Денежно-кредитная политика российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

цель данной курсовой работы – рассмотреть основы кредитно-денежной политики государства и проанализировать ее особенности в современных условиях. Исходя из цели работы можно сформулировать ее задачи:
1. На основе изучения теоретических источников определить роль государства в рыночной экономике и необходимость вмешательства государства в экономику.
2. Рассмотреть кредитно-денежную политику как одну из функций государственного регулирования экономики
3 исследования механизма проведения Центральным банком монетарной политики;
4 ознакомление с состоянием дел на сегодняшний день в российской практике;
5 рассмотрение главных путей реализации этой политики на ближайшее будущее.

Оглавление

Введение
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Необходимость вмешательства государства в экономику
1.2 Цели, направления и методы государственного регулирования экономики

1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства
1.1 Особенности Банковской системы России. Монетарная политика Центрального Банка
1.2 Цели, объекты, эффективность монетарной политики государства
2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
2.2 Особенности после кризисной денежно-кредитной политики
3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI веке
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики
3.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2001 и 2012 годов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА супер.docx

— 362.86 Кб (Скачать)

С другой стороны, в проведении денежно-кредитной политики возникают  серьезные ограничения, которые  скрывают опасность ухудшения экономической  ситуации.

Во-первых, это определено общими особенностями использования  косвенных методов регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивают позитивный эффект на одних рынках, но на других взывают отрицательные  последствия

Во-вторых, значительно на эффективность денежно-кредитной  политики влияет правильность выбора промежуточных и тактических  целей. Здесь речь идет о так называемой технической стороне дела. Известно, что денежную массу можно представить  в виде денежных агрегатов, построенных  по принципу убывания ликвидности. Выбрав в качестве цели промежуточной, скажем, темп роста денежной базы. ЦБ должен выбрать и денежный агрегат, который  он будет контролировать, более узкий или более широкий и соответственно определить тактические цели. Сделав не правильный выбор, т.е. выбор не учитывающий все происходящие процессы в денежно-кредитной сфере, принятые усилия не принесут желаемого конечного результата, мало того они могут подорвать авторитет экономических теорий, на основе которых формировалась денежно-кредитная политика.

И, в-третьих, проведя денежно-кредитную  политику и выбирая ее цели следует учитывать побочные эффекты. ЦБ не способен контролировать предложение денег полностью, так как в этом процессе участвуют также коммерческие банки и не банковский сектор.

 

2. Денежно-кредитная  политика в переходной экономике  России

2.1 Факторы, влияющие  на денежно-кредитную политику

Формирование монетарной политики в переходной экономике  России определено взаимодействием  двух групп факторов: во-первых, спецификой особого периода развития, собственно реализацией перехода от планово-централизованной экономической системы к современной  смешанной экономике рыночного  типа, и, во-вторых, конкретными политическими  и социально-экономическими условиями, в которых происходит этот переход.

Специфика экономической  политики государства в переходный период связана с тем, что еще  не выработана устойчивая экономическая  система, имеющая свойство само регуляции и саморазвития. На сегодняшний день государственное регулирование в смешанной экономике наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает работу целостной системы. Переходная экономика - это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система. Старые отношения понемногу видоизменяются, а созданные новые институты, нормы и правила не способны быстро заменить прежние. Существование полярных механизмов регулирования приводит к столкновению экономических интересов, обострению политических и социально-экономических отношений. Борьба нового и старого обусловливает непостоянство и неустойчивость экономики в переходный период. Равновесие в данный период невозможно обеспечить без активной поддержки государства.

При всем при этом переходная экономика требует для своей  стабилизации особой схемы отношений  между государством и экономическими агентами. В переходный период поведение  экономических агентов строится в условиях неизвестной трудно предсказуемой  экономической ситуации. Нет сформированных долгосрочных ориентиров экономической  деятельности, не сложены устойчивые экономические связи. В переходной экономике государство не способно напрямую использовать инструменты  и механизмы макроэкономического  регулирования, давшие позитивный эффект в сложившейся системе смешанной экономики. Это целиком и полностью относится и к денежно-кредитной политике, которая будет безуспешна, если нет адекватной реакции экономических агентов на импульсы, которые создают денежные инструменты. Эта реакция связана с формированием рыночных институтов и рыночных механизмов.

По этой причине в период их формирования монетарная политика усложняется, регулирование денежной массы, находящейся в обороте, процентных ставок, которые влияют на количество инвестиций, денежных потоков в экономике  не может ограничиваться только методами, применяемыми в уже сформировавшихся экономических системах.

