Денежно-кредитная политика российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

цель данной курсовой работы – рассмотреть основы кредитно-денежной политики государства и проанализировать ее особенности в современных условиях. Исходя из цели работы можно сформулировать ее задачи:
1. На основе изучения теоретических источников определить роль государства в рыночной экономике и необходимость вмешательства государства в экономику.
2. Рассмотреть кредитно-денежную политику как одну из функций государственного регулирования экономики
3 исследования механизма проведения Центральным банком монетарной политики;
4 ознакомление с состоянием дел на сегодняшний день в российской практике;
5 рассмотрение главных путей реализации этой политики на ближайшее будущее.

Оглавление

Введение
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Необходимость вмешательства государства в экономику
1.2 Цели, направления и методы государственного регулирования экономики

1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства
1.1 Особенности Банковской системы России. Монетарная политика Центрального Банка
1.2 Цели, объекты, эффективность монетарной политики государства
2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
2.2 Особенности после кризисной денежно-кредитной политики
3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI веке
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики
3.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2001 и 2012 годов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА супер.docx

— 362.86 Кб (Скачать)

Таким образом, в мировой экономической  науке понятие государственного регулирования рыночной экономики  связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. Например, очень велика доля государственных  расходов в общем объеме ВНП; растут налоги, поступающие в государственную  казну; имеет место и система  государственного предпринимательства; значительна роль государства в  перераспределении национального  дохода. С помощью налогов государство  не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской  деятельности, а через государственные  расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет  социальные потребности. Однако истинное влияние государства на национальную экономику нельзя оценить по таким  формальным показателям. Влияние государства  на рыночные процессы в первую очередь  определяется совершенством правовой формы - степенью разработки и обеспечения  выполнения законов. Поскольку рынки (рынок товаров и услуг, рынок  капиталов, денежный рынок, рынок труда, внешнеэкономический рынок) взаимосвязаны, то применять методы государственного регулирования необходимо комплексно. Использование односторонних методов  воздействия на макроэкономическое равновесие не может принести положительный  стабилизирующий эффект. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса  и заложить на перспективу основы его разрушительного проявления.

 

 

 

 

1. Основные концепции  денежно-кредитной политики государства

1.1 Особенности  Банковской системы России. Монетарная  политика Центрального Банка

Современная банковская система  РФ.

Чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет создание и развитие современной банковской системы. Банковский сектор - это канал, через который посылаются импульсы денежно-кредитного регулирования.

Становление российской банковской системы как одного из основных институтов рыночной экономики имело ряд  особенности, что повлияло на механизм, задачи и результаты проводимой денежно-кредитной  политики.

Банковская система России сегодня представлена двумя уровнями. В юридическом плане она опирается  на принятые 2 декабря 1990 г. Верховным  Советом РСФСР специальные законы: Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности РСФСР» и Закон «О Центральном  банке РСФСР (Банке России»), а  также новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности», принятого в июле 1995 г.

Данные российские законы внесли значительные изменения в  существовавшую на тот момент кредитно-банковскую систему страны, этим положив начало качественно новому этапу в формировании этой системы и ее правового обеспечения.

Согласно законодательству в России появилась возможность  создание банка на основе практически  любой формы собственности, это  и положило начало устранению государственной  монополии на банковскую деятельность.

В редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности», которая  была принята в июле 1995 г., отмечено, что банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства  иностранных банков.

В Законе «О банках и банковской деятельности» предусмотрена возможность  существования на российском кредитном  рынке банков, которые способны предоставлять  иностранный капитал, определены условия  лицензирования их деятельности и полномочия Банка России касательно формирования их уставного капитала. Чрезвычайно  важное значение имело утверждение на законодательном уровне принципа самостоятельности банков относительно органов государственной власти и управления при принятии определенных решений, связанных с проведением банковских операций. Согласно Закону кредитная организация ? это юридическое лицо, которое имеет целью получение прибыли, и на основе лицензии Банка России имеет право реализовывать банковские операции. Состав банковских операций также предусмотрен в Законе «О банках и банковской деятельности». Кредитные организации подразделяют на банки и небанковские кредитные организации.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право  осуществлять в совокупности? следующие  банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

- покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты (наличной и на счетах);

- привлечение и размещение драгоценных металлов во вклады;

- финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей депозитов.

Небанковская кредитная  организация ? кредитная организация, обладающая правом осуществлять некоторые банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. Возможное сочетание банковских операций для небанковских кредитных организаций определяется Банком России. Следствием принятия и введения в действие вышеуказанных законов явилось то, что кредитно-банковская система России приобрела следующий вид:

- Центральный банк РФ (Банк России);

- Сберегательный банк;

- коммерческие банки различных видов, в том числе специальные банки развития;

- банки со смешанным российско-иностранным капиталом;

- иностранные банки, филиалы банков-резидентов и нерезидентов;

- союзы и ассоциации банков;

- иные кредитные учреждения.

Новое банковское законодательство внесло практически радикальные  изменения не только в структуру  кредитно-банковской системы, но и в  принципы построения и управления данной системой. Банковская система России обрела двухуровневое построение. В  данном случае критерием отнесения  элементов к тому или другому  уровню является их положение в системе, определенное отношениями субординации. Так, например, Центральный банк находится  на верхнем уровне, поскольку уполномочен  государством регулировать и контролировать систему в целом, т.е. осуществлять функцию управления всей системой. А коммерческие банки и кредитные учреждения составляют нижний уровень системы.

