Современная бюджетная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:38, реферат

Краткое описание

Под бюджетной политикой понимают определение государством: источников формирования доходов государственного бюджета; приоритетных направлений расходов бюджета; допустимых пределов разбалансированности бюджета; источников и способов покрытия бюджетного дефицита; принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы; форм и методов управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Экономическое содержание и роль бюджета. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации. …………………...4
ГЛАВА 2. Основные итоги бюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года………………………………………………………………………..…7
ГЛАВА 3. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу……………………………………………..…9
ГЛАВА 4. Основные приоритеты бюджетных расходов………….……15.
ГЛАВА 5. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы………………………………………………...…19
ГЛАВА 6. Политика в сфере межбюджетных отношений………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 

Экономический факультет

Кафедра финансов, кредита и денежного  обращения 
 
 
 
 

Реферат на тему: 

Современная бюджетная политика государства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

    ГЛАВА 1. Экономическое содержание и роль бюджета. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации. …………………...4

    ГЛАВА 2. Основные итоги бюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года………………………………………………………………………..…7

    ГЛАВА 3. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу……………………………………………..…9

    ГЛАВА 4. Основные приоритеты бюджетных расходов………….……15.

    ГЛАВА 5. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы………………………………………………...…19

    ГЛАВА 6. Политика в сфере межбюджетных отношений………………23

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………………………………26

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….27 
ВВЕДЕНИЕ
 

    Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.д.

    Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика.

    Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы.

    Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.

    Под бюджетной политикой понимают определение  государством: источников формирования доходов государственного бюджета; приоритетных направлений расходов бюджета; допустимых пределов разбалансированности бюджета; источников и способов покрытия бюджетного дефицита; принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы; форм и методов управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

 

     1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ  БЮДЖЕТА. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ.

    Бюджетная политика является основным инструментом государственного регулирования экономики. Бюджетная политика позволяет реализовывать  основные функции государственной  власти через государственный бюджет.

    Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как закон. Через государственный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, Социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

    В условиях перехода на рыночные отношения  государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технической базы.

    Важная  роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Огромное значение имеют расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

    Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

    Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

    Основы  бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными  законодательными актами, ролью бюджета  в общественном воспроизводстве  и социальных процессах. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

    Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных  образований, самостоятельных в  бюджетном отношении государственных  учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и Конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

    1) федерального бюджета и бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

    2) бюджетов субъектов Российской  Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

    3) местных бюджетов.

    В настоящее время бюджетная система  Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).Через единую социально-экономическую политику и правовую базу обеспечиваются единство бюджетной системы и самостоятельность всех бюджетов. Между уровнями бюджетной системы Российской Федерации разграничиваются доходная и расходная части бюджетов. Для покрытия расходов нижестоящих бюджетов в случае недостатка закрепленных за ними доходов могут перечисляться дополнительные средства в различных формах из вышестоящих бюджетов.

    Свод  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации носит  название консолидированного бюджета  Российской Федерации. Консолидированный бюджет используется для аналитических и статистических целей. Входя в бюджетную систему страны, все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

 

     2. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ  БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ  В 2009 ГОДУ И  В НАЧАЛЕ 2010 ГОДА 

    Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее  со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась.

    В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует  признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

    Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.

    И что очень важно, удалось сохранить  социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной  поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.

    Грамотное применение инструментов бюджетной  политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления  таких мер финансовое обеспечение. 

    Кризис  высветил главную проблему, делающую российскую экономику  уязвимой к  колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической  эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом – для  модернизации социально-экономической системы страны.

    Эти особенности российской экономики  обусловливают широкий спектр вызовов  и рисков для ее дальнейшего развития.

    Важнейшие из них связаны с опасностью, что  ставшее привычным непродолжительное  улучшение ситуации в экономике  в результате действия  преимущественно экстенсивных и временных факторов (рост цены на нефть и т.п.)  приведет, как это неоднократно случалось в прошлом, к неоправданному успокоению и не позволит использовать шанс на обновление и модернизацию экономики страны.

    Сегодня, когда российской экономике в  определенной степени удалось преодолеть кризисные тенденции, необходимо сконцентрироваться на новых задачах.

 

     3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ НА 2011–2013 ГОДЫ И ДАЛЬНЕЙШУЮ  ПЕРСПЕКТИВУ 

    Бюджетная политика как составная часть  экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

    Необходимо  ясное понимание последствий  реализации любых мер бюджетной  политики с точки зрения их влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.

    Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при  наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

    Исходя  из этого, необходимо решение следующих  задач.

    Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том  числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые  параметры инфляции.  Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.

    Предлагаю исходить из необходимости сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета  не менее чем в два раза по сравнению  с уровнем 2009 года.

    В среднесрочной перспективе следует  ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

Информация о работе Современная бюджетная политика государства