Бюджетная политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение проблем реализации бюджетной политики на федеральном уровне и формулировка направлений совершенствования механизмов осуществления государственной политики в сфере регулирования общественных финансов и межбюджетных отношений.

Оглавление

Введение 5
1 Теоретические основы бюджетной политики государства 7
1.1 Экономическая сущность, виды и принципы бюджетной политики государства 7
1.2 Характеристика основных инструментов реализации государственной бюджетной политики 12
1.3 Показатели, характеризующие эффективность бюджетной политики
2 Исследование современной бюджетной политики Российской Федерации
2.1 Оценка политики государства в области доходов 23
2.2 Анализ бюджетной политики в области расходов 28
2.3 Оценка государственной политики в области межбюджетных отношений 32
3. Совершенствование бюджетной политики Российской Федерации 38
3.1 Совершенствование процесса управления государственными финансами 38
3.2 Реформирование межбюджетных отношений как важнейшее направление бюджетной политики РФ 45
3.3 Мероприятия по повышению эффективности бюджетной политики государства 48
Заключение 55
Список использованных источников 58

Файлы: 1 файл

Бюджетная политика.docx

— 107.23 Кб (Скачать)

Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица 2.4).

 

Таблица 2.4 -  Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей [36]

 

2012 год

2013 год

2014 год

сумма

%% к предыдущему году

сумма

%% к предыдущему году

сумма

%% к предыдущему году

ВСЕГО

12 198,3

110,7

13 431,9

110,1

14 293,9

106,4

в том числе:

           

Общегосударственные вопросы

794,6

91,3

802,0

100,9

784,6

97,8

Национальная оборона

1 847,4

120,5

2 334,3

126,4

2 750,8

117,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 687,2

137,2

1 903,3

112,8

1 994,6

104,8

Национальная экономика

1 762,2

96,1

1 681,4

95,4

1 653,9

98,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

99,7

42,9

86,3

86,6

62,2

72,1

Охрана окружающей среды

19,6

111,7

19,9

101,7

21,4

107,1

Образование

559,9

101,4

521,5

93,2

467,6

89,7

Культура, кинематография

80,9

92,4

78,5

96,9

76,4

97,4

Здравоохранение

498,8

106,9

454,0

91,0

445,0

98,0

Социальная политика

3 796,9

120,4

4 102,3

108,0

4 134,2

100,8

Физическая культура и спорт

38,7

91,3

30,7

79,3

24,4

79,5

Средства массовой информации

62,6

102,0

56,4

90,1

50,3

89,1

Обслуживание государственного и муниципального долга

438,9

125,1

538,0

122,6

640,5

119,0

Межбюджетные трансферты

510,8

86,5

487,3

95,4

473,6

97,2


 

В 2012-2014 годах увеличился объем  расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации. Рост расходов на эти цели обусловлен проведением с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также переводом с 1 января 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.

Расходы в области социальной политики отмечены со значительным ростом в 2012 и 2013 годах, в основном, за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Так, в связи с поставленной задачей на 4% снизить ставку в 2012-2013 годах, на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи со снижением тарифов страховых взносов в 2012-2013 годах резервируются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году на сумму 236,4 млрд. рублей и в 2013 году – на 275,6 млрд. рублей.

Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.

Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением отдельных мероприятий, в том числе обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем в 2013 году, ряда федеральных целевых программ, единовременностью  субсидии государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Уменьшение бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование в 2013 году по сравнению с 2012 годом  и в 2014 году по сравнению с 2013 годом  обусловлено  завершением в 2013 году реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей с 1 января 2012 года в соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.

Уменьшение расходов федерального бюджета  на здравоохранение в 2013 и 2014 годах вызвано, в основном, тем, что в рамках проводимой реформы  здравоохранения денежные выплаты врачам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в муниципальных учреждениях, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачам, фельдшерам и медсестрам, по проведению мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,   планируется осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования.

По другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором, влияющим  на изменение объема, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, которые имеют измеримый и законченный срок реализации (исполнения).

Дефицит федерального бюджета на кассовой основе в 2014 году составил, по предварительным данным Минфина России, 327,96 млрд. руб., или около 0,5% ВВП против дефицита в размере 322,96 млрд. руб. (также около 0,5% ВВП) годом ранее. При этом доходы бюджета составили 14496,14 млрд. руб., или 20,4% ВВП (13019,95 млрд. руб., или 19,7% ВВП в 2013 году), а расходы бюджета (на кассовой основе) – 14824,11 млрд. руб., или 20,9% ВВП против 13342,9 млрд. руб. (20,2% ВВП) за двенадцать месяцев 2013 года. Непроцентные расходы сложились в объеме 14408,5 млрд. руб., или 20,3% ВВП (12982,65 млрд. руб., или 19,6% ВВП в 2013 году), а обслуживание государственного долга (процентные расходы) составило 415,61 млрд. руб., или 0,59% ВВП против 360,3 млрд. руб., или 0,54% ВВП годом ранее.

 

Таблица 2.5 – Дефицит федерального бюджета в 2012 – 2014 гг, млрд.руб.

