Уровень, структура и динамика себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:15, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка мероприятий, направленных на снижение себестоимости продукции на УП «Бумажная фабрика» Гознака.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты формирования себестоимости продукции, включающие определение ее сущности, показателей, состава затрат, роли в повышении конкурентных преимуществ предприятия.
Сделать комплексный анализ себестоимости продукции на УП «Бумажная фабрика» Гознака.
Разработать мероприятия, направленные на снижение издержек производства.
Произвести расчет экономического эффекта от внедрения предлагаемых мероприятий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Себестоимость продукции как экономическая категория
1.1.1 Понятие стоимости, себестоимости, издержек , цены
1.1.2 Классификация себестоимости продукции
1.1.3 Роль себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции, увеличении объема продаж и прибыли
1.2 Показатели себестоимости продукции
1.2.1 Систематизация показателей себестоимости продукции
1.2.2 Показатели себестоимости продукции
1.2.3 Показатели снижения себестоимости продукции
1.2.4 Пути и резервы снижения себестоимости продукции
2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА УП «БУМАЖНАЯ ФАБРИКА» ГОЗНАКА
2.1 Уровень, структура и динамика себестоимости продукции
2.1.1 Краткая характеристика предприятия, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции
2.1.2 Укрупненная организационная структура
2.1.3 Основные финансово-экономические показатели УП «Бумажная фабрика» Гознака
2.1.4 Уровень, структура и динамика себестоимости продукции
2.2. Анализ издержкоемкости продукции
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ УП «БУМАЖНАЯ ФАБРИКА» ГОЗНАКА
3.1Техническое и организационное развитие производства
3.2Материальное стимулирование персонала за снижение себестоимости продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

экономика предприятий.doc

— 682.00 Кб (Скачать)

Из таблицы 2.4 видно, что за анализируемый период снизилась деловая активность предприятия, о чем свидетельствует снижение оборачиваемости совокупного и оборотного капитала. Продолжительность оборота оборотного капитала увеличилась на 15 дней.  
Показатели финансовой устойчивости предприятия представлены в таблице 2.5.  
Табл. 2.5 Показатели финансовой устойчивости предприятия 

Наименование  показателя 

На начало 2007 год 

На конец 2007 год 

Отклонение 

Коэффициент финансовой независимости 

80,5 % 

82,8 % 

+2,3 

Коэффициент финансовой зависимости 

1,2 

1,2 

Коэффициент устойчивого финансирования 

87,2 % 

87,2 % 

Коэффициент роста собственного капитала 

1,3 

1,2 

-0,1 

Коэффициент финансового  риска 

0,2 

0,2 

Коэффициент устойчивого  финансового роста 

0,26 

0,06 

-0,2 


 

   
Из таблицы 2.5 видно, что коэффициент  финансовой независимости на конец года увеличился на 2,3 %, а коэффициент устойчивого финансового роста на конец года снизился на 0,2 пункта.  
Показатели платежеспособности предприятия представлены в таблице 2.6.  
 
Табл. 2.6 Показатели платежеспособности предприятия 

Наименование  показателя 

На начало 2007 года

На конец 2007 года

Отклонение 

Норматив 

Коэффициент обеспеченности собственными средствами 

0,4 

0,5 

+0,1 

Больше 0,3 

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

0,2 

0,2 

Не более 0,85 

Коэффициент текущей  ликвидности 

2,5 

2,8 

+0,3 

Больше 1,7 


Как видно из таблицы 2.6, все представленные в ней коэффициенты находятся в пределах установленных нормативов, что свидетельствует о том, что предприятие является платежеспособным, а его финансовое состояние- устойчивым. Анализ финансовой деятельности проведен на основании годового бухгалтерского баланса за 2007 год и отчета о прибылях и убытках с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года ( см. приложение 2, 3).  
2.1.4 Уровень, структура и динамика себестоимости продукции  
Себестоимость продукции (работ, услуг)- это выраженные в денежной форме текущие затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость производимого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги рассчитывается дважды- по статьям и по элементам затрат. Элементы – это одноименные виды расходов- материалы, заработная плата, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие (налоги, включаемые в себестоимость, командировочные).  
Структура себестоимости по элементам затрат за 2006 и 2007 годы представлена в таблице 2.7 Структура себестоимости по элементам затрат за 2006 и 2007 годы.  
 
