Бюджетная политика российского государства в 2000-е годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в изучении бюджетной политики российского государства в 2000-е годы.
В соответствии с целью курсового исследования поставлены следующие задачи:
изучить основные черты, принципы построения бюджетной системы России;
определить понятия и особенности доходов и расходов бюджета;
обосновать сущность бюджетной политики государства, ее виды;
описать бюджетную политику России в 2000-е годы, основные этапы развития;
выявить основные пути развития бюджетной политики России;
представить зарубежный опыт развития бюджетной политики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Бюджетная система и бюджетное устройство России……………..4
1.1. Бюджетная система России: основные черты, принципы построения4
1.2. Доходы бюджетов и бюджетные расходы………………………………...8
Глава II. Виды бюджетной политики и ее особенности в России в 2000-е годы…………………………………………………………………………………13
2.1. Сущность бюджетной политики государства и ее виды………………..13
2.2. Бюджетная политика России в 2000-е годы…………………………….19
Глава III. Основные пути совершенствования бюджетной политики России……………………………………………………………………………….28
3.1. Зарубежный опыт развития бюджетной политики……………………28
3.2. Основные направления развития бюджетной политики России……...31
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованной литературы…………………………………………..37

Файлы: 1 файл

бюджетная политика России 2000г.docx

— 621.61 Кб (Скачать)

 


 

 


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

 

Экономический факультет

Кафедра экономической теории, географии и экологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Дисциплина «Экономическая теория»

 

Тема:

«Бюджетная политика российского государства в 2000-е годы»

 

                                

                                Выполнил:

                                                          1 курс, 121 учебная группа

                                                    очная форма обучения

                                      Смирнов В.Ю.

                                                           

                                                       Научный руководитель:

                                        преподаватель

                                                                     кафедры экономической теории,          

                                                    географии и экологии

                                                                              подполковник внутренней службы

                                               Сывороткина С.Ю.

 

 

            

          

                                                                              Дата защиты: _________________

                                                                      Оценка: _____________________

                                                                                    _____________________

                                                                         (подпись научного руководителя)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

 

Глава I. Бюджетная система и бюджетное устройство России……………..4

1.1. Бюджетная система России: основные черты, принципы построения4

1.2. Доходы бюджетов и бюджетные расходы………………………………...8

Глава II. Виды бюджетной политики и ее особенности в России в 2000-е годы…………………………………………………………………………………13

2.1. Сущность бюджетной политики государства и ее виды………………..13

2.2. Бюджетная политика России в 2000-е годы…………………………….19

Глава III. Основные пути совершенствования бюджетной политики России……………………………………………………………………………….28

3.1. Зарубежный опыт развития бюджетной политики……………………28

3.2. Основные направления  развития бюджетной политики России……...31

 

Заключение………………………………………………………………………35

Список использованной литературы…………………………………………..37

Приложение………………………………………………………………………..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что государственная бюджетная политика является целенаправленной деятельностью государства по управлению бюджетной системой, она предполагает стимулирующую роль бюджетов, их фондов, активное воздействие на производство, ее эффективность зависит от всестороннего учета интересов, система которых складывается в национальном рыночном хозяйстве на основе плановости. Именно бюджетная политика регулирует государственные доходы и расходы, а также эффективное управление ними.

Теория и практика государственного бюджета широко представлена в монографиях российских и зарубежных ученых, а также в периодической литературе, в сети Интернет.

Цель курсовой работы заключается в изучении бюджетной политики российского государства в 2000-е годы.

В соответствии с целью курсового исследования поставлены следующие задачи:

    1. изучить основные черты, принципы построения бюджетной системы России;
    2. определить понятия и особенности доходов и расходов бюджета;
    3. обосновать сущность бюджетной политики государства, ее виды;
    4. описать бюджетную политику России в 2000-е годы, основные этапы развития;
    5. выявить основные пути развития бюджетной политики России;
    6. представить зарубежный опыт развития бюджетной политики.

Структура курсовой работы представлена тремя главами: теоретической, аналитической и практической, каждая из которых состоит из двух пунктов, а также вводная и заключительная части, список использованной литературы и приложение.

 

Глава I. Бюджетная система и бюджетное устройство России

    1. Бюджетная система России: основные черты, принципы построения

 

Бюджетная система государства - совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).

Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления.

В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства (рисунок 1).1

Рисунок 1 - Государственная бюджетная система

Структура бюджетной системы государства: 1.Унитарное,1.1.Госбюджет

1.2.Местный бюджеты; 2.Федерального, 2.1.Госбюджет,2.2.Федеральные бюджеты,2.3.Местные бюджеты.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным Кодексом, состоит из бюджетов следующих уровней:

    1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    3. местные бюджеты муниципальных районов, городских округов;
    4. бюджеты городских и сельских поселений.

Совокупность всех бюджетов на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет. Основными принципами любой системы государственного бюджета можно назвать следующие:

    1. единство бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ);
    2. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (ст. 30 БК РФ);
    3. самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ);
    4. полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ);
    5. сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ);
    6. эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ);
    7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (ст. 35 БК РФ);
    8. гласности (ст. 36 БК РФ);
    9. достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ);
    10. адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).

Бюджетное устройство - это основные принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса. Бюджетная система представляет собой регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления. Бюджетный процесс - деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также по контролю за исполнением.

Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:

    1. единства;
    2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
    3. самостоятельности бюджетов;
    4. полноты отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    5. сбалансированности;
    6. эффективности и экономности использования бюджетных средств;
    7. гласности;
    8. достоверности бюджета;
    9. адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы определяет единообразие:

    1. правовой базы;
    2. денежной системы;
    3. организации бюджетного процесса;
    4. санкций за нарушение бюджетного законодательства.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы обеспечивает закрепление соответствующих видов доходов и расходов за федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением.

Принцип самостоятельности бюджетов обусловливает право законодательных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов; не допускать изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов исходит из того, что все доходы и расходы органов государственной власти и местного самоуправления должны полностью отражаться в их бюджетах.

Принцип сбалансированности обеспечивает равенство расходов бюджетов с доходами и поступлениями из источников покрытия бюджетного дефицита.

Принцип эффективности использования бюджетных средств определяет, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема ресурсов.

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность его показателей.

Принцип адресности определяет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели.2

Функции государственного бюджета:

    1. Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации.
    2. Легально контролирует действия правительства.
    3. Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности.
    4. Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства.

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять (рисунок 2).

Рисунок 2 – Потоки государственного бюджета

При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей.3

 

    1. Доходы бюджетов и бюджетные расходы

 

Доходы государственного бюджета - завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета - исходный пункт движения государственных ресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рисунок 3).4

Информация о работе Бюджетная политика российского государства в 2000-е годы