Исходные социально-экономические  и политические условия, в которых  происходит переход к новой экономической  системе, относятся ко второй группе факторов оказывающих влияние на денежно-кредитную политику. Переходные процессы в экономике России сопровождаются общим спадом производства, потерей  хозяйственных связей, безработицей. Экономическая дестабилизация выражается в дисбалансе совокупного спроса и предложения, внушительном дефиците государственного бюджета, инфляции.

Поэтому, мероприятия по созданию нового, более действенного механизма хозяйствования вынужденно увязывались за мерами по стабилизации. В итоге после проведения экономической  политики должно было установиться макроэкономическое равновесие в краткосрочном периоде, создание условий для экономического роста, улучшение инвестиционного  климата.

Методы денежно-кредитной  политики - это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов  денежно-кредитной политики на объект денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей.

Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют тактическими целями денежно-кредитной  политики. Это воздействие осуществляется с помощью соответствующих инструментов.

Под инструментом денежно-кредитной  политики понимают средство, способ воздействия  ЦБ как органа денежно-кредитного регулирования  на объекты денежно-кредитной политики.

В рамках денежно-кредитной  политики применяются прямые и косвенные  методы.

Прямые методы носят  характер административных мер в  форме различных директив ЦБ, касающихся объема денежного предложения и  цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля ЦБ над  ценой или максимальным объемом  депозитов и кредитов, особенно в  условиях экономического кризиса.

Косвенные методы регулирования  денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов  при помощи рыночных механизмов Естественно, что эффективность использования  косвенных методов тесно связана  с уровнем развития денежного  рынка.

Помимо прямых и  косвенных различают общие и  селективные методы осуществления  денежно-кредитной политики ЦБ.

Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают  влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита  и носят в основном директивный  характер. Их применение связано в решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д.

 

 

2.2 Особенности  после кризисной денежно-кредитной  политики

Правительство, которое возглавлял Е. Примаков, пришедшее к власти в  сентябре 1998 года, вызвало ожидания координальных изменений макроэкономической политики. Многочисленные выступления видных членов правительства с призывами к усилению государственного вмешательства в экономику, компенсировать потери населения от кризиса осени 1998, оказать государственную поддержку банковской системе, предвещали инфляционный вариант развития событий. Складывалось такое впечатление, что правительство намерено пойти на открытое противостояние с международными финансовыми организациями и иностранными кредиторами.

На самом деле правительство  Е. Примакова проявило должную осторожность и в результате обеспечило не только принятие, но и реализацию жесткого бюджета на 1999 год при проведении сдержанной денежной политики. Еще  больше прагматизма было в политике Правительства РФ, возглавляемого С. Степашиным и В. Путиным.

Одними из основных целей  политики валютного курса на 2000 год  ЦБ РФ определил сглаживание сильных  колебаний обменного курса рубля  и поддержание золотовалютных резервов на уровне, который способен обеспечить доверие к проводимой монетарной политике и стабильность российской валютно-финансовой системы. Не остался  без внимания вопрос о совершенствовании  действующего механизма обязательного  резервирования и его нормативной  базы, увеличение объема операций ЦБ РФ на открытом рынке и депозитных операций с коммерческими банками. Планирование процентной политики Банка России в 2000 год происходило опосредованным способом: с помощью контроля за операциями на открытом рынке и за объемом эмиссии, но из-за неспешного развития внутреннего рынка государственных ценных бумаг, принятые меры денежно-кредитного регулирования имели ограниченное значение.

Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2000 год содержали два  базовых сценария развития экономики  в 2000 году. Согласно первому (умеренному) сценарию, прирост денежной массы  должен был составить 20-28%, инфляция - около 18-22%, а прирост реального  ВВП - от 1 до 2%. Второй сценарий (оптимистичный) предполагал существенно более  высокие показатели роста реального  ВВП (6-10%) при незначительном по сравнению  с первым вариантом увеличением  прироста денежной массы М2 (32-38% за год) и инфляцией на уровне 25-28%. 12 октября 1999 года Правительство РФ утвердило положение об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Банка России. Предполагалось, что выпуск данного финансового инструмента даст ЦБ РФ новые возможности управления денежной массой, а именно, возможность стерилизации рублевых интервенций на валютном рынке. Однако аукционы по их размещению были проведены только один раз 14 декабря 1999 года, но не были признаны состоявшимися из-за отсутствия спроса по приемлемым для эмитента ценам.

