Денежно-кредитная политика российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

цель данной курсовой работы – рассмотреть основы кредитно-денежной политики государства и проанализировать ее особенности в современных условиях. Исходя из цели работы можно сформулировать ее задачи:
1. На основе изучения теоретических источников определить роль государства в рыночной экономике и необходимость вмешательства государства в экономику.
2. Рассмотреть кредитно-денежную политику как одну из функций государственного регулирования экономики
3 исследования механизма проведения Центральным банком монетарной политики;
4 ознакомление с состоянием дел на сегодняшний день в российской практике;
5 рассмотрение главных путей реализации этой политики на ближайшее будущее.

Оглавление

Введение
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Необходимость вмешательства государства в экономику
1.2 Цели, направления и методы государственного регулирования экономики

1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства
1.1 Особенности Банковской системы России. Монетарная политика Центрального Банка
1.2 Цели, объекты, эффективность монетарной политики государства
2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
2.2 Особенности после кризисной денежно-кредитной политики
3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI веке
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики
3.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2001 и 2012 годов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА супер.docx

— 362.86 Кб (Скачать)

В сферу деятельности государства  входит и регулирование цен. Значение данной функции велико, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь цены активно влияют на структуру хозяйства, на инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты и социальную атмосферу. Поэтому государство обязано проводить эффективную политику ценообразования. Например, в любой стране имеются товары и услуги, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Фундаментальной характеристикой  рынка является конкуренция. Конкурентная среда внутренне неустойчива  и нуждается в защите со стороны  государства. Оно должно бороться с  монополизацией рынка и добиваться создания для производителей условий  благоприятной конкурентной среды. Через регулирование инвестиций государство воздействует на темпы  и пропорции общественного производства, используя финансовый и денежно-кредитный  механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных вложений, которые стимулируются  с помощью налоговых льгот.

Но в современном мире функции  государства гораздо шире. С развитием  общества, изменениями в структуре  общественного производства, актуализацией  отдельных сфер общественной жизни  возрастает роль государства в регулировании  социальных процессов: установление минимальных  ставок оплаты труда; защита среды обитания; развитие инфраструктуры; продолжительность  рабочего дня; определение прожиточного минимума; уменьшение неоправданной  дифференциации в доходах; установление пособий по безработице; выплаты  различных видов пенсий и пособий  малообеспеченным членам общества и  т.д. [1, с. 118-122].

К исключительной прерогативе государства  относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать  баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля за национальными ресурсами при проведении внутренней и внешней политики.

Таким образом: масштабы вмешательства  в экономику зависят от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития и  экономической активности), так и  национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). Точно определить приемлемость того или другого невозможно. С  уверенностью можно сказать, что  вмешательство государства в  рыночное хозяйство должно быть экономически оправдано и допустимо в таких  масштабах, которые способствуют повышению  экономической эффективности. В  любом случае государственное вмешательство  в хозяйственную жизнь должно быть ограничено, поэтому одна из основных задач рыночной экономики - добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону  неизбежно приводит к негативным результатам. Всякая эйфория рынка  также недопустима, как и тотальное  огосударствление хозяйства. Поэтому  поиск оптимальных пределов участия  государства в рыночной экономике - проблема не национальная, а общемировая.

 

 

1.2 Цели, направления  и методы государственного регулирования  экономики

 

Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Оно решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, смягчения циклических колебаний, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах производства и поддержания внешнеэкономического равновесия. Таким образом, государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Концентрация производства и капитала, наличие крупных монополий и финансово-промышленных групп, успехи прогнозирования, информатика и компьютеризация усиливают необходимость и расширяют возможности государственного регулирования вплоть до учета размеров и структуры производства и рынка, планомерного регулирования в национальном и международном масштабах [10, с. 56-58].

Объекты государственного регулирования - это условия, процессы, отношения, элементы и секторы национального хозяйства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. Они представляют собой как бы осознанные «болевые точки» рыночной экономики, проблемы, трудности, кризисы, за которыми необходимы постоянное наблюдение и заблаговременная диагностика, подбор и дозирование средств снятия напряженности, ликвидация узких мест, разрешение кризисов, принятие оперативных или профилактических мер. Государственное регулирование экономики опирается на глубокое знание и правильное использование объективных экономических законов развития общества. Сознательное использование экономических законов предполагает, во-первых, познание обществом их сущности и механизма действия и, во-вторых, реализацию общественного знания в практической деятельности. Государственное регулирование осуществляется по следующим основным направлениям [10]:

1. Государство выступает, прежде  всего, как властная структура,  устанавливающая правила поведения  на рынке хозяйствующих субъектов  и влияющая своими обязательными  предписаниями на условия функционирования  рыночных субъектов. Важнейшая  задача государства - разработка  стабильной и непротиворечивой  правовой базы.

2. Рыночные отношения предусматривают  функционирование предприятий и  организаций различных форм собственности.  Рынок предполагает свободу производственной  и коммерческой деятельности, конкуренцию  производителей, исключает господство  какой-либо формы собственности.

3. Важную роль в развитии экономики  играет инвестиционная деятельность. Государственное регулирование  направлено на стимулирование  источников накопления внутри  страны и на привлечение иностранного капитала.

