Бюджетная политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является обоснование необходимости совершенствования бюджетной политики РФ.
Для достижения цели в работе поставлены исследовательские задачи:
1. Раскрыть экономическую сущность и функции бюджета Российской Федерации;
2. Рассмотреть правовое регулирование бюджетного процесса;
3. Охарактеризовать систему бюджетных доходов и расходов;
4. Рассмотреть сущность и содержание бюджетной политики, а также ее особенности на современном этапе;
5. Осветить вопросы, связанные с совершенствованием бюджетной политики и повышением ее эффективности;
6. Определить дальнейшее развитие межбюджетных отношений.

Оглавление

1. Сущность бюджетной политики
1.1. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы.
1.2. Понятие, цели и задачи бюджетной политики.
1.3. Основные результаты и проблемы бюджетной политики.
2. Бюджетная политика РФ на современном этапе.
2.1. Анализ современной бюджетной политики в области доходов.
2.2. Оценка бюджетной политики России в области расходов.
2.3. Особенности формирования и проявления межбюджетный отношений на современном этапе.
3. Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.
3.1. Пути укрепления доходной базы федерального бюджета как базы бюджетной политики.
3.2. Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ.
Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 48.85 Кб (Скачать)

Органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органам местного самоуправления необходимо провести работу по мобилизации  доходов и оптимизации расходных  обязательств, сконцентрировав расходы  на ключевых социально-экономических  направлениях, в том числе на повышении  заработной платы в бюджетной  сфере. При решении этой задачи необходимо исходить из того, что повышение  оплаты труда должно осуществляться дифференцированно, и в первую очередь  тем специалистам, которые имеют  высокую квалификацию и профессиональные достижения.

Надо обеспечить выполнение плана поэтапной отмены льгот, установленных  на федеральном уровне, применение которых приводит к недополучению  доходов региональных и местных  бюджетов. А если введение льготы на федеральном уровне признано целесообразным, то должен быть продуман механизм компенсации  выпадающих доходов этих бюджетов.

Руководители регионов и  муниципалитетов должны владеть  информацией о зачислении на соответствующих  территориях доходов в региональные и местные бюджеты, чтобы оценить  прежде всего эффективность принимаемых  мер по расширению доходной базы. Поэтому  надо наладить взаимодействие между  налоговыми органами и заинтересованными  органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления.

9. Важными задачами Правительства  Российской Федерации являются  обеспечение постоянного доступа  России на долговые рынки на  приемлемых условиях, снижение стоимости  заимствований и расходов по  долговым обязательствам, получение  дополнительных доходов от управления  средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.

Возросшая волатильность  рынков диктует необходимость перехода к методам активного управления государственным долгом и постоянного  профессионального присутствия  на финансовом рынке, к более разнообразным  стратегиям инвестирования средств суверенных фондов.

Считаю, что решить эту  задачу позволит учреждение Российского  финансового агентства - принципиально  новой для нашей страны структуры, призванной реализовывать на финансовых рынках политику государства в сфере  управления суверенными фондами  и долговыми обязательствами.

В этой связи Правительству  Российской Федерации необходимо создать  все условия для того, чтобы  уже в начале 2013 года Российское финансовое агентство смогло приступить к своей практической деятельности.

10. Необходимо обеспечить  прозрачность и открытость бюджета  и бюджетного процесса для  общества.

Социально-экономическая  и бюджетная политика государства  осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных государственных  институтов, но и от того, в какой  мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации, доверяет ей.

Правительству Российской Федерации  необходимо в 2013 году разработать методические рекомендации по представлению бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении в понятной для неподготовленного  пользователя информативной и компактной форме.

Эти материалы должны содержать  объяснение основных целей, задач и  ориентиров бюджетной политики, обоснование  государственных расходов и описание достигнутых количественных и качественных результатов.

В дальнейшем предлагаю создать  единый портал бюджетной системы  Российской Федерации, посредством  которого сделать доступной в  режиме реального времени необходимую информацию для всех заинтересованных пользователей. Это должен быть портал, который охватывает всю Россию, все регионы и всех бюджетополучателей. Информация должна быть представлена в едином формате, максимально удобном и простом для анализа. Должна появиться возможность проследить по каждому получателю (региону, муниципалитету или отдельной организации), сколько средств он получает из всех бюджетных источников, насколько эффективно эти средства израсходованы. Портал должен быть доступен для населения и предоставлять возможность участия граждан в управлении бюджетным процессом.

Эти и другие задачи решались в рамках принятой в 2010 году программы  Правительства Российской Федерации  по повышению эффективности бюджетных  расходов. По многим направлениям бюджетной  реформы созданы неплохие заделы. В 2012 году срок действия этой программы  завершается. Предлагаю Правительству  Российской Федерации в 2012 году подвести итоги ее реализации и разработать  новую стратегию действий в этой сфере - программу повышения эффективности  управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Основные результаты и проблемы бюджетной политики.

 

В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью  выполнены принятые социальные обязательства  государства. Создание Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса  без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось  снизить и удержать государственный  долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.

К началу 2012 года экономика  полностью восстановилась после  кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить  в 2011 году федеральный бюджет без  дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики  Российской Федерации к внешним  негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.

Но есть и ряд нерешенных проблем.

Во-первых, сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит. Бюджетная  система Российской Федерации находится  в высокой степени зависимости  от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности  для бюджетного маневра в целях  существенного увеличения бюджетных  расходов по направлениям, обусловливающим  экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости  этих расходов. При этом принятые бюджетные  обязательства не могут быть существенно  сокращены вследствие социальной направленности значительной их части.

Во-вторых, структура бюджетных  расходов не является оптимальной для  стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств  на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования  и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.

В-третьих, на низком уровне осуществляется финансово-экономическое  обоснование решений, приводящих к  новым расходным обязательствам. Недостаточно качественной является оценка того, какие долгосрочные последствия  будет иметь принятие новых обязательств для социально-экономического развития Российской Федерации, как оно будет  связано с другими направлениями  политики государства и какое  влияние окажет на объем длящихся обязательств.

В-четвертых, зачастую эффективность  осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический  эффект несоразмерен объему израсходованных  на те или иные цели средств.

В-пятых, межбюджетные отношения  пока не в полной мере настроены  на стимулирование органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской  и инвестиционной деятельности, которые  объективно являются необходимой основой  для увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов. Высока зависимость  бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной  власти в этой сфере должным образом  не раскрываются.

В-седьмых, не удалось избежать практики постоянных фрагментарных  изменений налогового законодательства. Даже при улучшении условий налогообложения для ведения предпринимательской деятельности это обусловливает необходимость постоянного отслеживания изменений и внесения корректив в планы финансовой деятельности, что вызывает дополнительные затраты, особенно у субъектов малого и среднего предпринимательства. Постоянное ожидание таких изменений препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов по причине низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов.

1 Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – с.12.

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 2010 год). – ст.6.

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 2010 год). – ст.28.


Информация о работе Бюджетная политика Российской Федерации