Табл. 2.7 Структура себестоимости по элементам затрат за 2006 и 2007 годы 

Наименование  
показателя 

Сумма, млн.руб. 

Структура затрат 

2006 год 

2007 год 

отклонение 

2006 год 

2007 год 

отклонение 

Затраты на производство продукции 

46034 

51249 

+5215 

100 

100 

В том числе 

           

Материальные затраты 

28600 

33687 

+5087 

62,1 

65,7 

+3,6 

В том числе 

           

Сырье и материалы 

25400 

29544 

+4144 

88,1 

87,7 

-0,4 

Топливно-энергетические ресурсы 

2402 

3416 

+1014 

8,4 

10,1 

+1,7 

Расходы на оплату труда 

6878 

7550 

+672 

14,9 

14,7 

-0,2 

Отчисление на социальные нужды 

2662 

2863 

+201 

5,8 

5,6 

-0,2 

Амортизация основных средств и нематериальных активов 

3431 

3112 

-319 

7,5 

6,1 

-1,4 

В том числе 

           

Амортизация основных средств 

3417 

3097 

-320 

99,6 

99,5 

-0,1 

Амортизация нематериальных активов 

14 

15 

+1 

0,4 

0,5 

+0,1 

Прочие затраты 

4463 

4037 

-426 

9,7 

7,9 

-1,8 

В том числе 

           

Переменные расходы 

37538 

41050 

+3512 

81,5 

80,1 

-1,4 

Постоянные расходы 

8496 

10199 

+1703 

18,5 

19,9 

+1,4 


Объем производства продукции  увеличился в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 114,2 %, затраты на производство продукции увеличились на 111,3 % или на 5215 млн.рублей.  
В структуре затрат на производство продукции в 2006 году наибольший удельный вес занимали материальные затраты-62,1 %, в 2007году-65,7%, расходы на оплату труда- соответственно 14,9 % и 14,7%, отчисления на социальные нужды- соответственно 5,8 % и 5,6 %, амортизация основных средств и нематериальных активов- соответственно 7,5 % и 6,1 %, прочие затраты- соответственно-9,7 % и 7,9 %.  
Переменные затраты в 2006 году занимали удельный вес — 81,5 %, постоянные затраты- 18,5 %, в 2007 году соответственно -80,1 % и 19,9 %.  
Общая сумма затрат (Зобщ) может изменяться из-за:  
-объема выпуска продукции в целом по предприятию (VВПобщ),  
-ее структуры (Уdi),  
-уровня переменных затрат на единицу продукции (bi),  
-суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А):  
З общ = å (VВП общ * Уdi * bi) + А.     (2.1)  
Данные для расчета влияния этих факторов приведены в таблице № 2.10 Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукции.  
В связи с увеличением выпуска продукции в условно-натуральном выражении на 9,3 % (IВП=1,093) сумма затрат уменьшилась на 11685 млн.рублей (34349-46034),  
За счет изменения структуры выпуска продукции сумма затрат возросла на 5428 млн.рублей (39777-34349),  
За счет повышения уровня удельных переменных затрат общая сумма затрат увеличилась на 4767 млн.рублей (44544-39777),  
Постоянные расходы возросли на 6705 млн.рублей (51249-44544).  
Проверка 51249-46034=+5215= -11685+5428+4767+6705.  
Таким образом, общая сумма затрат на производство продукции увеличилась в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 5215 млн.рублей или на 11,3%, в том числе за счет изменения объема производства продукции и ее структуры- на -6257 млн.рублей, а за счет роста себестоимости –на 11472 млн.рублей.  
В свою очередь себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией.  
В целях более объективной оценки деятельности предприятия и более полного выявления резервов при анализе себестоимости продукции необходимо учитывать влияние внешнего инфляционного фактора. Для этого фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции в 2007 году нужно умножить на изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов и результаты сложить:  
∆Зц=∑(∆Цi* Рi1).                                              (2.2)  
На УП «Бумажная фабрика» Гознака за счет данного фактора сумма затрат увеличилась на 9953 млн.рублей. Следовательно, за счет повышения уровня ресурсоемкости продукции затраты возросли на :  
∆Зр= ∆ Зобщ-∆Зц= 11742-9953=+1789 млн.рублей.  
Отсюда доля внешних факторов в себестоимости продукции составляет 84,8 % (9953/11742*100), а доля внутренних факторов-15,2%.  
Динамика себестоимости реализованной продукции и выручки от реализации продукции за 2005-2007 годы показана в таблице 2.8.  
Табл. 2.8 Динамика себестоимости реализованной продукции и выручки от реализации продукции за 2004-2006 годы 

