Бюджетная политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является обоснование необходимости совершенствования бюджетной политики РФ.
Для достижения цели в работе поставлены исследовательские задачи:
1. Раскрыть экономическую сущность и функции бюджета Российской Федерации;
2. Рассмотреть правовое регулирование бюджетного процесса;
3. Охарактеризовать систему бюджетных доходов и расходов;
4. Рассмотреть сущность и содержание бюджетной политики, а также ее особенности на современном этапе;
5. Осветить вопросы, связанные с совершенствованием бюджетной политики и повышением ее эффективности;
6. Определить дальнейшее развитие межбюджетных отношений.

Оглавление

1. Сущность бюджетной политики
1.1. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы.
1.2. Понятие, цели и задачи бюджетной политики.
1.3. Основные результаты и проблемы бюджетной политики.
2. Бюджетная политика РФ на современном этапе.
2.1. Анализ современной бюджетной политики в области доходов.
2.2. Оценка бюджетной политики России в области расходов.
2.3. Особенности формирования и проявления межбюджетный отношений на современном этапе.
3. Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.
3.1. Пути укрепления доходной базы федерального бюджета как базы бюджетной политики.
3.2. Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ.
Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 48.85 Кб (Скачать)

В бюджетной стратегии  необходимо определить механизмы обеспечения  связи между долгосрочными целями государственных программ, конкретными  индикаторами их выполнения и бюджетными проектировками на трехлетний период.

Правительству Российской Федерации  следует до конца 2012 года подготовить  долгосрочную бюджетную стратегию, сопряженную с долгосрочным прогнозом  социально-экономического развития Российской Федерации.

4. Необходимо повысить  качество предоставляемых населению  государственных и муниципальных  услуг. Прежде всего это относится  к столь значимым для общества  сферам, как образование, здравоохранение  и культура. От успешности действий  в этих сферах непосредственно  зависят условия жизни населения.  Эффективность осуществления бюджетных  расходов в этих сферах справедливо  принимается в расчет и при  оценке качества инвестиционного  климата, поскольку эти расходы  рассматриваются как инвестиции  в человеческий капитал.

Нельзя идти по пути механического  наращивания бюджетных расходов в этих сферах. Несмотря на увеличение бюджетных расходов в последние  годы, достигнутые результаты не удовлетворяют  граждан. Причина состоит в медленном  реформировании отраслей социальной сферы  и в неэффективной системе  материального и морального стимулирования работников.

Неэффективно с точки  зрения использования бюджетных  средств и несправедливо по отношению  к гражданам, когда одинаково  финансируются организации, предоставляющие  как качественные, так и некачественные услуги, когда одинаково оплачивается труд как добросовестных, так и  недобросовестных работников.

Нормативно-правовая база для  отказа от сметного финансирования учреждений и введения новой системы оплаты труда уже создана. Теперь задача - повсеместно внедрить ее и обеспечить практическую реализацию уже предусмотренного законодательством нового механизма  финансирования государственных и  муниципальных учреждений, а в  самих учреждениях - обеспечить переход  к "эффективному контракту", который  должен четко определять условия  оплаты труда и "социальный пакет" работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы. Применение "эффективного контракта" также призвано повысить конкурентоспособность  государства как работодателя на региональных рынках труда и сопоставимость стоимости труда в государственном, муниципальном и частном секторах экономики.

Этапы перехода к "эффективному контракту" должны быть увязаны с  конкретными структурными и институциональными изменениями в отраслях социальной сферы, направленными на повышение  эффективности образования, науки, культуры, здравоохранения.

Правительство Российской Федерации  должно до конца 2012 года утвердить "дорожные карты" таких изменений на период до 2018 года, определяющие четкую последовательность действий, сроки, ответственных за исполнение, необходимое организационное и  ресурсное обеспечение.

При предоставлении государственных  и муниципальных услуг недопустимо  ориентироваться исключительно  на возможности государственных  и муниципальных учреждений. Если необходимая услуга может быть предоставлена  за те же деньги и более качественно  частными организациями, то у них  ее и следует заказывать. Граждане должны иметь возможность выбора организации, предоставляющей услуги за счет бюджетных средств.

