Внешняя политика СССР 1965-1985 гОДАХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:56, реферат

Краткое описание

Отношения СССР с социалистическими странами в этот период развивались неоднозначно. «Холодная война», противостояние двух блоков приводили к тому, что любая попытка социалистической страны вести самостоятельную политику рассматривалась как измена «делу социализма». Не все страны согласились с осуждением культа личности Сталина на XX съезде КПСС. Против высказались руководители Китая, Северной Кореи, Албании. Разногласия, полемика с Албанской партией труда привели в 1962 г. к разрыву межгосударственных отношений. С 1963 г. резко ухудшились отношения между КПСС и КПК, СССР и КНР; дело дошло даже до вооруженных столкновений на границе весной и летом 1969 г.

Оглавление

1. Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг.
2. Отношение с социалистическими странами.
3. Политика разрядки. СССР и страны Запада.
4. Политика в «третьем мире».
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 42.26 Кб (Скачать)

 

                         ПЛАН                                     

1.     Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг.

2.     Отношение  с социалистическими странами.

3.     Политика  разрядки. СССР и страны Запада.

4.     Политика  в «третьем мире».

5.     Список литературы

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг.

Отношения СССР с социалистическими  странами в этот период

развивались неоднозначно. «Холодная война», противостояние двух

блоков приводили к  тому, что любая попытка социалистической страны вести самостоятельную политику рассматривалась как измена «делу  социализма». Не все страны согласились  с осуждением культа личности Сталина  на XX съезде КПСС. Против высказались  руководители Китая, Северной Кореи, Албании. Разногласия, полемика с Албанской  партией труда привели в 1962 г. к разрыву межгосударственных отношений. С 1963 г. резко ухудшились отношения  между КПСС и КПК, СССР и КНР; дело дошло даже до вооруженных столкновений на границе весной и летом 1969 г. (о-в. Даманский).

В апреле 1968 г. новый глава  Компартии Чехословакии А. Дубчек

провозгласил программу («Пражская весна») — всесторонняя демократизация общества, введение элементов  рыночной экономики. Попытки построения «социализма с человеческим лицом» были объявлены «антисоциалистическими». В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска стран Варшавского Договора (СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии) для наведения порядка в стране. Позже эта позиция получила название «доктрины Брежнева» (предотвращение нарушения геополитического равновесия двух сверхдержав в Европе, ограничение суверенитета стран Восточной Европы, усиление их экономической и военной интеграции).

События в Чехословакии привели  к тому, что в августе 1968 г. из

ОВД вышла Албания; еще  больше отдалились от СССР Китай, Румыния.

В 70е — начале 80х годов все более очевидным становился кризис системы «государственного социализма». В 1970 г. начались массовые выступления рабочих, в Польше, был образован независимый профсоюз «Солидарность» — реальная альтернатива власти. В 1981 г. в Польше было введено даже военное положение, но именно действия «Солидарности» в конечном итоге привели к падению коммунистического режима.

Серьезным симптомом кризиса  социалистического лагеря стал

военный конфликт между Китаем и Вьетнамом в 1979 г. (СССР в нем

оказывал поддержку Вьетнаму).

К началу 70х годов ценой колоссального напряжения сил СССР

достиг военно-стратегического паритета с США. Это лишало любую

из сверхдержав возможности  победы в ядерной войне, обозначило

поворот от конфронтации в  отношениях Восток — Запад в сторону

разрядки международной  напряженности. Важным политическим и дипломатическим успехом для СССР была нормализация отношений с ФРГ. Когда в 1969 г. канцлером ФРГ стал председатель социал-демократической партии Германии Вилли Брандт, страна изменила свою восточную политику. В 1970-1973 гг. ФРГ заключила договоры с СССР, Польшей, ГДР и Чехословакией, в которых стороны отказались от применения силы в отношениях между собой и от всех территориальных претензий. Согласились на признание границ, сложившихся после второй мировой войны в Европе. Восточную политику В. Брандта поддержал XII конгресс Социалистического Интернационала (Вена, 1972), в который входило 54 партии. В это время во всех государствах Западной Европы социалисты и социал-демократы были правящими партиями. В 1971 г. В. Брандту была присуждена Нобелевская премия мира.

