Внешняя политика Российской Федерации в 90-е годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:33, контрольная работа

Краткое описание

Внешняя политика России является одной из ключевых проблем современного мира. Это обусловлено многими причинами, главными из которых являются:
- большая территория страны и в связи с этим большое количество населения,
- запасы полезных ископаемых, добыча которых существенно влияет на мировой рынок,
- тесно связанная с предыдущим пунктом - Россия является одним из крупнейших экспортеров нефти и газа, что определяет котировки мировых валют,

Оглавление

стр.
Введение 3
1. Формирование новой внутренней политики в Российской Федерации в 90-е годы 4
2. Внешняя политика Российской Федерации в 90-е годы 11
Заключение 23
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

внешняя политика РФ в 90 г.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Содержание

стр.

Введение  3
1. Формирование  новой внутренней политики в  Российской Федерации в 90-е  годы  4
2. Внешняя  политика Российской Федерации  в 90-е годы  11
Заключение  23
Список  использованных источников 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Внешняя политика России является одной из ключевых проблем современного мира. Это обусловлено многими причинами, главными из которых являются:

     - большая территория страны и  в связи с этим большое количество  населения, 

     - запасы полезных ископаемых, добыча  которых существенно влияет на мировой рынок,

     - тесно связанная с предыдущим  пунктом - Россия является одним  из крупнейших экспортеров нефти  и газа, что определяет котировки  мировых валют, 

     - вся история нашей страны показывает, что любое событие, происходящее в России, может существенно повлиять на ход истории всех остальных стран.

     Все это определяет повышенный интерес  к нашей стране. Особенный интерес  вызывали происходящие в нашей стране события в конце прошлого начале нынешнего века.

     Это было вызвано коренной ломкой политического и экономического строя страны: переход от авторитарный формы правления к демократической, от командной формы экономики к рыночным отношениям – все это оказало большое влияние на все страны мира. Экономический кризис конца 90-х годов XX века был отчасти вызван и событиями, произошедшими на территории России.

     Цель  данной работы – изучение внешней политики Российской Федерации 1990 годов.

      Для достижения поставленной цели для начала целесообразно изучить внутреннюю политику РФ в 1990 годы.

     При написании контрольной работы была использованная учебная литература как зарубежных, так и отечественных  авторов.  

1. Формирование новой внутренней политики в Российской Федерации в 90-е годы 

    С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

    Продолжение курса реформ. Государственный аппарат России в конце 80-х годов состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти - Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента - В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.

    Деятельность  государственного аппарата протекала  в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддерживали курс социальной экономической реформы. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры "шоковой терапии").

    Основная  роль в процессе перехода к рынку  отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения.

    Проведенная в соответствии с программой либерализация  цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.

    Приватизация  госсобственности охватила прежде всего  предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощностей. Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.

    Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка  форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота.

    Конституционный кризис. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в "реакционную силу".

    Противостояние  властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом  и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее приятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти -Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действии президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент - А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

    В ответ на антиконституционный акт  президента в Москве силами оппозиции  были организованы демонстрации, в  ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка  штурма мэрии и Останкинского  телецентра. В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников пошили либо получили ранения.

    Внутренняя политика. В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки "Выбор России" и "Явлинский, Болдырев, Лукин" ("Я-Б-Л"), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение "Отечество". Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок "Я-Б-Л" отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ - восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР - возрождение российского государства в рамках до 1977 г.

    В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли  представители 8 партий. Наибольшее число  мест получили "Выбор России", ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.

    Первым  председателем Совета Федерации  стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий  страны. Государственную Думу возглавил  И.П. Рыбкин. С первых дней работы Государственной  Думы в ее составе возникли несколько партийных фракции, наиболее многочисленной среди которых являлась фракция "Выбор России" (председатель Е.Т. Гайдар).

    12 декабря 1993 г. всенародным голосованием  была принята Конституция Российской  Федерации. Россия объявлялась  демократическим

    федеративным  правовым государством с республиканской  формой правления. Главой государства  являлся избираемый всенародным  голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

    Высшие  органы власти РФ с декабря 1993 г. представлены на рис. 1.

    глава государства

    Президент РФ

 

Исполнительная  власть                                     Законодательная власть

Правительство РФ                              Федеральное Собрание – парламент РФ

Совет федерации   Государственная  Дума

Судебная власть

 

Конституционный суд           Верховный суд           Высший арбитражный суд

Рис. 1 - Высшие органы власти Российской Федерации

    

    Центральное место в работе Государственной  Думы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993—1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. Среди них - Законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.

    На  выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической, политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ - Г.А. Зюганов) занимали требования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые "ущемляли" интересы страны.

    Сформировавшиеся  накануне выборов Всероссийское  общественно-политическое движение "Наш  дом - Россия" объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

    В состав Государственной Думы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутатского корпуса. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% -"Наш дом - Россия", 11% - ЛДПР, 10% - блок Г.А. Явлинского ("ЯБЛоко"), 17% - независимые и 14% — другие избирательные объединения.

Информация о работе Внешняя политика Российской Федерации в 90-е годы