Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:38, курсовая работа
Целью исследования является обоснование необходимости совершенствования бюджетной политики РФ.
Для достижения цели в работе поставлены исследовательские задачи:
1. Раскрыть экономическую сущность и функции бюджета Российской Федерации;
2. Рассмотреть правовое регулирование бюджетного процесса;
3. Охарактеризовать систему бюджетных доходов и расходов;
4. Рассмотреть сущность и содержание бюджетной политики, а также ее особенности на современном этапе;
5. Осветить вопросы, связанные с совершенствованием бюджетной политики и повышением ее эффективности;
6. Определить дальнейшее развитие межбюджетных отношений.
1. Сущность бюджетной политики
1.1. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы.
1.2. Понятие, цели и задачи бюджетной политики.
1.3. Основные результаты и проблемы бюджетной политики.
2. Бюджетная политика РФ на современном этапе.
2.1. Анализ современной бюджетной политики в области доходов.
2.2. Оценка бюджетной политики России в области расходов.
2.3. Особенности формирования и проявления межбюджетный отношений на современном этапе.
3. Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.
3.1. Пути укрепления доходной базы федерального бюджета как базы бюджетной политики.
3.2. Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ.
Заключение
Библиографический список
Принцип разграничения доходов
и расходов означает закрепление
доходов и расходов за субъектами
бюджетной системы, а также определение
полномочий органов государственной
власти по формированию доходов, установлению
и исполнению расходных обязательств.
Органы государственной власти и
органы местного самоуправления обязаны
вести реестры расходных
На основе международного опыта можно выделить два основных принципа закрепления доходных полномочий:
Принцип самостоятельности бюджетов означает для органов государственной власти и местного самоуправления:
Принцип равенства бюджетных
прав означает, что для всех субъектов
РФ государство устанавливает
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает:
Различают бюджеты брутто и нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто – только чистые доходы и расходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.
Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации дефицита бюджета.
Принцип эффективности и
экономности использования
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что бюджетные доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, кроме доходов целевых бюджетных фондов.
Принцип достоверности бюджета
предполагает, что все суммы доходов
и расходов должны быть обоснованны.
Реальность бюджета основывается на
достоверности показателей
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и направляются на финансирование конкретных целей.
Принцип гласности означает:
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.
1.2. Понятие, цели и задачи бюджетной политики.
Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная политика предполагает
определение целей и задач
в области государственных
Сложность и масштабность
задач в сфере социально-
Для решения этой задачи при формировании и реализации бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу необходимо исходить из следующих основных целей.
1. Бюджетная политика
должна стать более
Механизмы государственной
социально-экономической
Пора уходить от ставшего
уже привычным измерения
Если бюджетные средства
израсходованы в большем
В целях повышения эффективности расходов необходимо разработать и внедрить систему ежегодного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе анализа динамики показателей эффективности. Систематический анализ эффективности расходов должен дополнять систему ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода контроля суммы расходов на то или иное направление. Соответствующий анализ на основании динамики объемов расходов и значений целевых показателей необходимо проводить по государственным программам с публичным рассмотрением отчетов.
Бюджетные инвестиции должны быть настроены на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата. За счет бюджетных средств не должны осуществляться инвестиционные расходы, создающие конкуренцию частным инвестициям. Наоборот, бюджетные инвестиции в экономику должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры.
Учитывая, что в ближайшей перспективе будут действовать жесткие ограничения, связанные с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, необходима работа по очень четкой приоритезации расходов бюджетов, а именно должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие. Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться.
При подготовке проекта федерального
бюджета на 2013 год и на плановый
период 2014 и 2015 годов Правительству
Российской Федерации следует
Указы Президента Российской
Федерации, направленные на решение
неотложных проблем экономического
и социального развития страны и
изданные 7 мая 2012 г., согласованы с
потребностями экономики и
2. Для достижения целей
социально-экономической
Переход к "программному бюджету" в полном объеме необходимо осуществить начиная с федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а его отдельные элементы должны быть задействованы в федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Для правового обеспечения этих процессов необходимо внесение в 2012 году комплексных поправок в бюджетное законодательство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации должно до конца 2012 года утвердить государственные программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", "Развитие образования", "Культура России", "Социальная поддержка граждан", "Развитие науки и технологий", "Развитие транспортной системы", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие авиационной промышленности", "Космическая деятельность России", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", "Развитие судостроения", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", а также Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и Государственную программу обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации. Остальные намечаемые к реализации в ближайшие годы государственные программы должны быть утверждены не позднее I квартала 2013 года.
Кроме того, переход к
формированию и исполнению "программного
бюджета" должен сопровождаться внедрением
современной государственной
Система "Электронный
бюджет" должна обеспечивать прозрачность
финансово-хозяйственной
3. Особое внимание должно
быть уделено продуманности и
обоснованности механизмов
Для этого необходима разработка
бюджетной стратегии Российской
Федерации на период до 2030 года, определяющей
основные черты бюджетной политики
при различных вариантах
В рамках бюджетной стратегии
необходимо конкретизировать долгосрочные
базовые требования к формированию
и исполнению финансовых обязательств
государства, а также к налоговой
системе, поэтапному совершенствованию
межбюджетных отношений и повышению
эффективности бюджетных
При формировании бюджетной
стратегии необходимо учитывать
как действующие расходные