести к дальнейшему ослаблению обменного курса, росту инфляции и ухудшению потребительской уверенности. В условиях роста общей неуверенности и снижения экономической активности может продолжиться дальнейшее сокращение инвестиций в основной капитал. Кроме того, сохраняется риск нарушения экспортных поставок газа через Украину, а также введения торговых санкций со стороны стран Евросоюза.
В краткосрочном и среднесрочном периодах у России достаточно резервов для компенсации большей части возможных экономических потерь, связанных с санкциями, в то же время эскалация напряженности может понизить прирост ВВП до 0,2-0,3% уже в 2014 году. В более длительной перспективе санкции могут оказать существенное влияние на снижение бюджетной устойчивости, а также ухудшение условий и сокращение возможностей для модернизации при ограничении импорта технологий, инвестиций и передовых практик. В части риска изменения прогнозируемой динамики цены на нефть, с одной стороны, существует вероятность снижения цены на нефть в связи с высоким предложением нефти, превышающим спрос, а, с другой стороны, высока вероятность повышения цены на нефть в связи с сохранением растущего спроса на нефть и нестабильностью поставок.
Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это – базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.
На 2015-2017 гг. российский бюджет запланирован дефицитным. Дефицит планируется покрывать в основном из внутренних источников финансирования. В то же время из внешних источников предполагается привлекать ежегодно по 7 млрд долл. Однако реализация подобных планов представляется проблематичной, поскольку их удавалось выполнять лишь в «досанкционный» период.
Бюджетная политика в 2015 - 2017 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:
Список использованных источников