В течение 1999-2000 Банк России не единожды снижал ставку рефинансирования, опустив ее с 60% до 25% годовых (см. прил. 1). Всё равно ее динамика просто следовала за тенденциями в темпах роста индекса потребительских цен и в уровне ставок по межбанковским кредитам и на рынке государственных ценных бумаг. Осенью 2000 года ставка рефинансирования приняла отрицательные значения в реальном исчислении.

 

3. Совершенствование  денежно-кредитной политики в  современных условиях

3.1 Меры по совершенствованию  денежно-кредитной политики

Главной целью денежно-кредитной  политики в рамках программы финансовой стабилизации является поддержание  низких текущих темпов инфляции и  создание условий для роста инвестиций, обеспечение благоприятной динамики курса национальной валюты, способствующей улучшению состояния платежного баланса.

Для достижения этой цели усилия органов денежно-кредитного регулирования  должны быть сосредоточены на решении  следующих задач:

* ограничение денежной  массы объемом, необходимым для  осуществления экономической деятельности;

* оптимизация структуры  денежной массы и ее распределения  между секторами и субъектами  экономики;

* предотвращение оттока  капитала за рубеж;

* поддержание  на заданном уровне валютных  резервов.

Решение этих задач требует  осуществления комплекса перечисленных  ниже мер. Чтобы добиться контроля за инфляцией и поддерживать динамическую стабильность курса национальной валюты необходимо ограничить темпы роста денежной массы и колебания уровня процентных ставок по кредитам и депозитам экономике. Оперативное регулирование банковской ликвидности и ставок межбанковского рынка позволит обеспечить стабильность расчетов, уменьшит спекуляции на денежном рынке. Предельное ограничение роста курса национальной валюты в периоды инфляции, нельзя допускать прямого кредитования дефицита госбюджета, поэтапный перевод требований к правительству по внутреннему долгу в среднесрочные государственные ценные бумаги и с положительной реальной процентной ставкой, обеспечивающей их доходность на уровне государственных ценных бумаг.

Краткосрочное кредитование кассового разрыва в доходах  и расходах государственного бюджета  посредством покупки государственных  краткосрочных ценных бумаг позволит создать условия для оперативной  поддержки госбюджета в рыночных формах, а также необходимо установление потолка роста денежной массы  и чистых внутренних активов ЦБ с целью ограничения роста денежной массы - это гарантированное ограничение темпов инфляции и предсказуемость ее изменения.

Необходимо установить учетную  ставку ЦБ РФ на уровне, не ниже норматива, действующего в сопредельных государствах это, в конце концов, должно привести к снижению уровня инфляции, рост инвестиционной активности, стабилизация производства.

Так же важнейшим инструментом совершенствования денежно-кредитной  политики должно стать совершенствование  системы рефинансирования коммерческих банков для стабилизации предложения  денег экономике страны. Этого  можно добиться при помощи следующих  мер:

* Обеспечение создания  коридора базовых ставок рефинансирования  банков на основе аукционных  и ломбардных кредитов, что позволит  перейти от количественных к  ценовым методам регулирования  банковской ликвидности и снижение  ставок по кредитам экономике.

* Совершенствование процедуры  быстрого реагирования на изменение  объемов банковской ликвидности  и колебание ставок межбанковского  рынка путем операций на открытом  рынке обеспечит точную настройку  уровня ставок межбанковского  рынка в заданном коридоре  базисных ставок рефинансирования.

* Упорядочивание процедур  предоставления резервного кредита  отдельным банкам, испытывающим  кратковременный недостаток ликвидности,  обеспечит стабильность банковской  системы при кризисах ликвидности  у крупных банков, которые оказывают  влияние на экономику.

* Ограничение эмиссии  краткосрочных обязательств Центрального  Банка по мере расширения эмиссии  государственных ценных бумаг  правительства, позволит сэкономить  государственные средства на  цели регулирования денежного  рынка (300-400 млрд. руб. в год). И последним шагом совершенствования должно явится совершенствование систем резервных требований к коммерческим банкам, это выражается в следующих этапах:

* Дифференсация систем обязательного резервирования депозитов банков, нацеленная на увеличение доли долгосрочных депозитов в качестве ресурса для повышения инвестиционной активности в стране обеспечит повышение банковской ликвидности, стимулирование роста долгосрочных депозитов и сокращения массы «горячих денег», рост инвестиций в экономику.

Информация о работе Денежно-кредитная политика российского государства