Подписание договоров  стимулировало созыв общеевропейского

Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (его заключительный акт признали в 1975 г. руководители 33 государств Европы, США и Канады). Таким образом была подведена окончательная черта под второй мировой войной, утвержден принцип мирного сосуществования как основа взаимоотношений между государствами. В акт были включены статьи о свободе прав человека, информации и передвижения, а также уважения суверенитета всех государств, незыблемость существующих границ.

В январе 1973 г. в Париже было подписано соглашение о прекращении войны во Вьетнаме, которое предусматривало вывод войск США, отказ их от вмешательства во внутренние дела Вьетнама. Военные действия в Южном Вьетнаме завершились весной 1975 г. (после установления на всей территории власти Временного революционного правительства). Таким образом, были созданы все условия для объединения страны; в июле 1976 г. провозглашено образование СРВ.

Важный поворот произошел и в советско-американских отношениях: политика «разрядки» состояла из двух компонентов — экономических отношений и договоров об ограничении ядерных вооружений.

Только за 1972-1973 гг. было подписано 23 соглашения о сотрудничестве двух стран в различных сферах; в 1971–1976 гг. общий объем

Советско-американской торговли увеличился в 8 раз. Из всех заключенных между СССР и США в период «разрядки» соглашений особое значение имели договоры по ограничению стратегических вооружений, подписанные в 1972 г. (ОСВ-1) и в 1979 г. (ОСВ-2). В 1972 г. был подписан и Договор по противоракетной обороне (ПРО), в 1974 г. — Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия. Однако судьба разрядки оказалась недолгой. Основными причинами ее срыва стали:

1) диаметрально противоположное  понимание причин и перспектив  разрядки;

2) попытки использовать  ее для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире.

Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека СССР принял решение о размещении ядерных ракет средней дальности (РСД) на территории ГДР и ЧССР (что вызвало бурную реакцию на Западе). Нарастало противостояние СССР и США в региональных конфликтах (Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, Эфиопия, Никарагуа и др.)

Начало резкому обострению международной обстановки, возвращению к политике «холодной» войны положило решение руководства СССР о вводе «ограниченного контингента советских войск» в Афганистан 25 декабря 1979 г. (для оказания помощи афганской революции.). После этого разрядка оказалась похороненной. Конгресс США отказался ратифицировать договор ОСВ-2 (администрация Р. Рейгана к тому же считала соглашение невыгодным). США бойкотировали Московскую Олимпиаду-80. В СССР было принято решение о модернизации ракет СС-20 (среднего радиуса). Первая половина 80х годов стала серьезным испытанием для международного сообщества, для СССР. США заложили в военную доктрину на 80-е годы «прямое противоборство» между США и СССР, развернули работы по созданию системы противоракетной космической обороны (СОИ), выдвинули концепцию «ограниченной ядерной войны».

Советский Союз «задыхался»  в гонке за ядерным и технологическим  паритетом. Война в Афганистане стала бездной, непрерывно поглощавшей и людей, и материальные ресурсы. По официальным данным, в ней погибло около 13–14 тыс. советских солдат, ранено 35–37 тыс. «Братская помощь» афганскому народу вылилась в десятки миллиардов рублей. Война была столь же непопулярна в СССР, сколь в свое время война во Вьетнаме в США. Она значительно подорвала международный авторитет СССР.

Ситуация изменилась с середины 80х годов, когда к руководству

СССР пришли новые политики во главе с М.С. Горбачевым, положившие в основу внешней политики страны демократические принципы и общечеловеческие ценности.

 

 

               

 

 

 

 

 

Отношения с социалистическими  странами.                

Укрепление пошатнувшихся  позиций СССР в социалистическом лагере и среди компартий «третьего мира» было первой внешнеполитической задачей Хрущёва. В отношении социалистических стран Восточной Европы политика советского руководства ориентировалась на предоставление несколько большей экономической и политической свободы, чем ранее. К власти во многих странах стали приходить более либерально настроенные коммунистические лидеры, проводились экономические реформы, которые не отвечали классическим представлениям о социализме.