 

Инструменты регулирования  денежного обращения.

Основные инструменты  реализации денежно-кредитной политики

К основным инструментам денежно-кредитной  политики относятся операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение нормы  обязательных резервов.

Наиболее активно используются операции на открытом рынке, которые  проводит Центральный банк с государственными ценными бумагами. Так, для недопущения  наметившегося «перегрева» экономики  необходимо уменьшение денежной массы. Центральный банк продает правительственные  облигации населению и коммерческим банкам под заманчивый процент.

В результате проведения операций на открытом рынке часть денег изымается  из обращения, кредитные ресурсы  банков сужаются. Происходит сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы.

Центральный банк манипулирует также  учетной ставкой, определяющей величину платы за ссуды, которые он предоставляет  коммерческим банкам. Центральный банк может понизить учетную ставку, ожидая повышения заинтересованности в  получении ссуд со стороны коммерческих банков, увеличении их активности в  предоставлении кредитов и, в конечном счете, увеличения денежного предложения  в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной активности в стране.

Учетная ставка Центрального банка  в большей мере служит барометром проводимой денежно-кредитной политики. Снижение учетной ставки означает начало проведения экспансионной политики и влечёт за собой снижение процентных ставок по межбанковскому кредиту, а в дальнейшем и для небанковского сектора.

Так же в качестве инструмента денежно-кредитной  политики используется изменение нормы  обязательных резервов. Повышение данной нормы снижает избыточные резервы, а тем самым возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Указанные меры денежно-кредитной  политики позволяют осуществлять эффективное  антициклическое регулирование в странах с рыночной экономикой. Правительство проводит жесткую денежно-кредитную политику, поддерживая на определённом уровне объем денежной массы, либо гибкую денежно-кредитную политику, удерживая на некотором заданном уровне ставку процента.

Три основных инструмента денежно-кредитной  политики дополняются второстепенными, менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования. Оно осуществляется через фондовую биржу, потребительский кредит и  увещевание.

Безудержная спекуляция на фондовой бирже создает серьезные проблемы. Так, снижение курса акций уничтожает состояния частных лиц и фирм, имеющих большое число акций. Это вынуждает их сокращать потребительские  и инвестиционные расходы и толкает  экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже устанавливается маржа, или  минимальный процент первоначального  взноса, который должны сделать покупатели акций. Норма маржи должна увеличиваться, когда необходимо ограничить спекуляцию (скупку акций), и уменьшаться для  оживления вялого рынка.

Сокращение потребительского кредита  путем введения определенных ограничений  может использоваться в качестве момента антиинфляционной политики.

Увещевание означает использование  Центральным банком политических заявлений, призывов к коммерческим банкам о  том, чтобы они не допускали излишнего  расширения или сокращения банковского  кредита.

В экономической практике многих стран применяются следующие  инструменты регулирования денежной массы в обращении:

- операции на открытом  рынке, т.е. на рынке казначейских  ценных бумаг;

- политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование  процента по займам коммерческих  банков у Центрального банка

- изменение норматива  обязательных резервов.

В настоящее время в  мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. С помощью продажи  или покупки на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк способен осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Такие операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно вместе с группой крупных банков и иных финансово-кредитных организаций.

Схема проведения таких операций такова:

Представим себе, что на денежном рынке наблюдается излишнее количество денежной массы в обращении  и основной задачей Центральный  банк ставится ограничение или ликвидация этого излишка. В этой ситуации Центральный  банк начинает активно предлагать государственные  ценные бумаги на открытом рынке населению  или банкам, которые покупают правительственные  ценные бумаги через специальных  дилеров. Так как предложение  государственных ценных бумаг растет, рыночная цена на них падает, а процентные ставки по ним повышаются, и, благодаря  этому, возрастает «привлекательность»  для покупателей. Банки и население (через своих дилеров) начинают оживленно  скупать правительственные ценные бумаги, что приводит, в конце  концов, к уменьшению банковских резервов. Сокращение банковских резервов, со своей  стороны, снижает предложение денег  в пропорции, равной банковскому  мультипликатору. График предложения  денег сдвигается влево, а процентная ставка растет.

На денежном рынке бывают и другие ситуации, как например недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк 
проводит политику, ориентированную на увеличение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения. Таким образом, Центральный банк повышает спрос на государственные ценные бумаги. В итоге их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, это делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинается продажа государственные ценные бумаги, а это приводит, в конечном счете, к увеличению банковских резервов и - к увеличению денежного предложения. График предложения денег сдвинется вправо, процентная ставка упадет.

Учетная ставка - это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. При этом Центральный банк дает этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а только тем, кто имеет устойчивое финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Её уменьшение делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Коммерческие банки желают получить кредит. В данном случае повышаются избыточные резервы коммерческих банков, активизируя мультипликационное увеличение количества денег в кругообороте. Напротив, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Что интересно некоторые коммерческие банки, располагающие заемными резервами, даже пытаются возвратить их, потому что они становятся дорогими.

Информация о работе Денежно-кредитная политика российского государства