Денежно-кредитная политика российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

цель данной курсовой работы – рассмотреть основы кредитно-денежной политики государства и проанализировать ее особенности в современных условиях. Исходя из цели работы можно сформулировать ее задачи:
1. На основе изучения теоретических источников определить роль государства в рыночной экономике и необходимость вмешательства государства в экономику.
2. Рассмотреть кредитно-денежную политику как одну из функций государственного регулирования экономики
3 исследования механизма проведения Центральным банком монетарной политики;
4 ознакомление с состоянием дел на сегодняшний день в российской практике;
5 рассмотрение главных путей реализации этой политики на ближайшее будущее.

Оглавление

Введение
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Необходимость вмешательства государства в экономику
1.2 Цели, направления и методы государственного регулирования экономики

1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства
1.1 Особенности Банковской системы России. Монетарная политика Центрального Банка
1.2 Цели, объекты, эффективность монетарной политики государства
2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
2.2 Особенности после кризисной денежно-кредитной политики
3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI веке
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики
3.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2001 и 2012 годов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА супер.docx

— 362.86 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: «Денежно-кредитная политика российского государства»

Содержание 

Введение

ВВЕДЕНИЕ

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Необходимость  вмешательства государства в  экономику

1.2 Цели, направления  и методы государственного регулирования  экономики

 

1. Основные концепции  денежно-кредитной политики государства

1.1 Особенности Банковской  системы России. Монетарная политика  Центрального Банка

1.2 Цели, объекты, эффективность  монетарной политики государства

2. Денежно-кредитная  политика в переходной экономике  России

2.1 Факторы, влияющие на  денежно-кредитную политику

2.2 Особенности после кризисной  денежно-кредитной политики

3. Единая государственная  денежно-кредитная политика в  XXI веке

3.1 Меры по совершенствованию  денежно-кредитной политики

3.2 Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2010 год и период 2001 и 2012 годов

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что наибольшая эффективность достигается в условиях конкурентного рыночного механизма. Поэтому государство ставит своей целью не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования, обеспечивая высокий уровень конкуренции. Конкуренция должна быть везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Большинство экономистов сходится в понимании того, что «невидимая рука рынка» обязана дополняться «видимой рукой государства».

Недооценка экономической роли государства, отстранение его от хозяйственной жизни общества, как  свидетельствует опыт первых лет  реформирования экономики в нашей  стране, порождают негативные последствия. Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства, которая состоит в поддержании экономической стабильности и макроэкономического равновесия, в принятии мер по сглаживанию циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие  на экономику (путем участия государства  в смешанной рыночной экономике  в качестве субъекта) и косвенное, опосредованное, когда государство  воздействует на воспроизводственный  процесс путем использования  финансового механизма. Основными  финансовыми методами косвенного влияния  государства на рыночный механизм являются бюджетные, налоговые, кредитные, социальные инструменты.

На сегодняшний день в  рыночной экономике существует множество  социально-экономических проблем, решение  которых невозможно без вмешательства  государства. Иначе говоря, понятия  «рыночная система» или «рыночная  экономика» абстрактны, это упрощенная картина действительности, в которой  многие ее стороны отсутствуют. Ни когда-либо, ни сегодня нет и не было ни одной страны, экономика управляемая только при помощи рыночного механизма. Вместе с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас ещё больше механизм государственного регулирования экономики.

В промышленно развитых странах  со смешанной экономикой вмешательство  государства в экономику далеко не одинаково. Оно различается по масштабам регулирования, методам  и формам воздействия государства  на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое  вмешательство государства в  экономическую жизнь.

По большому счету экономическая  роль государства может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:

· разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;

· обеспечение сохранности  рыночного механизма и поддержка  конкуренции

· перераспределение материальных благ и доходов, направленное в первую очередь на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в  ней различных социальных групп;

· регулирование распределения  ресурсов для изменения структуры  национального продукта;

· стабилизация экономики  в условиях непостоянности экономической  конъюнктуры и стимулирование экономического роста;

· предпринимательская деятельность.

Кредитные и финансовые методы государственного регулирования экономики  при их рассмотрении как еденное  целое образуют денежно-кредитную  или иначе монетарную политику государства; под ней понимается «совокупность  мер экономического регулирования  денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия  на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия». Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа.

Из вышеизложенного определения  следует, что денежно-кредитная политика не является чем-то самодостаточным, она  очень тесно связана с другими  регулирующими функциями государства (регулированием бюджетно-налоговой  политикой, инвестиционной деятельности, системой поддержки малого предпринимательства  и т.д.).

Денежно-кредитная  политика (англ. Monetary policy) — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Теории спроса и предложения денег, равновесие на денежном рынке являются научной основой для проведения государством обоснованной, взвешенной денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию экономического развития.

