Современная бюджетная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:38, реферат

Краткое описание

Под бюджетной политикой понимают определение государством: источников формирования доходов государственного бюджета; приоритетных направлений расходов бюджета; допустимых пределов разбалансированности бюджета; источников и способов покрытия бюджетного дефицита; принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы; форм и методов управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Экономическое содержание и роль бюджета. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации. …………………...4
ГЛАВА 2. Основные итоги бюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года………………………………………………………………………..…7
ГЛАВА 3. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу……………………………………………..…9
ГЛАВА 4. Основные приоритеты бюджетных расходов………….……15.
ГЛАВА 5. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы………………………………………………...…19
ГЛАВА 6. Политика в сфере межбюджетных отношений………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

    С 2011 года должна начаться реализация Государственной  программы вооружения на 2011–2020 годы, обеспечивающей комплексное переоснащение  войск современными видами новых  систем и образцов вооружения и военной  техники. На осуществление Государственной программы вооружения должна быть направлена новая федеральная целевая программа реформирования оборонно-промышленного комплекса.

    Пятое. Реформа органов внутренних дел.

    Необходимо  обеспечить повышение эффективности  деятельности органов внутренних дел.

    С 2012 года финансовое обеспечение милиции  общественной безопасности будет полностью  осуществляться за счет средств федерального бюджета. Уже сегодня необходимо готовиться к столь серьезному изменению  расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и соответствующих им финансовых потоков.

    Шестое. Развитие транспортной инфраструктуры.

    Наличие развитой транспортной инфраструктуры является необходимым условием экономического роста и повышения инвестиционной активности. Совершенствование транспортной инфраструктуры с внедрением современных инновационных технологий продолжает оставаться одной из основных задач на среднесрочную перспективу. 

    При этом необходимы новые подходы к  реализации инфраструктурных проектов с привлечением частных инвестиций, в том числе на условиях заключения контрактов жизненного цикла.

    В связи с этим одним из приоритетных направлений бюджетной политики должно являться устойчивое финансовое обеспечение содержания и развития автомобильных дорог. Это требует детальной проработки всех вопросов, в том числе касающихся создания системы дорожных фондов, с учетом критериев и социальной справедливости, и экономической эффективности.

    Необходимо  обеспечить функционирование комплексной  системы безопасности населения на транспорте, прежде всего в метрополитене и на других видах общественного транспорта.

    Седьмое. Оптимизация масштабов и форм поддержки экономики.

    Безусловным приоритетом бюджетных расходов на поддержку экономики должна стать  поддержка инновационных проектов и важнейших научных разработок, направленных на обеспечение модернизации и технологического развития экономики, повышение ее энергетической эффективности (проекты, одобренные Комиссией  при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России).

    Механизм  выделения бюджетных грантов  для поддержки отечественных  инновационных проектов должен быть ориентирован на  обеспечение общегосударственных приоритетов.

    При этом бизнес должен финансироваться в первую очередь за счет реализации своих товаров и услуг, а бюджетная поддержка может быть лишь стимулирующей, мультипликативной мерой и не должна обеспечивать основную часть финансирования.

 

     5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ  И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ. 

    Необходимо  искать возможности и для повышения  доходов бюджетной системы. При  этом надо понимать, что рост доходов  должен быть обеспечен прежде всего  за счет улучшения администрирования  уже существующих налогов. В то же время по отдельным направлениям возможна оптимизация налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности в первую очередь инновационной направленности.

    Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики: мотивирование производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них.

    В связи с этим необходимы действия по следующим ключевым направлениям.

    Во-первых, следует поддержать компании, где интеллектуальный труд является основным.

    Существенная  часть налоговой нагрузки в таких  компаниях ложится на фонд оплаты труда. Поэтому для их поддержки  следует снизить на период до 2015 года, а для отдельных категорий  организаций – до 2020 года совокупную ставку страховых взносов до 14 процентов в пределах страхуемого годового заработка.

    Во-вторых, необходимо создать дополнительные условия для активизации инновационной  деятельности.

    В частности, при определении налоговой  базы по налогу на прибыль организаций следует учитывать расходы налогоплательщиков на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и базами данных по сублицензионным договорам, а также единовременные платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

    Есть  резерв поддержки инноваций в  экономике и в амортизационной  политике. Для начисления амортизации  важны не только физические сроки  службы объектов основных средств, но и иные факторы, например скорость развития технологий, заставляющая обновлять основные средства, выводить их из эксплуатации до истечения физического срока службы.

    В-третьих, в целях стимулирования осуществления  инновационной деятельности в инновационном  центре «Сколково» следует предусмотреть  для участников проекта следующие льготы: обязательные страховые взносы должны уплачиваться участниками проекта по ставке 14 процентов, налог на прибыль, налог на имущество организаций и земельный налог – по ставке 0 процентов. Что касается налога на добавленную стоимость, то освобождение от его уплаты должно осуществляться в зависимости от выбора налогоплательщика.

    Указанные льготы должны действовать в отношении  участников проекта в течение 10 лет  с момента их регистрации либо до момента, когда общий размер прибыли, полученной организацией, превысит 300 млн. рублей с начала года, следующего за годом, в котором размер выручки, полученной такой организацией, превысил 1 млрд. рублей.

