Денежно-кредитная политика российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

цель данной курсовой работы – рассмотреть основы кредитно-денежной политики государства и проанализировать ее особенности в современных условиях. Исходя из цели работы можно сформулировать ее задачи:
1. На основе изучения теоретических источников определить роль государства в рыночной экономике и необходимость вмешательства государства в экономику.
2. Рассмотреть кредитно-денежную политику как одну из функций государственного регулирования экономики
3 исследования механизма проведения Центральным банком монетарной политики;
4 ознакомление с состоянием дел на сегодняшний день в российской практике;
5 рассмотрение главных путей реализации этой политики на ближайшее будущее.

Оглавление

Введение
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Необходимость вмешательства государства в экономику
1.2 Цели, направления и методы государственного регулирования экономики

1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства
1.1 Особенности Банковской системы России. Монетарная политика Центрального Банка
1.2 Цели, объекты, эффективность монетарной политики государства
2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
2.2 Особенности после кризисной денежно-кредитной политики
3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI веке
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики
3.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2001 и 2012 годов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА супер.docx

— 362.86 Кб (Скачать)

Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному  сокращению денежного предложения. Политика учетных ставок занимает второе по значению место среди инструментов денежно-кредитной политики после  политики Центрального банка на открытом рынке и проводится обычно в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке. Например, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке стремясь уменьшить денежное предложение, Центральный банк повышает учетную ставку (делает её выше доходности ценных бумаг), ускоряя процесс купли населением правительственных ценных бумаг у коммерческих банков, так как банкам становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышать эффективность операций на открытом рынке.

Напротив, при покупке  ЦБ государственных ценных бумаг  на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этом случае коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка  и направлять средства на покупку  более доходных государственных  ценных бумаг у населения, которое  заинтересовано в их продаже. Расширительная политика Центрального банка становится более эффективной.

В основе действия этого  инструмента денежно-кредитной политики лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение  через банковский (денежный) мультипликатор, а именно:

а) если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения;

б) при уменьшении нормы  обязательных резервов происходит мультипликативное  расширение предложения денег. Этот инструмент монетарной политики наиболее мощный, так считают специалисты, занимающиеся данным вопросом, однако он достаточно груб, поскольку затрагивает  основы всей банковской системы. Даже малейшее изменение нормы обязательных резервов может вызвать значительные изменения в объеме банковских депозитов  и кредита.

 

1.2 Цели, объекты,  эффективность монетарной политики  государства

Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства

Под денежно-кредитной политикой  государства понимается совокупность экономических мер по регулированию  денежно-кредитного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень  и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.

Кредитно-денежная политика проводится Центральным банком. Конечной целью  проводимой Центральным банком и  государственными институтами денежно-кредитной  политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего  достижение устойчивого роста национального  производства, характеризующегося потной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада – в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а по время экономического роста, сопровождающегося инфляцией, – в ограничении предложения денег для ограничения расходов.

В процессе экономического регулирования  государство широко использует денежно-кредитные  меры. С одной стороны, эти меры являются составной частью всего  комплекса экономической политики, с другой – кредитное регулирование  выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в  экономику.

Основные цели и задачи кредитно-денежной политики:

– устойчивый экономический рост;

– полная занятость;

– обеспечение устойчивой национальной валюты и стабильности цен;

– устойчивый платежный баланс;

– выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением;

– воздействие на экономическую  конъюнктуру путем изменения  находящихся в обращении денег.

В самом общем виде достижение указанных  целей кредитно-денежной политики осуществляется следующим образом: в периоды  экономического спада ЦБ проводит политику, направленную на расширение предложения  денег (экспансионистская политика); в периоды «перегрева» экономики, ускоренного экономического роста  ЦБ, наоборот, сдерживает рост денежной массы или вовсе прекращает предложение  денег.

Также выделяют следующие цели:

  1. Экономически цели.

После длительного периода экономического роста полной занятости цели государства  в области экономики имеют  скорее защитный характер и направлены на поддержание экономической активности и сокращение безработицы.

Стремление сохранить и по возможности  увеличить производство, а также  поддержать достигнутый уровень  жизни соответствует современным  задачам. Это предполагает крупные  капиталовложения на переоборудование промышленных и сельскохозяйственных предприятий и создание производственных структур, чтобы уменьшить зависимость  страны в сфере энергетики, повысить производительность труда на предприятиях, удовлетворить нужды населения  в целом, а также обеспечить подготовку специалистов и наладить разработки научно-технических исследований. Для  этого также требуются значительные оборотные капиталы, необходимые, например, для выдачи заработной платы, для  закупок сырья и энергии.

  1. Монетарные цели контроля над кредитом.

Цель государственных органов  в области денежной политики можно  сформулировать кратко: экономический  рост без инфляции. Важно, чтобы ресурсы, используемые для развития экономики, были застрахованы от потерь; в частности, кредитование с целью увеличения богатства не должно повлечь за собой  повышение цен или истощение  валютных ресурсов.

Стабильность внутренних цен необходима для нормального функционирования экономики. Общее понижение цен  повлекло бы за собой замедление темпов производства и тем самым препятствовало бы экономическому развитию; однако эту  возможность не стоит рассматривать, поскольку в настоящее время  она не может реализоваться. Общее  повышение только подрывает или  ослабляет стремление к накоплению денег и делает неэффективным  предпринимаемые усилия, приводя  к неоправданному обогащению некоторых  слоев населения, оно также ухудшает условия капиталовложений и снижает  их рентабельность.