показатель 

2005 год 

2006 год 

2007 год 

Темп роста 2006 года к 2005 году % 

Темп роста 2007 года к 2006 году % 

себестоимость млн.руб. 

30194 

47039 

50878 

153,3 

108,2 

выручка от реализации продукции млн.руб. 

37365 

51907 

57942 

138,9 

111,6 

удельный вес себестоимости  в выручке от реализации продукции % 

80,8 

89,2 

87,8 

   

 

Себестоимость реализованной продукции в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросла на 153,3 %, в 2007 году по сравнению с 2006 годом возросла на 108,2 %.  
Удельный вес себестоимости в выручке от реализации продукции в 2005 году составил 80,8 %, в 2006 году- 89,2 %, в 2007 году -87,8 %.  
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируются отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.  
Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:          
Сi = (Ai /VВП ) + Вi,                                          (2.3)  
где Ci – себестоимость единицы i-го вида продукции;  
Ai – сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;  
Bi – сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции;  
VBПi – объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах;  
Произведем анализ себестоимости двух видов бумаг, выпускаемых на УП «Бумажная фабрика» Гознака.  
Анализ себестоимости бумаги офисной  
Для анализа себестоимости бумаги диаграммной используем данные за май 2007 год (таблица 2.9 Исходные данные для факторного анализа себестоимости бумаги офисной).  
Табл. 2.9 Исходные данные для факторного анализа себестоимости бумаги офисной 

Показатель 

По плану 

Фактически 

Отклонение  от плана 

Объем производства, т.пач. 

0,400 

0,384 

-0,016 

Сумма постоянных затрат, тыс.руб. 

644,466 

618,687 

-25,779 

Сумма переменных затрат на единицу продукции, руб 

11983917 

14147905 

+2163988 

Себестоимость т.пач., руб 

13595082 

15759070 

+2163988 


Расчет влияния факторов на изменение себестоимости бумаги офисной методом цепной подстановки:  
Спл= (Апл /ВПпл)+bпл= (644466/0,400)+11983917=13595082 рублей  
Сусл1= (Апл /ВПф)+bпл= (644466/0,384)+11983917=13662214 рублей  
Сусл2= (Аф /ВПф)+bпл= (618687/0,384)+11983917=13595081 рублей  
Сф= (Аф /ВПф)+bф= (618687/0,384)+14147905=15759070 рублей  
Общее изменение себестоимости 1 единицы продукции составляет:  
ΔСобщ ф — Спл = 15759070 — 13595082 = + 2163988 руб;  
в т.ч. за счет изменения:  
а) объема производства:  
ΔС VВП усл1 — Спл = 13662214 – 13595081 = + 67133 руб;  
б) суммы постоянных затрат:  
ΔСа усл2 – Сусл1 = 13595082 — 13662214 = -67132 руб;  
в) суммы удельных переменных затрат:  
ΔСв ф – Сусл2 = 15759070 -13595081 = +2164000 руб.  
Результаты анализа сведем в таблицу 2.10 Анализ себестоимости бумаги офисной.  
 
Табл. 2.10 Анализ себестоимости бумаги офисной 

Объем выпуска  продукции, т.пач. 

Постоянные  затраты, тыс.руб. 

Переменные  затраты на единицу продукции, руб. 

