Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:38, курсовая работа
Целью исследования является обоснование необходимости совершенствования бюджетной политики РФ.
Для достижения цели в работе поставлены исследовательские задачи:
1. Раскрыть экономическую сущность и функции бюджета Российской Федерации;
2. Рассмотреть правовое регулирование бюджетного процесса;
3. Охарактеризовать систему бюджетных доходов и расходов;
4. Рассмотреть сущность и содержание бюджетной политики, а также ее особенности на современном этапе;
5. Осветить вопросы, связанные с совершенствованием бюджетной политики и повышением ее эффективности;
6. Определить дальнейшее развитие межбюджетных отношений.
1. Сущность бюджетной политики
1.1. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы.
1.2. Понятие, цели и задачи бюджетной политики.
1.3. Основные результаты и проблемы бюджетной политики.
2. Бюджетная политика РФ на современном этапе.
2.1. Анализ современной бюджетной политики в области доходов.
2.2. Оценка бюджетной политики России в области расходов.
2.3. Особенности формирования и проявления межбюджетный отношений на современном этапе.
3. Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.
3.1. Пути укрепления доходной базы федерального бюджета как базы бюджетной политики.
3.2. Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ.
Заключение
Библиографический список
Органам государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органам местного самоуправления
необходимо провести работу по мобилизации
доходов и оптимизации
Надо обеспечить выполнение плана поэтапной отмены льгот, установленных на федеральном уровне, применение которых приводит к недополучению доходов региональных и местных бюджетов. А если введение льготы на федеральном уровне признано целесообразным, то должен быть продуман механизм компенсации выпадающих доходов этих бюджетов.
Руководители регионов и
муниципалитетов должны владеть
информацией о зачислении на соответствующих
территориях доходов в
9. Важными задачами
Возросшая волатильность рынков диктует необходимость перехода к методам активного управления государственным долгом и постоянного профессионального присутствия на финансовом рынке, к более разнообразным стратегиям инвестирования средств суверенных фондов.
Считаю, что решить эту задачу позволит учреждение Российского финансового агентства - принципиально новой для нашей страны структуры, призванной реализовывать на финансовых рынках политику государства в сфере управления суверенными фондами и долговыми обязательствами.
В этой связи Правительству Российской Федерации необходимо создать все условия для того, чтобы уже в начале 2013 года Российское финансовое агентство смогло приступить к своей практической деятельности.
10. Необходимо обеспечить
прозрачность и открытость
Социально-экономическая и бюджетная политика государства осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных государственных институтов, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации, доверяет ей.
Правительству Российской Федерации необходимо в 2013 году разработать методические рекомендации по представлению бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении в понятной для неподготовленного пользователя информативной и компактной форме.
Эти материалы должны содержать объяснение основных целей, задач и ориентиров бюджетной политики, обоснование государственных расходов и описание достигнутых количественных и качественных результатов.
В дальнейшем предлагаю создать единый портал бюджетной системы Российской Федерации, посредством которого сделать доступной в режиме реального времени необходимую информацию для всех заинтересованных пользователей. Это должен быть портал, который охватывает всю Россию, все регионы и всех бюджетополучателей. Информация должна быть представлена в едином формате, максимально удобном и простом для анализа. Должна появиться возможность проследить по каждому получателю (региону, муниципалитету или отдельной организации), сколько средств он получает из всех бюджетных источников, насколько эффективно эти средства израсходованы. Портал должен быть доступен для населения и предоставлять возможность участия граждан в управлении бюджетным процессом.
Эти и другие задачи решались
в рамках принятой в 2010 году программы
Правительства Российской Федерации
по повышению эффективности
1.3. Основные результаты и проблемы бюджетной политики.
В результате целенаправленных
действий в сфере бюджетной политики
в последние годы удалось решить
ряд существенных задач. Полностью
выполнены принятые социальные обязательства
государства. Создание Резервного фонда
и Фонда национального
К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.
Но есть и ряд нерешенных проблем.
Во-первых, сохраняется значительный
ненефтегазовый дефицит. Бюджетная
система Российской Федерации находится
в высокой степени зависимости
от ситуации на мировых сырьевых рынках.
Из-за этого ограничены возможности
для бюджетного маневра в целях
существенного увеличения бюджетных
расходов по направлениям, обусловливающим
экономическое развитие страны, даже
при понимании объективной
Во-вторых, структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.
В-третьих, на низком уровне
осуществляется финансово-экономическое
обоснование решений, приводящих к
новым расходным
В-четвертых, зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств.
В-пятых, межбюджетные отношения
пока не в полной мере настроены
на стимулирование органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления
к созданию условий для
В-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются.
В-седьмых, не удалось избежать
практики постоянных фрагментарных
изменений налогового законодательства.
Даже при улучшении условий
1 Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – с.12.
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 2010 год). – ст.6.
3 Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 2010 год). – ст.28.