4. Сфера материального производства  является основным объектом государственного  регулирования. Задачами государства  в этой сфере являются: стабилизация  основных показателей отраслей  народного хозяйства; структурная  перестройка общественного производства, его социальная ориентация; повышение  качества продукции до уровня  требований мирового рынка; рационализация  размещения производства и т.д.  Рычаги воздействия - финансово-кредитная  и инвестиционная политика.

5. Одним из важных направлений  государственного регулирования  экономики является регулирование  рынка труда. Большое влияние  на рынок труда оказывают государственные  социальные программы. Они содействуют  определенной стабилизации социально-экономического  положения трудящихся, смягчают  болезненные недостатки рыночного  механизма.

6. Важнейшей задачей государственного  регулирования становится обеспечение  экономической безопасности страны. Наиболее реально экономической  безопасности угрожает деформированность структуры производства (усиление топливно-сырьевой направленности), возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, расслоение общества и криминализация хозяйственной деятельности. Особое внимание государство уделяет регулированию финансового и валютного рынков, денежного обращения. Оно защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, развивает секторы, которые выгодно иметь в государственной собственности. Государственные органы власти разрабатывают и проводят в жизнь бюджетную, налоговую, промышленную, инвестиционную, экономическую и социальную политику. Государство предусматривает и меры по развитию внешнеэкономической деятельности.

Главными исполнителями государственного регулирования экономики являются органы трех ветвей власти, построенные  по иерархическому принципу, а также  центральный банк страны, который  несет ответственность за денежно-кредитную  политику. Свои регулирующие функции  государство выполняет, применяя систему  методов и инструментов воздействия  на экономику, которые меняются в  зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Общепринято деление  методов государственного регулирования  на косвенные (экономические) и прямые (административные).

Косвенные методы регулирования базируются в основном на экономическом стимулировании и опираются на товарно-денежные рычаги, воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. Государство использует для этого как собственные финансовые, материальные и иные ресурсы, так и различные элементы хозяйственного механизма. Методы прямого воздействия проявляются чаще всего в форме административных рычагов. Среди методов государственного регулирования преобладают экономические методы. Приоритет принадлежит денежно-кредитной политике, основными инструментами которой являются норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них влиять на инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций [10, с. 59-63].

Значительная роль отводится налоговой  политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществлять структурные преобразования производства, сглаживать региональные диспропорции, снимать остроту проблемы вынужденной безработицы. Фискальная политика государства, определяемая его  действиями в области получения  доходов, объема и направлений государственных  расходов, может быть нацелена на стабилизацию, экономический рост или ограничение  деловой активности. Политика стабилизации предполагает использование денежно-кредитных  и фискальных мер для максимального  приближения ВВП к его потенциальному уровню, обеспечения полной занятости  и стабильного уровня цен. При  экономическом спаде может осуществляться стимулирующая фискальная политика, основанная на росте государственных  расходов, снижении налогов и соответственно приводящая к увеличению дефицита бюджета. В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, может проводиться фискальная политика, нацеленная на уменьшение государственных  расходов, увеличение налогов с ориентацией  на уменьшение дефицита бюджета.

Важное место в воздействии  государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это - энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства. Предприятия данных отраслей малоэффективны не только потому, что они государственные, а они становятся государственными, поскольку являются малоэффективными. В целом государственный сектор служит дополнением к рыночному механизму там где мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственное предпринимательство способствует повышению эффективности национального хозяйства и является одним из инструментов перераспределения частного национального продукта. По мере развития и усложнения рыночной экономики повышается роль государственного программирования. Правительства свои основные, задачи на определенные временные этапы стали формулировать в виде государственных программ. Для их реализации создаются экономические центры с привлечением ученых и специалистов, представителей центральных банков, союзов предпринимателей, профсоюзов. Такие программы утверждаются парламентами, где заслушиваются отчеты о ходе их выполнения [10, с. 65].

Рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений). Чем глубже страна интегрирована в мирохозяйственные связи, тем больше ее значимость в мировой экономике. Например, если государство заинтересовано в продвижении за рубеж товарной массы, то оно применяет методы, стимулирующие экспорт: предоставляет экспортерам налоговые льготы; берет на себя гарантии экспортных кредитов; использует торгово-экономические соглашения. Эффективными средствами поощрения экспорта являются регулирование валютного курса и вывоз капитала.

Один из выдающихся российских реформаторов М.М.Сперанский (1772 - 1839) будучи министром установил дифференцированный таможенный тариф (1810), предлагая «…по возможности ослабить импорт, именно ввоз иностранных промышленных товаров тормозит развитие России…». Стимулирование экспорта государством позволяет отечественным предпринимателям смелее инвестировать производство, привлекать дополнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуг. Это приводит к расширению совокупного спроса на продукты национального производства и как следствие - к экономическому росту. Кроме того, экспортная ориентация делает экономику более динамичной, придает ее развитию новое качество.

К административным методам регулирования  экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.). Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка с помощью государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестируется строительство казенных предприятий или национализированных предприятий других форм собственности путем скупки акций.

Сфера применения косвенного регулирования  по мере развития рыночной экономики  значительно расширяется, сужая  возможности прямого вмешательства  государства в процессы расширенного воспроизводства. Применение государством разнообразных методов воздействия  на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. Это вовсе не означает, что государство отстраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, оно внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Однако делает это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка [10].

Информация о работе Денежно-кредитная политика российского государства