Для нормального функционирования экономики требуется также стабильность международных финансовых отношений, которая позволяет поддерживать валютные резервы на удовлетворительном уровне. Такая стабильность позволяет  бороться с безработицей и поддерживать высокий уровень жизни населения, поскольку именно от неё зависит  регулярность импорта сырья и  энергоносителей, необходимых для  народного хозяйства.

3. Согласование целей экономической  и денежной политики.

Реализация совокупности задач, стоящих  перед Центральным Банком в осуществлении  экономической политики, проходит по двум направлениям. Первое – обеспечение  национальной экономики полноценной  валютной системой. Устойчивая валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Втрое направление связано  с тем, что Центральному Банку  предписана функция влияния на кредитную  деятельность коммерческих банков в  интересах макроэкономической политики.

В сфере денежно-кредитного обращения  государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: «государство – Центральный Банк».

Необходимо отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному  сектору должна быть присуща максимально  высокая степень свободы и  независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется  на косвенные пути воздействия –  через систему денежно-кредитного обращения, являющейся своего рода кровеносной  системой экономик.

В зависимость от причин, вызвавших  изменение спроса на деньги, могут  меняться цели денежно-кредитной политики. Это жесткая или гибкая денежно-кредитная  политика либо выбор такого варианта монетарной политики, при котором  допускается свободное колебание  массы денег в обращении и  процентной ставки.

Монетарная политика государства  традиционно рассматривается как  главное направление государственного регулирования экономики. Высшая цель денежно-кредитной политики государства состоит в обеспечении эффективной занятости, стабильности цен и росте реального объема ВНП. Она достигается при помощи мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются долгое время, рассчитаны не на один день и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и реальные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, которые находятся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

Так или иначе, проводником  монетарной политики государства выступает  ЦБ в соответствии с присущими  ему функциями, а объектами политики являются спрос и предложение  на денежном рынке.

Спрос на деньги (MD) формируется  из:

1) спроса на деньги  как средство обращения и

2) спроса на деньги  как средство сохранения стоимости.

Общий спрос на деньги зависит  от процентной ставки и уровня номинального объема ВНП.

В этом аспекте познакомимся с главными теоретическими моделями спроса на деньги, которые легли  в основу приведенного утверждения. Первой рассмотрим количественную теорию. В общем виде она и есть теория спроса на деньги. Функция спроса на деньги здесь выводится из уравнения  обмена

М * V = Р * Y определяется как

(М / Р) = L(Y), где L(Y) - спрос  на ликвидный товар - деньги.

Согласно этому уравнению, величина спроса на реальные денежные запасы является функцией дохода.

Кроме того, известно, что (М/Р) = k * Y, т.е. спрос на реальные денежные запасы прямо пропорционален доходу.

Так же спрос на денежном рынке отличается от привычного тем, что по сути это спрос на капитал в денежной форме. Сумма необходимых денег - это денежный капитал, который люди стремятся иметь в определенный период времени при специфических условиях. Такой подход к деньгам как к одному из видов богатства характерен для работ Дж. Кейнса.

В труде «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. Кейнс утверждал, что люди держат деньги на руках (имеется в виду деньги как денежный агрегат Ml), т.е. хранят часть богатства в виде денег, так как последние имеют свойство абсолютной ликвидности. Отсюда следует, что спрос на деньги зависит от того, насколько ценно в определенный момент свойство ликвидности. Сам Дж. Кейнс назвал эту теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.

Согласно этой теории величина спроса на деньги и норма процента обратнозависимы. Хозяйственные агенты хранят часть богатства в ликвидной  форме, если они полагают, что иная форма богатства может быть сопряжена  со значительным риском или может  принести потери. Но при этом наличные деньги не приносят того дохода, который  хозяйственные агенты могли бы получать от хранения богатства в виде облигаций или банковских депозитов, которые приносят проценты. В данном случае ставка процента становится альтернативными издержками хранения богатства в виде наличных денег, если ставка процента высокая, то она понижает спрос на деньги, если низкая, то повышает. Функция спроса на деньги предстает в виде:

(M - P) d = L (r, Y), где r - ставка  процента, Y - доход.

Величина спроса на деньги обратно пропорциональна ставке процента и прямо пропорциональна  доходу.

Таким образом, спрос на деньги как средство обращения обусловливается  уровнем денежного или номинального ВНП (прямо пропорционально). Чем  выше доход в обществе, чем больше количество сделок, чем выше уровень  цен, тем больше необходимо денег  для совершения экономических сделок в рамках национальной экономики.

Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально), поскольку, как подчеркивалось ранее, при владении деньгами в форме наличности и  чековых вкладов, не приносящих владельцу  процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки по сравнению с использованием сведений в виде ценных бумаг.

Распределение финансовых активов, например, на наличные деньги и облигации, зависит от величины ставки процента: чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и выше спрос на них, тем  ниже спрос на наличные деньги, наоборот

Центральными банками  проводятся мероприятия в денежно-кредитной  сфере, не связанные с продолжительными процедурами согласовании и принятием  специальных распоряжений органами государственной власти. Свобода  центральных банков в проведении денежно-кредитной политики позволяет  успешно противостоять давлению со стороны политиков, когда краткосрочные  политические цели правительства противоречат основной стратегической линией макроэкономического  регулирования. Чаще всего это происходит в условиях приближающихся выборов, растущего дефицита государственного бюджета и т.д. Все это делает монетарную политику весьма привлекательным  инструментом государственного регулирования  экономики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика российского государства