Тема, безусловно, актуальна, так как двойственный, в значительной мере неудачный опыт реформирования российской экономики все чаще в  последнее время (особенно после  финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о методах  и формах проведения денежно-кредитной  политики.

Актуальность темы подчеркивает тот  факт, что для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения кредитной системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Кредитная система тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в т.ч. личным. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становится фактором экономического роста.

Таким образом, цель данной курсовой работы – рассмотреть основы кредитно-денежной политики государства и проанализировать ее особенности в современных  условиях. Исходя из цели работы можно сформулировать ее задачи:

1. На основе  изучения теоретических источников  определить роль государства  в рыночной экономике и необходимость  вмешательства государства в  экономику.

2. Рассмотреть  кредитно-денежную политику как  одну из функций государственного регулирования экономики

3 исследования механизма проведения Центральным банком монетарной политики;

4 ознакомление с состоянием дел на сегодняшний день в российской практике;

5 рассмотрение главных путей реализации этой политики на ближайшее будущее.

Постановка и последовательное решение данных задач определяет структуру работы. Рассмотрению каждой из них посвящена отдельная глава.

Теоретической основой данной работы стали труды  отечественных ученых в области  экономической теории, в частности  работы И.П.Николаевой и М.А.Сажиной. Также при написании работы использовались Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Федеральные Законы РФ, литература экономистов-теоретиков, учебники и учебные пособия по экономической теории, бюджетной системе, финансам и налогообложению, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

1.1 Необходимость  вмешательства государства в  экономику

 

Вмешательство государства в воспроизводственный  процесс было характерно для всех этапов развития рынка. На более ранних стадиях оно было минимальным  и сводилось к обеспечению  финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов; контроля за расходованием бюджетных средств; охраны правопорядка и занятости; нормативных отношений с другими государствами; организации национальной обороны и т.п. Однако по мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов и росту безработицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на рыночную самонастройку может поставить под вопрос само существование экономической системы.

М.Фридмен считал: «Экономическая свобода необходима, но недостаточна для политической свободы, которая в свою очередь нужна для обеспечения свободы экономического выбора». Поэтому сегодня государство является необходимым и весомым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в странах, традиционно ориентированных на свободный рынок.

Теоретическое осознание роли государства  в рыночной экономике связано  с именем английского экономиста Дж.М.Кейнса. Он, обращаясь к проблеме свободного выбора: «Потеря возможности выбора является величайшей из всех потерь в гомогенном или тоталитарном государстве», доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Позиции Кейнса противостоят приверженцы старых принципов - неоконсерваторы. Они выступают за невмешательство государства в хозяйственную деятельность частных фирм и утверждают, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Как полагают неоконсерваторы, именно нормальный рыночный механизм в силах эффективно регулировать национальную экономику [7, с. 29-37]. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы; оно призвано лишь охранять частную собственность и свободу основанных на ней отношений, создавать и обеспечивать для них необходимые правовые рамки. Государство, так же, как и рынок, имеет свои «провалы», т.е. государственные органы порой принимают такие экономические решения, которые не являются оптимальными и желательными с точки зрения интересов общества. Обе представленные модели регулирования национального хозяйства являются асимметричными. Критическое их сопоставление доказывает неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного механизма. Вместе с тем, что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в другом. Поэтому в целях улучшения управления национальным хозяйством разумнее применять смешанный тип управления, где органически соединяются достоинства обоих хозяйственных механизмов.

Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное  сочетание рыночных и государственных  регуляторов. Обе стороны - рынок  и государство - существенны. По выражению  П.Самуэльсона: «управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой». Во всех высокоразвитых странах наблюдаются общие основы смешанного типа управления. Границы смешанной системы управления определяются двумя крайними регуляторами: минимальным - стихийно саморегулирующимся рынком, и максимальным - строго централизованным планово-государственным управлением. Между тем в разных странах имеются свои варианты, различающиеся по: сферам действия рынка и государства; функциям государственного управления; формам и методам государственного вмешательства. Нельзя абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности современного государства, не признавая роль рыночных саморегуляции и стимулирования. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если государство пытается делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губительные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда становится необходимым избавить экономику от чрезмерной государственной активности и провести разгосударствление.

Центральный вопрос государства - проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и реализацию. Не менее важной функцией является стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной, фискальной и структурной политики государство пытается поддержать нормальное функционирование рыночного механизма, сгладить циклические колебания, преодолеть следствия экономических кризисов, приводящих к резким отклонениям от макроэкономического равновесия, снизить инфляцию, обеспечить условия долгосрочного экономического роста. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки.

Особо следует выделить функцию  обеспечения занятости. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица - не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный ВНП, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, создавая соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

Информация о работе Денежно-кредитная политика российского государства