Внешняя политика Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:23, реферат

Краткое описание

С точки зрения геополитической, Россия занимает уникальное положение в Евразии. Масштабы страны, ее экономический, интеллектуальный потенциал, географическое положение, а также наличие всех видов сырья и ресурсов естественным образом сделали Россию важнейшим мировым центром. Сохранив четыре пятых территории СССР , она имеет более половины населения бывшего Союза и производит примерно половину его валового национального продукта

Файлы: 1 файл

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.doc

— 38.00 Кб (Скачать)


 



Внешняя политика Российского государства

 

 

 

 

 

С точки зрения геополитической, Россия занимает уникальное положение в Евразии. Масштабы страны, ее экономический, интеллектуальный потенциал, географическое положение, а также наличие всех видов сырья и ресурсов естественным образом сделали Россию важнейшим мировым центром. Сохранив четыре пятых территории СССР , она имеет более половины населения бывшего Союза и производит примерно половину его валового национального продукта. По своей политической значимости, экономическому и военно-техническому потенциалу, по влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия по праву входит в число великих держав.

Приоритетные задачи внешней политики России следующие:

1.                   Создание наилучших внешних условий, благоприятствующих укреплению территориальной целостности нашего государства.

2.                   Укрепление центростремительных тенденций на территории бывшего СССР. Суверенитет, полученный бывшими республиками Союза, необратим, но это не отрицает возможности реинтеграционных процессов, в первую очередь в экономической области.

3.                   Стабилизация международного положения на региональном уровне. Добившись успехов в стабилизации международного положения на глобальном уровне, необходимо активизировать деятельность по урегулированию региональных, межнациональных, межэтнических межгосударственных конфликтов.

4.                   Развитие плодотворных межгосударственных отношений, препятствующих созданию новых очагов напряженности, особенно распространению оружия массового уничтожения.

     Особое место во внешней политике России занимает ее участие в создании всеобъемлющей системы европейской безопасности.

Россия готова поддержать программу «Партнерство во имя мира» в той мере, в какой она будет учитывать интересы безопасности всех без исключения государств, и основываться не на блоковой, а на общеевропейской системе безопасности. Так, в обращении Государственной Думы к Президенту Российской Федерации отмечается, что «расширение НАТО приведет к геополитическому переделу Европы. Это нанесет ущерб интересам общеевропейской безопасности, создаст новые разделительные линии и барьеры на континенте. Возникнет опасность первого серьезного кризиса в Европе после окончания «холодной войны».

Факты говорят о том, что позитивные сдвиги в мире не стали еще всеохватывающими и не приобрели необратимого характера.  Военная акция НАТО против Югославии вызвала самое острое и опасное противостояние США и России со времен Берлинского и Карибского кризисов начала 60-х гг. Какими бы гуманитарно-политическими доводами ни оправдывалась силовая акция НАТО, она представляет собой юридически бесспорный акт агрессии, грубейшего нарушения Устава ООН, хельсинкского акта 1975 г., Основополагающего акта Россия-НАТО 1997 г.

В сложившейся сейчас в мире военно-политической обстановке весьма сложно установить, где и когда потенциальные угрожающие факторы могут перерасти в реальную кризисную ситуацию или вооруженный конфликт. Исходя из сказанного, можно определить лишь угрозы, с которыми уже сталкивается в настоящее время или может столкнуться в будущем Россия.

В политической сфере это действия некоторых государств, националистических движений по подрыву территориальной целостности России, ослаблению связей РФ с бывшими республиками СССР, странами Центральной и Восточной Европы, а также с государствами в районах нашего традиционного сотрудничества; территориальные притязания к России; попытки отстранения России от решения ключевых международных проблем и деятельности в международных организациях.

В экономической области – стремление ослабить экономическую самостоятельность РФ, ее технологический и промышленный потенциал, сделать ее топливно-сырьевым придатком ведущих стран мира; ограничить присутствие России на зарубежных рынках, а в перспективе и вытеснить ее оттуда, не допустить ее равноправного участия в международных финансово-экономических и торговых организациях.

В военной сфере – сохранение реальных и потенциальных очагов вооруженных конфликтов в непосредственной близости от российских границ.

Наилучшей политикой сейчас для Росси является поддержание динамичного равновесия между основными центрами силы. Сказанное означает, что она не должна ни вступать в конфронтацию ни с одной из этих стран, ни впадать в одностороннюю зависимость от какой бы то ни было из них. Оптимальной стратегией для России в ближайшее десятилетие является «стратегия равноприближенности». В отношениях с указанными странами наблюдается переход к прагматичной, спокойной и взвешенной политике. Выражается это в следующем: в отношениях с США – стратегическая стабильность, договоренность о нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки, предотвращение и ликвидация региональных конфликтов, военно-техническое сотрудничество, разоружение и контроль над вооружениями.

С особым вниманием Россия должна относиться к ситуации в восточноевропейских странах. В действиях руководства этих стран прослеживается тенденция найти свое место в формирующейся новой системе европейской безопасности, что выражается в создании малых блоковых структур.

Российско-германские отношения. Сферами взаимодействия здесь могут быть: вхождение России в систему европейской безопасности, ее интеграция в основные европейские институты, трансформация НАТО, экономическое и технологическое сотрудничество, экология.

Государства Балтии придерживаются политики ориентации на Запад, дистанцирования от России, скорейшего вступления в НАТО, что на деле может нарушить баланс сил, стать источником конфронтации между Россией и Западом. В государствах Балтии проводится линия на дискриминацию русскоязычного населения (особенно в Латвии и Эстонии), на сокращение экономических связей с Россией. Националистические круги этих стран предъявляют к РФ и территориальные претензии.

Важным стратегическим союзником России в Азии на десятилетия вперед является Индия. С геополитической точки зрения, Индия заинтересована в тесном взаимодействии с Россией как для обеспечения должного баланса сил в отношениях с Китаем и рядом других стран, так и для укрепления своей внутренней стабильности, которой постоянно угрожают исламистские силы, напрямую поддерживаемые из Пакистана.

Прогнозируя развитие военно-политической ситуации у дальневосточных рубежей нашего государства, следует иметь в виду реальную возможность улучшения отношений с Японией и дальнейшего развития экономических связей  с КНР.

Итак можно сделать вывод, что Россия переходит к политике, основанной на принципах открытости миру, добрососедства и взаимовыгодного равноправного сотрудничества со всеми странами, стремящимися иметь с Россией дружественные и партнерские отношения.



Список использованной литературы

 

1.Политология. Учебник для ВУЗов // Норма. М - 2005. С.- 220

2.Политология // МГОПУ. М -2006. С.- 27

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Внешняя политика Российского государства