Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:43, курсовая работа
цель данной курсовой работы – рассмотреть основы кредитно-денежной политики государства и проанализировать ее особенности в современных условиях. Исходя из цели работы можно сформулировать ее задачи:
1. На основе изучения теоретических источников определить роль государства в рыночной экономике и необходимость вмешательства государства в экономику.
2. Рассмотреть кредитно-денежную политику как одну из функций государственного регулирования экономики
3 исследования механизма проведения Центральным банком монетарной политики;
4 ознакомление с состоянием дел на сегодняшний день в российской практике;
5 рассмотрение главных путей реализации этой политики на ближайшее будущее.
Введение
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Необходимость вмешательства государства в экономику
1.2 Цели, направления и методы государственного регулирования экономики
1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства
1.1 Особенности Банковской системы России. Монетарная политика Центрального Банка
1.2 Цели, объекты, эффективность монетарной политики государства
2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
2.2 Особенности после кризисной денежно-кредитной политики
3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI веке
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики
3.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2001 и 2012 годов
Заключение
Список использованной литературы
С другой стороны, в проведении
денежно-кредитной политики возникают
серьезные ограничения, которые
скрывают опасность ухудшения
Во-первых, это определено
общими особенностями использования
косвенных методов
Во-вторых, значительно на
эффективность денежно-
И, в-третьих, проведя денежно-кредитную политику и выбирая ее цели следует учитывать побочные эффекты. ЦБ не способен контролировать предложение денег полностью, так как в этом процессе участвуют также коммерческие банки и не банковский сектор.
2. Денежно-кредитная
политика в переходной
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
Формирование монетарной
политики в переходной экономике
России определено взаимодействием
двух групп факторов: во-первых, спецификой
особого периода развития, собственно
реализацией перехода от планово-централизованной
экономической системы к
Специфика экономической политики государства в переходный период связана с тем, что еще не выработана устойчивая экономическая система, имеющая свойство само регуляции и саморазвития. На сегодняшний день государственное регулирование в смешанной экономике наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает работу целостной системы. Переходная экономика - это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система. Старые отношения понемногу видоизменяются, а созданные новые институты, нормы и правила не способны быстро заменить прежние. Существование полярных механизмов регулирования приводит к столкновению экономических интересов, обострению политических и социально-экономических отношений. Борьба нового и старого обусловливает непостоянство и неустойчивость экономики в переходный период. Равновесие в данный период невозможно обеспечить без активной поддержки государства.
При всем при этом переходная
экономика требует для своей
стабилизации особой схемы отношений
между государством и экономическими
агентами. В переходный период поведение
экономических агентов строится
в условиях неизвестной трудно предсказуемой
экономической ситуации. Нет сформированных
долгосрочных ориентиров экономической
деятельности, не сложены устойчивые
экономические связи. В переходной
экономике государство не способно
напрямую использовать инструменты
и механизмы
По этой причине в период их формирования монетарная политика усложняется, регулирование денежной массы, находящейся в обороте, процентных ставок, которые влияют на количество инвестиций, денежных потоков в экономике не может ограничиваться только методами, применяемыми в уже сформировавшихся экономических системах.
Исходные социально-
Поэтому, мероприятия по созданию нового, более действенного механизма хозяйствования вынужденно увязывались за мерами по стабилизации. В итоге после проведения экономической политики должно было установиться макроэкономическое равновесие в краткосрочном периоде, создание условий для экономического роста, улучшение инвестиционного климата.
Методы денежно-кредитной политики - это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объект денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей.
Методы проведения
повседневной денежно-кредитной политики
называют тактическими целями денежно-кредитной
политики. Это воздействие осуществляется
с помощью соответствующих
Под инструментом денежно-кредитной
политики понимают средство, способ воздействия
ЦБ как органа денежно-кредитного регулирования
на объекты денежно-кредитной
В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.
Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив ЦБ, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля ЦБ над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса.
Косвенные методы регулирования
денежно-кредитной сферы
Помимо прямых и косвенных различают общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики ЦБ.
Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано в решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д.
2.2 Особенности
после кризисной денежно-
Правительство, которое возглавлял Е. Примаков, пришедшее к власти в сентябре 1998 года, вызвало ожидания координальных изменений макроэкономической политики. Многочисленные выступления видных членов правительства с призывами к усилению государственного вмешательства в экономику, компенсировать потери населения от кризиса осени 1998, оказать государственную поддержку банковской системе, предвещали инфляционный вариант развития событий. Складывалось такое впечатление, что правительство намерено пойти на открытое противостояние с международными финансовыми организациями и иностранными кредиторами.
На самом деле правительство Е. Примакова проявило должную осторожность и в результате обеспечило не только принятие, но и реализацию жесткого бюджета на 1999 год при проведении сдержанной денежной политики. Еще больше прагматизма было в политике Правительства РФ, возглавляемого С. Степашиным и В. Путиным.
Одними из основных целей
политики валютного курса на 2000 год
ЦБ РФ определил сглаживание сильных
колебаний обменного курса
Основные направления
единой государственной денежно-
В течение 1999-2000 Банк России не единожды снижал ставку рефинансирования, опустив ее с 60% до 25% годовых (см. прил. 1). Всё равно ее динамика просто следовала за тенденциями в темпах роста индекса потребительских цен и в уровне ставок по межбанковским кредитам и на рынке государственных ценных бумаг. Осенью 2000 года ставка рефинансирования приняла отрицательные значения в реальном исчислении.
3. Совершенствование денежно-кредитной политики в современных условиях
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики
Главной целью денежно-кредитной
политики в рамках программы финансовой
стабилизации является поддержание
низких текущих темпов инфляции и
создание условий для роста инвестиций,
обеспечение благоприятной
Для достижения этой цели усилия органов денежно-кредитного регулирования должны быть сосредоточены на решении следующих задач:
* ограничение денежной
массы объемом, необходимым
* оптимизация структуры
денежной массы и ее
* предотвращение оттока капитала за рубеж;
* поддержание на заданном уровне валютных резервов.
Решение этих задач требует
осуществления комплекса
Краткосрочное кредитование
кассового разрыва в доходах
и расходах государственного бюджета
посредством покупки
Необходимо установить учетную ставку ЦБ РФ на уровне, не ниже норматива, действующего в сопредельных государствах это, в конце концов, должно привести к снижению уровня инфляции, рост инвестиционной активности, стабилизация производства.
Так же важнейшим инструментом
совершенствования денежно-
* Обеспечение создания
коридора базовых ставок
* Совершенствование процедуры
быстрого реагирования на
* Упорядочивание процедур
предоставления резервного
* Ограничение эмиссии
краткосрочных обязательств
* Дифференсация систем обязательного резервирования депозитов банков, нацеленная на увеличение доли долгосрочных депозитов в качестве ресурса для повышения инвестиционной активности в стране обеспечит повышение банковской ликвидности, стимулирование роста долгосрочных депозитов и сокращения массы «горячих денег», рост инвестиций в экономику.
Информация о работе Денежно-кредитная политика российского государства