План 

Факт 

План 

Факт 

План 

Факт 

0,400 

0,384 

644,466 

618,687 

11983917 

14147905 


Себестоимость единицы  продукции, руб 

Изменение себестоимости, руб 

Общее 

в т.ч. за счет 

План 

Усл.1 

Усл.2 

Факт 

VВП 

А 

Вi 

13595082 

13662214 

13595081 

15759070 

+2163988 

+ 67132 

-67133 

+2164000 


Теперь более детально изучим себестоимость единицы продукции  по каждой статье затрат, для чего фактические  данные сравним с плановыми в  таблице 2.11 Структура затрат на производство бумаги офисной.  
Табл. 2.11 Структура затрат на производство бумаги офисной 

Статьи затрат 

Затраты на т.пач., руб 

Структура затрат, % 

План 

Факт 

Δ 

План 

Факт 

Δ 

Сырье и материалы 

10692411 

12856399 

+2163988 

78,6 

81,6 

+3 

Топливо и энергия 

23425 

23425 

0,2 

0,1 

-0,1 

Зарплата производ-ственных рабочих 

287465 

287465 

2,1 

1,8 

-0,3 

Отчисления на соц. и  медстрахование 

101763 

101763 

0,7 

0,6 

-0,1 

Общепроизводственные  затраты 

531810 

531810 

3,9 

3,4 

-0,5 

Общехозяйственные расходы 

918149 

918149 

6,7 

5,8 

-0,9 

Прочие произв. расходы 

878852 

878852 

6,4 

5,6 

-0,8 

Коммерческие расходы 

161207 

161207 

1,4 

1,1 

-0,3 

ИТОГО: 

13595082 

15759070 

+ 2163988 

100 

100 


Приведенные данные показывают, что фактические затраты на производство т.пачек бумаги офисной в целом  увеличились на 2163988 рублей, что произошло  за счет увеличения переменных затрат ( повысились цены на бумагу- поставщик ЗАО «Торговый Дом «Бахва» Россия ).  
Анализ себестоимости бумаги дланочно-этикеточной  
Для анализа себестоимости бумаги бланочно-этикеточной используем данные за май 2007года (таблица 2.12 Исходные данные для факторного анализа себестоимости бумаги бланочно-этикеточной).  
Табл. 2.12 Исходные данные для факторного анализа себестоимости бумаги бланочно-этикеточной 

Показатель 

По плану 

Фактически 

Отклонение  от плана 

Объем производства, т 

6,0 

6,178 

+0,178 

Сумма постоянных затрат, тыс.руб. 

2349,918 

2333,307 

-16,611 

Сумма переменных затрат на единицу продукции, руб 

968136 

934570 

-33566 

Себестоимость 1 тонны, руб 

1359789 

1312250 

-47539 


Расчет влияния факторов на изменение себестоимости бумаги бланочно-этикеточной методом цепной подстановки:  
Спл= (Апл /ВПпл)+bпл= (2349918/6)+968136=1359789 рублей  
Сусл1= (Апл /ВПф)+bпл= (2349918/6,178)+968136=1348505 рублей  
Сусл2= (Аф /ВПф)+bпл= (2333307/6,178)+968136=1345816 рублей  
Сф= (Аф /ВПф)+bф= (2333307/6,178)+934570=1312250 рублей  
Общее изменение себестоимости 1 единицы продукции составляет:  
ΔСобщ ф — Спл =1312250 — 1359789 = — 47539 руб;  
в т.ч. за счет изменения:  
а) объема производства:  
ΔСВП усл1 — Спл =1348505 – 1359789 = -11284 руб;  
б) суммы постоянных затрат:  
ΔСа усл2 – Сусл1 = 1345816 – 1348505 = -2689 руб;  
в) суммы удельных переменных затрат:  
ΔСв ф – Сусл2 = 1312250 — 1345816 = -33566 руб.  
Результаты анализа сведем в таблицу 2.13 Анализ себестоимости бумаги бланочно-этикеточной.  
Табл. 2.13 Анализ себестоимости бумаги бланочно-этикеточной 

Объем выпуска  продукции, т 

Постоянные  затраты, тыс.руб. 

Переменные  затраты на единицу продукции, руб. 

План 

Факт 

План 

Факт 

План 

Факт 

6,0 

6,178 

2349,918 

2333,307 

968136 

934570 


Информация о работе Уровень, структура и динамика себестоимости продукции