 

2012 г

2013 г

2014 г

Изменение

Дефицит федерального бюджета

-276,81

-322,96

-327,96

рост 51,15


 

Таким образом, в РФ для преодоления экономического кризиса в фазе рецессии государство осуществляет стимулирующую фискальную политику, которая  предполагает:

  • снижение налогов, увеличение государственных расходов и повышение дефицита государственного бюджета
  • сокращение расходов на социальные программы для преодоления дефицита государственного бюджета
  • повышение налогов и уменьшение расходов для сбалансирования бюджета
  • сокращение дефицита государственного бюджета за счет стимулирования экспорта.

Для преодоления рецессии стимулирующая фискальная политика направлена на стимулирование совокупного спроса, прежде всего инвестиционного спроса. Снижение налогов и увеличение государственных расходов ведут к росту выпуска продукции и снижению безработицы. Общепризнано, что данные меры предполагают дефицит бюджета страны.

 

2.3 Оценка государственной политики  в  области межбюджетных отношений

 

В России, продолжающей свое движение по пути экономических реформ и структурной перестройки не только экономической, но и политической систем, особое внимание уделяется построению и нормальному функционированию бюджетной системы государства.

За последние 3 года в бюджетной сфере государства произошли глобальные изменения, связанные с принятием основополагающих законов и, прежде всего, Бюджетного кодекса РФ. Бюджетный кодекс законодательно прописал многие принципиальные вопросы взаимоотношений и взаимодействия различных уровней государственной власти. Не принижая значимости этого фундаментального документа, нельзя не признать, что во многих вопросах он имеет характер рамочного закона, требующего принятия дополнительных законодательных актов как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В 2014 году бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлены межбюджетные трансферты в сумме 1 487,9 млрд рублей (рисунок 2.1). Структура межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2011–2014 годах представлена в таблице 2.4 [24, C. 520].

 

Таблица 2.6 - Структура межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012–2014 годах

Показатель

2012 г

2013 г

2014 г

Межбюджетные трансферты

1470,2

1440,2

1487,9

Дотации, в том числе

563,5

524,0

609,1

доля в межбюджетных трансфертах

36,4

36,4

40,9

% к предыдущему  году

93,0

93,0

116,3

Субсидии

509,2

570,9

515,6

доля в межбюджетных трансфертах

34,6

39,6

34,7

% к предыдущему  году

123,8

112,1

90,3

Субвенции

337,4

284,2

273,7

доля в межбюджетных трансфертах

23,0

19,7

18,4

% к предыдущему  году

89,1

84,2

96,3

Иные межбюджетные трансферты

60,1

61,1

89,5

доля в межбюджетных трансфертах

4,1

4,3

6,0

% к предыдущему  году

91,6

101,7

146,5


 

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания. Целью распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности между субъектами Российской Федерации является реализация гарантированных Конституцией Российской Федерации равных условий получения гражданами социальной и медицинской помощи, образования, качественного предоставления государственных и муниципальных услуг.

Предоставление из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации способствовало сокращению различий в уровне расчетной бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными регионами в 2014 году с 6,7 до 2,8 раз.

Количество регионов-получателей дотаций в 2014 году составило 73 субъекта Российской Федерации. При этом 4 региона остаются получателями благодаря действующему механизму неснижения объемов средств, ранее утвержденных Федеральном законом от 3 декабря 2013 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Действующая методика предоставления дотаций позволила сохранить объем дотаций на 2014 год по сравнению с ранее утвержденным уровнем 16 регионам и не снижать его на 11,4 млрд рублей по сравнению с расчетными объемами, что соответствует принципам среднесрочного финансового планирование и способствует сбалансированному исполнению бюджетов.

В 2014 году субсидии, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности и муниципальной собственности, предоставлены бюджетам субъектов Российской Федерации по следующим основным направлениям.

В 2014 году государственная поддержка сельского хозяйства осуществлялась в рамках реализации мероприятий Государственной программы развитии сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014–2020 годы.

В ходе реализации намеченных мероприятий по направлению «Модернизация региональных систем дошкольного образования» достигнуты следующие результаты.

Соглашениями, подписанными между Минобрнауки России и субъектами Российской Федерации по реализации региональных систем дошкольного образования, запланировано создание 361 822 мест для реализации программ дошкольного образования, фактическое исполнение обязательств по всей России составило 401 677 мест, что на 11,02% больше запланированного количества мест.

Развивается сеть негосударственных (частных) образовательных организаций дошкольного образования. На 1 сентября 2014 г. функционировало 1017 официально зарегистрированных и имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности частных детских садов, в которых дошкольное образование получают 77 тыс. детей (1,4% от общего количества обучающихся дошкольников). Кроме того, негосударственный сектор дошкольного образования представлен индивидуальными предпринимателями, осуществляющими как уход и присмотр за детьми, так и дошкольное образование. В 2014 году их насчитывалось около 2 тыс. человек (в 2012 г. – 93 чел., в 2013 г. – 1081 чел.).

Показатель очередности в дошкольные учреждения составил 439 719 детей. Отсутствует очередь в детские сады в 10 субъектах Российской Федерации, таких как: Амурская, Владимирская, Магаданская, Мурманская, Новгородская, Оренбургская, Тюменская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа, г. Санкт-Петербург Реализация государственных функций в области здравоохранения с целью повышение доступности и качества медицинской, в том числе специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, осуществлялась в рамках мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье».

Информация о работе Бюджетная политика Российской Федерации