    В-четвертых, требуется стимулирование энергосбережения и рационального использования  природных ресурсов. 

    В частности, следует более активно  использовать такие инструменты  государственной политики, как ускоренная амортизация вводимого энергоэффективного оборудования и  предоставление инвестиционных налоговых кредитов.

    Для обеспечения внедрения в экономику  новых технологий целесообразно освободить от налогообложения налогом на имущество организации, работающие на энергоэффективном оборудовании, сроком на 3 года с момента ввода его в эксплуатацию. Поскольку этот налог является региональным налогом, введение дополнительных федеральных льгот должно быть компенсировано отменой иных льгот, применяемых в настоящее время.

    В-пятых, для развития социальной сферы необходимо привлекать частные инвестиции в  системы здравоохранения и образования. Предлагаю в этих целях освободить от налога на прибыль (по крайней мере до 2020 года) работающие в данных отраслях организации независимо от формы собственности. При этом  соответствующие льготы должны распространяться только на те виды деятельности, которые носят социально значимый характер.

    В-шестых, в среднесрочной перспективе  необходимо дальнейшее расширение и  укрепление налоговой базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Круг налогоплательщиков должен расширяться  за счет возникновения новых активных хозяйствующих субъектов.

    Следует ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе формирование соответствующих кадастров, а также  разработать систему, позволяющую  взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества  с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами.

    В-седьмых, актуальными остаются вопросы совершенствования  налогового администрирования. Необходимо проинвентаризировать и оценить  эффективность влияния на социальные и экономические процессы уже  принятых налоговых и таможенных стимулирующих механизмов.

    Нельзя  допускать, чтобы их реализация была связана со сложными процедурами, которые  в большей степени носят перестраховочный характер и значительно осложняют  экономическую жизнь организаций  и повседневную жизнь граждан.

    Надежность налогового контроля не должна ухудшать условий деятельности добросовестных налогоплательщиков.

    Сохраняется и проблема с возмещением налога на добавленную стоимость. Еще раз  следует оценить «затратность»  такого администрирования как для  налогоплательщика, так и для государства, обратив внимание в первую очередь на избыточность «оправдательных документов» и на предъявляемые к ним требования.

    В-восьмых, особое внимание в этот период следует  уделить бесперебойной и эффективной  работе по реализации договоренностей, достигнутых в рамках таможенного союза, по вопросам администрирования косвенных налогов и распределения между странами – членами таможенного союза ввозных таможенных пошлин.

 

     6. ПОЛИТИКА В СФЕРЕ  МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    В сфере межбюджетных отношений необходимо обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

    Повышение уровня финансового обеспечения  полномочий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления за счет собственных доходов –  это предпосылка для повышения  эффективности расходования региональных и местных налогов, увеличения стабильности и предсказуемости доходов региональных и местных бюджетов и создания условий для более тесной увязки налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в соответствующие бюджеты, с объемом, качеством и доступностью предоставляемых государственных или муниципальных услуг, а следовательно, для повышения ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.

    Однако  по-прежнему сохраняется острота  проблемы выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в связи с предусмотренными федеральным законодательством налоговыми льготами и изъятиями.

    Правительству Российской Федерации следует определиться со способами решения этой проблемы, в том числе разработать реальный план поэтапной отмены таких льгот.

    Одним из важнейших направлений в создании собственной налогооблагаемой базы в финансово необеспеченных субъектах  Российской Федерации и муниципалитетах  является переход к самостоятельному регулированию и сбору налога на недвижимость (взамен налогов на землю и имущество).

    Следует рассмотреть возможность участия  органов местного самоуправления в  осуществлении отдельных полномочий по администрированию местных налогов  в соответствии с соглашениями, заключаемыми с налоговыми органами.

    В целях усиления заинтересованности органов местного самоуправления в  развитии малого и среднего предпринимательства  и, как следствие, в целях увеличения поступлений в местные бюджеты  представляется целесообразным закрепить  за бюджетами муниципальных районов и городских округов фиксированную величину отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

    При этом необходимо рассмотреть возможность  предоставления органам местного самоуправления права определять отдельные элементы данного налога. 

    Потребуется и серьезная корректировка принципов  предоставления  межбюджетных трансфертов.

    Целесообразно перейти к предоставлению межбюджетных трансфертов преимущественно в  виде дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации, что обусловлено необходимостью обеспечения большей самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации и повышения их ответственности за результаты деятельности.

    Субъекты  Российской Федерации и муниципальные  образования должны в 2010 году разработать региональные программы повышения эффективности расходов и приступить к их внедрению с 2011 года.

    В связи с этим необходимо разработать  механизм  мониторинга реализации этих программ и оказания региональным органам власти финансовой помощи с учетом их результатов.

    Заслуживает внимания идея укрупнения субсидий, предоставляемых  регионам в рамках государственных  программ (в сферах совместного ведения). При этом целесообразно на федеральном  уровне поставить перед получателями субсидий конкретные цели, контролировать результаты этой работы, а выбор способов их достижения предоставить получателям субсидий. 

Информация о работе Современная бюджетная политика государства