Осуществление структурных  изменений, наряду с финансированием  из бюджетов всех уровней, должно привести к увеличению заработной платы врачей, педагогических работников, научных  сотрудников, преподавателей образовательных  учреждений, работников учреждений культуры, социальных работников в соответствии с параметрами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

5. Обеспечение макроэкономической  стабильности и бюджетной устойчивости.

Инструменты бюджетной политики должны быть нацелены на противодействие  факторам нестабильности - высокой  инфляции и бюджетному дефициту. Без  этого невозможно улучшение предпринимательского и инвестиционного климата.

Прежде всего необходимо крайне осмотрительно формировать  политику расходов. В условиях высоких  цен на нефть и газ на мировом  рынке в бюджет поступают дополнительные доходы и возникает потенциальная возможность соответственно увеличить бюджетные расходы. Но действие этого фактора крайне нестабильно, и в случае ухудшения ситуации на мировом рынке может возникнуть угроза невыполнения бюджетных обязательств. Такого развития событий нельзя допустить.

Продуманная бюджетная политика в области расходов в совокупности с мерами денежно-кредитного регулирования, включая применение гибкого механизма  формирования валютного курса рубля, должна обусловливать низкую инфляцию, что, в свою очередь, должно способствовать переходу России на новый уровень  развития, характеризующийся большей  устойчивостью к резкому воздействию  внешних негативных факторов.

В период острой фазы мирового экономического кризиса в целях  повышения возможности для оперативного бюджетного маневра было на время  прекращено действие так называемого  бюджетного правила, исключающего возможность  использования доходов, получаемых в результате высокого уровня цен  на нефть и газ, для осуществления  текущих расходов. Необходимо возвратить действие этого правила, предусмотрев законодательное закрепление порядка  использования нефтегазовых доходов, позволяющего в максимально возможной  степени стимулировать экономический  рост и страховать от резких колебаний  на мировом рынке.

При планировании расходов федерального бюджета целесообразно  основываться на базовой, средней цене на нефть за пятилетний период с  ежегодным увеличением расчетного периода на один год до достижения 10 лет. Предельные расходы федерального бюджета не должны превышать объем  доходов при базовой цене более  чем на один процент валового внутреннего  продукта.

В случае если фактическая  цена на нефть оказывается выше базовой, дополнительные доходы следует направлять в Резервный фонд. Если же цена снижается, то для покрытия дефицита федерального бюджета следует направлять средства Резервного фонда.

После достижения нормативно установленного объема Резервного фонда  дополнительные нефтегазовые доходы должны направляться в Фонд национального  благосостояния. При этом часть этих доходов может использоваться для  финансирования инфраструктурных и  других приоритетных для Российской Федерации проектов. Безусловно, до принятия решений о таком использовании  средств Фонда национального  благосостояния должно быть принято  долгосрочное решение по развитию пенсионной системы и необходимому резервированию средств Фонда национального  благосостояния для поддержки ее устойчивости.

Эти положения следует  закрепить в бюджетном законодательстве в 2012 году, с тем чтобы соответствующие  нормы были применены при формировании федерального бюджета начиная с 2013 года.

Необходимо сформировать эффективную систему управления рисками, позволяющую обеспечивать прогнозирование и предотвращение кризисных ситуаций и быстрое  реагирование на них. Недостаточно реагировать  на уже возникший кризис. Нужно  научиться его прогнозировать и  предотвращать. Для этого должна быть организована работа по постоянному  мониторингу системных рисков, подготовке и реализации мер по их предотвращению и смягчению.

При подготовке проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов Правительству  Российской Федерации следует учесть вероятность неблагоприятного для  Российской Федерации развития внешнеэкономической  ситуации. Необходимо предусмотреть  в пределах утвержденных в соответствии с бюджетными правилами параметров бюджета механизмы возможного перераспределения  ресурсов для реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, рынка труда, отраслей социальной сферы  и по социальному обеспечению  населения. При этом механизмы и  инструменты антикризисной государственной  политики должны быть заранее проработаны. В случае резкого снижения цены на нефть на мировом рынке и ухудшения  экономической ситуации должны быть заблаговременно определены варианты возможной корректировки параметров бюджета.

6. Необходимо определиться  с параметрами дальнейшего развития  пенсионной системы, которые должны  обеспечить ее надежность и  долгосрочную сбалансированность  с учетом демографических изменений  в структуре населения.