В результате в Восточной  Европе советскому руководству удалось

стабилизировать ситуацию и  ликвидировать последствия венгерских событий 1956 г. Беспрецедентным примером гибкого наведения порядка стала «кадаризация» в Венгрии: несмотря на то что политическая жизнь продолжала находиться под партийным контролем, в сфере экономической политики и культуры была допущена значительная либерализация, что обеспечило почти исключительные для всей Восточной Европы условия жизни в Венгрии. В отношениях с восточноевропейскими социалистическими странами упор стал делаться на укрепление экономического сотрудничества и взаимные политические консультации. Наиболее отчётливо это проявлялось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей которого было дополнить

политическое сотрудничество экономической интеграцией.

Несмотря на незначительное увеличение политической и экономической

самостоятельности, взаимоотношения  между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был «старшим братом», который определял основные направления деятельности своих союзников. Это находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным вопросам, в постоянных технических консультациях, в коллективных действиях, как, например, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г., а также в постоянных отчётах лидеров этих стран перед советским руководством, одной из форм которых в 70-е гг. было прибытие в Крым на отдых (так называемые «крымские встречи»).

В то же время были достигнуты определённые успехи в сотрудничестве

социалистических стран. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу  углубления сотрудничества, рассчитанную на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего было обеспечение восточноевропейских стран дешёвыми энергоносителями и сырьём. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в

разных странах. Советский  Союз поставил в восточноевропейские  страны в 1965 г. 8,3 млн. т. нефти, в 1975 г. – около 50 млн. т., а к началу 80-х гг. – 508

млн. т., причём цена на нефть  была значительно ниже мировой.

Советское руководство чётко  ставило рамки, за которые внутриполитические

проблемы в социалистических странах, несмотря на общий процесс  либерализации, не должны были выходить. Если эти процессы перерастали установленные границы, следовали карательные меры. Так, правительство Дубчека в Чехословакии слишком широко открыло ворота частному предпринимательству и попыталось сократить зависимость от СССР путём сближения с западными странами. Ответом был ввод советских, немецких, болгарских и польских войск в 1968 г. и подавление «контрреволюции».

Не менее показательны были события в Польше. С кризисом начала 70-х гг.

польскому руководству удалось  справиться самому. Однако в начале 80-х гг.

антиправительственная борьба в стране развернулась с новой  силой. Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР польскому руководству удалось продержаться до середины 80-х гг., при этом 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение, во главе Польской объединённой рабочей партии встал генерал В. Ярузельский. Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности, а с другой стороны, предотвратило подготовленный уже ввод советских войск для, как утверждалось, «наведения порядка». Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией. На протяжении всех 60-80-х гг. югославские и советские правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного благожелательства, аналогичную взаимоотношениям СССР с капиталистическими странами. На фоне усиленных экономических связей политическое сотрудничество было крайне незначительно. Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическими странами

занимала Румыния. Руководство  страны во главе с Н. Чаушеску пыталось

проводить независимый курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя

политика государства  соответствовала принципам социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской самостоятельностью.

Отношения СССР с Китаем, а также с Албанией были серьёзно обострены.

Советско-албанские отношения  были разорваны ещё в 1961 г. В жёсткой

конфронтации Советский  Союз находился с Китайской Народной Республикой. Обострение отношений между ними началось ещё в конце 50-х гг., а в середине 60-х гг., с началом «культурной революции», китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с СССР. В 1965-1966 гг. из страны выехали почти все советские граждане, прекратились какие-либо экономические, культурные и тем более политические контакты. В 1969 г. на советско-китайской границе произошли вооружённые столкновения в районе острова Даманский (Дальний Восток) и Семипалатинска (Казахстан), когда погибли более 1 тыс. человек. На протяжении 70-х гг. Китайская Народная Республика фактически рассматривалась как потенциальный противник. Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. контакты между двумя странами стали быстро налаживаться.

Политика разрядки. СССР и страны Запада.                

Отношения с западноевропейскими  странами носили противоречивый, но в  целом конструктивный характер. Во второй половине 60-х гг. началась разрядка во взаимоотношениях между СССР и Францией. Президент Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966—1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией». Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Осенью 1969 г. на выборах в бундестаг победу одержала СДПГ. Новое руководство

Информация о работе Внешняя политика СССР 1965-1985 гОДАХ