Это важно прежде всего  для граждан, поскольку от обоснованности действий в этой сфере непосредственно  зависят возможности и условия  обеспечения их прав. Но это важно  и для формирования благоприятного инвестиционного климата, поскольку  от параметров пенсионной системы в  значительной степени зависят стабильность и предсказуемость экономического и социального развития Российской Федерации, и прежде всего предсказуемость  бюджетной политики. От определения  параметров дальнейшего развития пенсионной системы зависят требуемый объем  трансфертов из федерального бюджета  и роль Фонда национального благосостояния в обеспечении устойчивости пенсионной системы.

Доверие инвесторов к политике макроэкономической стабильности повысится, если им будут понятны условия  и источники финансирования пенсионной системы.

Правительство Российской Федерации  должно представить предложения  по параметрам развития пенсионной системы  не позднее сентября 2012 г. И эти  параметры должны быть учтены в проекте  бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

7. Налоговая система должна  быть настроена на улучшение  качества инвестиционного климата,  повышение предпринимательской  активности, совершенствование структуры  экономики, повышение ее конкурентоспособности,  прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

Правительством Российской Федерации одобрены Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, что позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость налоговой политики государства.

При практической реализации этого документа следует обратить внимание на повышение значимости не только фискальной, но и экономической  функции налоговой политики.

Налоговая система Российской Федерации должна быть конкурентоспособна по сравнению с налоговыми системами  государств, ведущих на мировом рынке  борьбу за привлечение инвестиций в  национальные экономики. Процедуры  налогового администрирования должны стать максимально комфортными  для добросовестных налогоплательщиков.

Развитие налоговой системы  должно отвечать задачам диверсификации российской экономики. Поэтому налоговая  нагрузка на несырьевые сектора экономики  не будет повышаться по крайней мере до 2018 года. После принятия в 2012 году Федеральным Собранием Российской Федерации изменений в налоговое  законодательство Российской Федерации, касающихся налоговых ставок, предлагаю  больше не корректировать ставки по основным налогам.

Необходимы последовательные действия по предотвращению попыток  уклонения от уплаты налогов. Налоговая  нагрузка воспринимается болезненней  добросовестными налогоплательщиками, когда другие, работающие в тех  же экономических условиях, уклоняются от уплаты налогов. Дело не только в  недополучении бюджетом доходов, которые  могли бы быть использованы в интересах  общества, но и в неравенстве условий  экономической деятельности.

Правительство Российской Федерации  должно принять конкретные меры противодействия  уклонению от уплаты налогов, исходя из того, что при увеличении в  результате осуществления этих налоговых  мер налоговых доходов могут  быть приняты решения о снижении существующей налоговой нагрузки.

В целях сокращения неоправданных  административных издержек налогоплательщиков следует обеспечить упрощение налогового учета и возможность использования  документов бухгалтерского учета при  подготовке и представлении налоговой  отчетности.

8. Требуется реализация  нового этапа развития межбюджетных  отношений.

Ключевой задачей является расширение самостоятельности и  ответственности регионов, в частности  закрепление в федеральном законодательстве права субъектов Российской Федерации  определять категории граждан, которым  необходима поддержка, исходя из принципа нуждаемости.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления должны иметь достаточные и действенные  стимулы для расширения собственной  доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В предстоящие годы необходимо завершить работу по распределению  полномочий между уровнями публичной  власти. Вместо практики делегирования  субъектам Российской Федерации  исполнения федеральных полномочий следует осуществлять передачу полномочий субъектам Российской Федерации  на постоянной основе, обязательно  предусмотрев и передачу субъектам  Российской Федерации постоянных источников доходов в экономически обоснованном объеме.

В настоящее время почти  треть субъектов Российской Федерации  перешла на формирование своих бюджетов в соответствии с программно-целевыми методами бюджетного планирования. В  целях повышения эффективности  расходования бюджетных средств  на финансирование отраслей экономики  и социальной сферы необходимо стимулировать  дальнейший переход к формированию бюджетов программно-целевыми методами. Необходимо продолжить стимулирование за счет средств федерального бюджета  в форме грантов реализации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Правительству Российской Федерации следует продумать и другие механизмы стимулирования использования программно-целевых методов формирования и исполнения бюджетов на региональном уровне.

Информация о работе Бюджетная политика Российской Федерации